Современные патогенетические особенности распространения ВИЧ-инфекции во время беременности

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

В настоящее время хронические инфекционные заболевания матери являются одной из причин перинатальной заболеваемости и смертности [3, 4, 7]. Особая роль принадлежит вирусным инфекциям (вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция), которые приобретают хроническую форму течения, осложняя беременность и роды. Во многих работах зарубежных авторов показано, что ИППП являются кофакторами ВИЧ инфекции [1-6].

Заболеваемость населения различными вирусными инфекциями растет с каждым годом. Во время беременности на фоне явления гестационной иммуносупрессии заболеваемость острыми вирусными инфекциями, а также риск активации хронических вирусных инфекций выше по сравнению с небеременными женщинами. У женщин, перенесших вирусную инфекцию во время беременности, значительно увеличивается вероятность потери беременности или развития плацентарной недостаточности (ПН) [1, 7, 8].

Острые вирусные инфекции могут приводить к потере беременности и рождению детей с пороками развития вследствие непосредственного инфицирования плода и плаценты и развития системного воспалительного ответа. Хронические (латентные) инфекции, длительно персистирующие в организме, часто прогрессируют на фоне гестационной иммуносупрессии, но редко приводят к внутриутробному инфицированию и порокам развития плода. Однако частота патологии беременности (синдрома потери плода, ПН, синдрома задержки развития плода) не значительно отличается от таковой при острых вирусных заболеваниях [1, 3, 7].

В последнее время резко возросло число беременных женщин с ВИЧ-инфекцией, безусловно, задача акушера-гинеколога состоит не только в сохранении здоровья матери, но и плода, новорожденного, что в дальнейшем решает многие проблемы, возникающие в периоде детства и дальнейшей жизни ребенка [7, 8].

По данным отечественной и зарубежной литературы, течение беременности, родов, послеродового периода у ВИЧ - позитивных женщин осложняется из-за наличия широкого спектра отягощающих факторов, связаных с ВИЧ-инфекцией. К данным факторам относят: заболевания, передаваемые половым путем; наркотики; социальное неблагополучие семьи, а также патологические процессы, которыми осложняется ВИЧ-инфекция (различные вирусные, бактериальные, протозойные, грибковые инфекции и сопутствующая соматическая патология) [2, 7, 8].

По данным различных авторов отмечено, что беременность влияет на ВИЧ-инфекцию посредством более выраженного снижения иммунологической реактивности и затруднительного её восстановления после родов в течение длительного времени. Этим объясняется развитие оппортунистических заболеваний на фоне беременности с большей частотой, чем у небеременных ВИЧ-инфицированных женщин. Наблюдается частая госпитализация по поводу бактериальной пневмонии и быстрые темпы прогрессирования ВИЧ-инфекции [3, 12, 14]. Несмотря на наличие работ, посвящённых проблеме ВИЧ-инфекции у беременных, по-прежнему многие вопросы остаются нерешёнными и требуют дальнейшего изучения.

Осложнения беременности на фоне вирусных инфекций могут развиваться в результате нарушения естественной иммунологической толерантности организма. Следствием является развитие патологического для беременности состояния активации цитотоксического звена иммунитета. Активация цитотоксического иммунитета (цитотоксических Т-лимфоцитов) и нарушения соотношения Thl/Th2 клеточных механизмов является одной из ведущей концепции, объясняющих изменения регуляторных механизмов иммунной системы при потерях беременности, развитии плацентарной недостаточности и преждевременных родов. Основное место в этой теории отводится цитокинам. Так, цитокины, выделяемые Thl -лимфоцитами, подавляют Th2-цитокины, возможна и обратная реакция [7]. Цитокины отвечают за имплантацию, инвазию трофобласта, децидуализацию, развитие плаценты и иммунотолерантность к беременности. В литературе встречаются данные, что в результате патологической Thl-цитокиновой агрессии возможна потеря плода, а дефицит Th2-цитокинов приводит к недостаточному развитию плаценты и возможной в связи с этим, гибели плода [7, 9-11].

Патологические механизмы, приводящие к избыточной продукции Thl-цитокинов, могут вызвать развитие эндотелиопатии и активацию системы комплемента, которая является начальным звеном в патогенезе поражения эндотелия, синтеза антифосфолипидных антител (АФА) и молекул адгезии с последующим развитием тромбофилии и плацентарной недостаточности во время беременности [6]. Хотя нет единого мнения о роли Thl и Th2 цитокинов в развитии патологии беременности у женщин. Одной из причин активации цитотоксического иммунитета и нарушения Thl/Th2 клеточного соотношения в иммунной системы является вирусная инфекция. Однако патогенетические механизмы данных иммунологических сдвигов при различной инфекции остаются недостаточно изученными [5, 12].

