Отношение беременных и матерей детей первого года жизни к грудному вскармливанию

Ижевская государственная медицинская академия

Актуальность. Последние десятилетия характеризуются низкими показателями здоровья детей [6]. Несмотря на принимаемые меры, добиться значительного снижения как первичной, так и общей заболеваемости у детей не удается. Наиболее важным этапом формирования здоровья является первый год жизни ребенка [1]. Именно в этом возрасте отмечаются быстрые темпы роста, прибавки в весе. Рациональное вскармливание является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, адекватное созревание различных органов и тканей, высокую резистентность [2]. В настоящее время доказано, что идеальной пищей для младенца, особенно в первые месяцы жизни, является грудное молоко его матери, имеющее родственную связь с тканями ребенка. Исследования свидетельствуют о положительном влиянии материнского молока на развитие интеллекта и некоторых психологических функций у детей, формирование более прочной связи матери и ребенка [4]. У детей, получавших смешанное и искусственное вскармливание, значительно выше распространенность алиментарно-зависимых заболеваний, таких как анемия, гипотрофия, паратрофия, рахит и риск формирования хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы [1,5,6].

Большинство женщин в период беременности настроены на вскармливание своего ребенка грудным молоком. Вместе с тем, статистические отчеты лечебных учреждений свидетельствуют о том, что грудное молоко на первом году жизни получают менее половины детей [6,7]. Причины, по которым матери прекращают грудное вскармливание, многочисленны, ведущими являются нехватка молока, отказ ребенка от груди, проблемы с молочной железой и сосками [1,4,6]. Истинная или первичная гипогалактия встречается редко и составляет не более 2,0%. Формированию вторичной гипогалактии способствуют многие факторы, ведущими из них являются недостаточная осведомленность женщин о механизмах лактации, отсутствие навыков техники кормления, психологического настроя [8]. Нередко негативное влияние оказывают недостаточная поддержка со стороны семьи, необоснованное введение докормов заменителями грудного молока, необходимость выхода на работу, болезнь ребенка, болезнь матери. Информацию по вопросам грудного вскармливания женщины получают из различных источников, в первую очередь это женские консультации, родильные дома, детские поликлиники. Однако консультантами по грудному вскармливанию являются также подруги, родственники, соседи, интернет. Полученная из этих источников информация не всегда достоверная. Вместе с тем, родители доверяют ей больше, чем участковому педиатру и медицинской сестре. В связи с этим, важной задачей участкового врача и участковой медицинской сестры детской поликлиники является обучение женщин вопросам естественного вскармливания с современных позиций, как в период беременности, так и кормления ребенка грудным молоком [3].

Необходимо отметить, что последипломное образование участковых медицинских сестер и педиатров проводится через каждые 5 лет. Подобная практика не позволяет сохранять на должном уровне полученные ранее знания и пополнять их новыми сведениями. В связи с этим становится актуальным внедрение дополнительного образования для медицинских сестер детских поликлиник на рабочем месте. Медицинская сестра, владеющая современной информацией по вопросам грудного вскармливания, может изменить отношение женщин к естественному вскармливанию.

Цель исследования: изучение динамики уровня знаний и отношения беременных и матерей к естественному вскармливанию на основе дополнительного образования медицинских сестер.

Материалы и методы. В период с 2007 по 2010 г. в двух детских поликлиниках г. Ижевска проводилось анкетирование беременных и матерей по вопросам естественного вскармливания. В I группу (группа наблюдения) входили женщины, проживающие на территории обслуживания детской поликлиники №1 (n=141), во II группу (группа сравнения) - женщины, проживающие на территории обслуживания детской поликлиники №5 (n=109).

В период беременности женщинам была предложена анкета, состоящая из 78 вопросов, касающихся социального статуса, здоровья, отношения к будущему ребенку, к процессу лактации и кормления грудным молоком. В детской поликлинике №1 организованы семинары для участковых медицинских сестер по вопросам естественного вскармливания, которые проводились ежемесячно в течение одного года. Для матерей, проживающих на территории обслуживания этой поликлиники, были разработаны буклеты по вопросам грудного вскармливания, организованы дополнительные консультации в кабинете здорового ребенка по данной проблеме. Группой сравнения явилась детская поликлиника №5, где дополнительного обучения медицинских сестер и матерей не проводилось. Женщины анкетировались повторно при исполнении ребенку возраста 1 год в дни приема здоровых детей или на дому при патронажах совместно с участковой медицинской сестрой.

Результаты исследования. Большая часть беременных относились к возрастной группе 18-30 лет (78,0% и 88,9%; р<0,02), состояли в браке (63,4% и 67,9%; р>0,05), имели среднее специальное или высшее образование (75,2% и 86,2%; р<0,02), работали (84,4% и 89,9%; р>0,05). Материальный достаток выше прожиточного уровня имели более 1/3 семей обеих групп (37,6% и 43,1%; р>0,05). Затраты на приобретение продуктов питания, составляющие 50,0% и более семейного бюджета, регистрировались у 56,0% женщин I группы и 57,2% - II группы (р>0,05). Более половины будущих матерей не имели детей до настоящей беременности и опыта их воспитания (62,4% и 68,8%; р>0,05). В обеих группах среди будущих матерей преобладали женщины, вовремя вставшие на учет по беременности в женской консультации (84,4% и 93,5%; р<0,02). Значительная часть женщин в детстве вскармливались грудным молоком (78,7% и 73,4%; р>