Т-лимфоциты являются клетками мишенями для ВИЧ инфекции, выполняющие функцию хелперов/индукторов и эффекторов. На ранних этапах течения ВИЧ-инфекции, при отсутствии выраженного снижения содержания CD4-клеток, основное значение в развитии дисбаланса иммунного ответа, формировании иммунодефицита принадлежит нарушениям регуляторных функций Т-хелперов/индукторов [7, 15, 16].

На Т-хелперы ВИЧ оказывает прямой цитопатогенный эффект, что сопровождается преждевременным старением и гибелью инфицированных клеток; уничтожением зараженных клеток лимфоцитами-эффекторами антителозависимой клеточной цитотоксичности; блокадой рецепторов CD4 вирусным гликопротеином gp120; аутоиммунными процессами. На начальных стадиях ВИЧ болезни преобладают моноцитотропные изоляты, а в период разгара - лимфоцитотропные. На мембране изолятов имеются рецепторы CD4, к которым отмечено большое сродство вирусного гликопротеина gp120(ВИЧ-1) и gp105(ВИЧ-2). Наличие рецептора CD4, с которым соединяется белок gp120(ВИЧ-1) или gp105(ВИЧ-2) и корецептора является условием фиксации ВИЧ на клеточной мембране, с последующим его проникновением в клетку-мишень. Выделяют хемокиновый рецептор CCR5 для макрофаготропной разновидности ВИЧ и CXCR4 – для лимфоцитотропной. Распознавание Т-хелперами антигенов на поверхности антигенпрезентирующих клеток (макрофагов) происходит с обязательным участием двух структур — рецептора CD4, который взаимодействует с главным комплексом гистосовместимости II класса (ГКГС II) макрофага, и рецептора для антигена. Однако взаимодействие поверхностного гликопротеина gp120 с мембраной CD4-клеток может приводить к программированной клеточной гибели - апоптозу зрелых СD4-лимфоцитов так же при отсутствии инфицирования клеток ВИЧ [16-18].

Нарушение функции Т-хелперов способствует снижению цитотоксической активности Т-супрессоров, на фоне ВИЧ инфекции и появлению оппортунистических инфекций.

Функционирование В-лимфоцитов контролируется Т-лимфоцитами. Дисфункции В-системы в целом могут быть вторичными по отношению к дисфункции Т-хелперов и Т-супрессоров. ВИЧ способен прямо инфицировать В-лимфоциты и вызывать их разрушение [15, 16]. Однако на цитоплазматической мембране В-лимфоцитов отмечена невысокая плотность CD4-рецепторов или их полное отсутствие. Суммарная концентрация иммуноглобулинов IgG и IgA сыворотки в условиях ВИЧ-инфекции оказывается повышенной, в связи, с чем у больных отмечается характерная диспропорция уровней подклассов иммуноглобулинов IgG. Так, прогрессирующее снижение уровня IgG2 способствует возрастанию восприимчивости к патогенному действию таких микроорганизмов, как Haemophilus influenzae, Streptococcus pneumoniae и Staphylococcus aureus у больных ВИЧ-инфекцией [1, 2, 7].

Таким образом, прогрессированию течения ВИЧ-инфекции предшествует активация репликативного процесса вируса иммунодефицита человека. Клинические проявления заболевания обусловлены патогенным эффектом вируса и его белков на клетки-мишени, истощением пула CD4+-клеток крови, а также нарушением кооперативных связей и функций иммунокомпетентных клеток, что приводит к формированию иммунодефицита.

У ВИЧ инфицированных женщин иммунная функция в период беременности подавляется, что дает возможность плоду не отторгаться. Следовательно, данные процессы вызывают опасение ускорения развития ВИЧ-инфекции во время беременности. Так, в результате клинических проявлений выяснено, что у ВИЧ-инфицированных беременных женщин пневмония развивается значительно чаще, чем у небеременных женщин. Хотя беременность оказывает незначительное влияние на развитие инфекции у бессимптомных ВИЧ-положительных или недавно инфицированных женщин, на более поздних стадиях ВИЧ-инфекции она может ускорять течение болезни.

Отмечен неблагоприятный исход беременности с ВИЧ при наличии осложнений как на ранних, так и на поздних сроках. Выявлен высокий процент самопроизвольных абортов в первом триместре беременности у ВИЧ-инфицированных женщин, по сравнению с неинфицированными женщинами. В данной группе женщин отмечена высокая частота преждевременных родов, развитие задержки роста плода, чаще происходит отслойка плаценты [6, 8, 9].

Отмечен высокий процент внематочных беременностей, что может быть связано с влиянием других сопутствующих инфекций (инфекции передающиеся половым путем) у данной группы женщин.

По современным данным, риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери при беременности, в родах и при кормлении грудью составляет 30% без лечения и всего 2-5% — при проведении противовирусной терапии (химиопрофилактики) и соблюдении врачебных рекомендаций.

К факторам, увеличивающим риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку относят [7]:

- патологические изменения в плаценте, тканях плода, околоплодных водах (ВИЧ выявляется в плацентарных клетках и т.д.);

- наличие ВИЧ в цервикальном секрете (выявление ВИЧ р24 антигена в цервикально-вагинальных секретах с увеличением риска инфекции);

- отрицательные результаты вирусологических исследований при рождении и положительный результат в течение 1-го года жизни у новорожденных («острая» первичная инфекция);

- позднее появление симптомов болезни — спустя 12 месяцев жизни;

- увеличение риска инфицирования при грудном вскармливании (которое достаточно богато лейкоцитами, в том числе CD4 клетками).

По данным ряда авторов, ВИЧ может быть передан плоду на сроке 8 недель, так как его находили в абортированном плоде. Хотя основная передача вируса происходит на поздних сроках беременности или около периода родов (отсутствие у новорожденных признаков ВИЧ-инфекции при рождении и их инфицированность прямо перед рождением или в процессе родов). Выделяют три периода, во время которых инфицированная мать может передать вирус ребенку: антенатальный, интранатальный и послеродовый периоды [7, 12].

Во время беременности мать может передать вирус трансплацентарно к плоду. Плацента, осуществляя различные функции (трофическую, метаболическую, защитную от инфекционных агентов, в том числе ВИЧ, находящихся в материнской крови), при наличии ее повреждения, снижаются ее функции. В этом случае ВИЧ-инфекция может передаться от матери плоду. Факторы, повышающие или изменяющие риск антенатальной передачи вируса к плоду: 1)высокий материнский вирусный титр (количество вируса в крови матери); 2) материнские нейтрализующие антитела (материнские антитела могут инактивировать ВИЧ у плода); 3) повреждение и/или воспаление плацентарной мембраны; 4) условия во время родов, приводящие к усилению воздействия на плод материнской крови (раннее отделение плаценты от матки, повреждение кожи младенца (акушерские щипцы); 5) оппортунистические инфекционные заболевания, ослабляющие иммунную систему матери и повышающие риск инфицирования ребенка ВИЧ) [2, 3, 7].

У ВИЧ-инфицированных женщин развиваются различного рода осложнения беременности, в том числе и нарушения гемостаза, обусловленные наличием эндотелиальной дисфункции.

В крови ВИЧ-инфицированных женщин происходит увеличение содержания фактора VIII фон Виллебранда (vWf), посредством которого осуществляется адгезия тромбоцитов на мембране эндотелиальных клеток (ЭК), ведущая к тромбообразованию. Состояние гиперкоагуляции у ВИЧ-беременных связано так же с увеличением содержания в крови ингибитора активатора плазминогена, способствующего тромбообразованию.

Увеличивается содержание растворимого тромбомодулина (sTM), за счет отщепления его от поверхности ЭК, наличие которого обеспечивает антитромбогенные функции внутренней поверхности сосудов. Дисбаланс в системе коагуляции особенно выражен при клинических проявлениях заболевания: наиболее высокие уровни в крови как vWf и sTM, так и тканевого активатора плазминогена (t-PA) - антитромбогенного фактора - отмечаются у ВИЧ-инфицированных беременных и эти показатели коррелируют с увеличеннной вирусной нагрузки [7].

Активация пролиферации ЭК кровеносных сосудов у ВИЧ-инфицированных беременных - васкулопатия - возможна под влиянием факторов, являющихся митогенами для этих клеток. Такими факторами являются фактор роста ЭК (VEGF), продуцируемый большим числом клеточных популяций организма, фактор роста фибробластов (FGF-2). Активация продукции VEGF опосредована провоспалительными цитокинами - фактором некроза опухоли а (ФНОа), интерфероном-у (ИФН-у), интерлейкинами 1 В, 6, 8, присутствующими в повышенных количествах в сыворотке крови ВИЧ-инфицированных беременных [13, 14].

Генез связи вирусной инфекции с патологией эндотелия не изучен окончательно. На сегодняшний день, исследований по изучению системы гемостаза у беременных с вирусной патологией недостаточно. Поэтому изучение маркеров эндотелиопатии и параметров гемостаза у беременных женщин с вирусными заболеваниями представляется чрезвычайно интересной и актуальной научной проблемой. Исследование нарушений в системе иммунитета, особенностей цитокиновой секреции, системы комплемента важно для прогнозирования неблагоприятного течения беременности. В настоящее время остается актуальным не только выработка необходимых мероприятий для защиты плода от ВИЧ-инфекции, но и необходимость предотвращения других патогенетических механизмов, развивающихся во время беременности, связанных с внутриутробным инфицированием и плацентарной недостаточностью. Изучение генеза эндотелиопатии и плацентарной недостаточности при вирусном инфицировании необходимо для выбора правильной тактики ведения беременности и предотвращения повреждения плода у таких больных путем влияния на патогенетические механизмы действия вирусов.

Список использованных источников:

  1. Афанасьева Е.С., Полянская Р.Т., Цхай В.Б. Анализ влияния ВИЧ-инфекции как фактора развития задержки внутриутробного развития плода и фетоплацентарной недостаточности// Матер. V Росс. Форума «Мать и дитя». -М., 2003. С.15.
  2. Бобкова М.Р. Молекулярно-генетические методы в изучении эпидемиологии инфекций, возбудители которых передаются парентеральным путем: Дисс. … д.м.н. - М.: ЦНИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2002.-216с.
  3. ВИЧ: профилактика передачи от матери ребенку: Учеб. пособие/ В.И.Кулаков, И.И.Баранов. - М.: ВЕДИ, 2003. -168 с.
  4. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. — Принята Резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу, Нью-Йорк, июнь 2001 г., 19 c.
  5. Кузнецова И.И. Роль женщины в распространении инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека: Дисс. … к.м.н. - М.: ЦНИИЭ, 1992, 130с.
  6. Жилин М.Ф., Ноговицина Г.В., Покровский В.В. Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека и больным синдромом приобретенного иммунодефицита. Методические рекомендации. - М., 1992, 15 с.
  7. Покровский В.В., Сервецкий К.Л. Передача ВИЧ при грудном вскармливании и гетеросексуальных контактах// Микробиол., 1988 – №12. – С. 59-62.
  8. Ястребова Е.Б., Жолобов В.Е., Рахманова А.Г. Факторы риска передачи ВИЧ от матери к ребенку// Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – СПб. - 2008.- № 4. - С. 35-38.
  9. CDC. 1994 Revised Classification System for Human Immunodeficiency Virus Infection in Children Less Than 13 Years of Age// MMWR, 1994. Vol.43. P. 1-10.
  10. Vink P. E., Farley J., Nair P. et al. Effects of substance abuse on vertical transmission. // XIV int. conf. on AIDS. Barcelona-July 2002..
  11. Soderlund N., Zwi K., Kinghorn A., Gray G. Prevention of vertical transmission of HIV: analysis of cost effectiveness of options available in South Africa// BMJ 1999. Vol. 318. P. 1650-1656.
  12. The European Mode of Delivery Collaboration. Elective Caesarean section versus vaginal delivery in prevention of vertical HIV-1 transmission: a randomized clinical trail (ANRS 050)// Lancet, 1999. Vol. 357. P. 1035-1039.
  13. UNAIDS. HIV in pregnancy: a review. - Geneva, 1999. 67 p.
  14. UNAIDS. New data on the prevention of mother-to-child transmission of HIV and their policy implications. - Geneva, 2000. 24 р.
  15. Singer I., Scott S., Kawka D.W., Chin J., Daughery B.L., DeMartino J.A. et al. CCR5, CXCR4, and CD4 are clustered and closely apposed on microvilli of human macrophages and T cells// J Virol 2001; 75:3779–3790.
  16. Steffens C.M., Hope T.J. Localization of CD4 and CCR5 in living cells// J Virol 2003; 77:4985–4991.
  17. Issafras H., Angers S., Bulenger S., Blanpain C., Parmentier M., Labbe-Julie C. et al. Constitutive agonist-independent CCR5 oligomerization and antibody-mediated clustering occurring at physiological levels of receptors// J Biol Chem 2002; 277:34666–34673.
  18. Benkirane M., Willey R., Jin D.-Y., Chun R.F., Koup R.A., Jeang K.-T. Mechanism of transdominant inhibition of CCR5-mediated HIV-1 infection by CCR5D32// J Biol Chem 1997; 272:30603–30606.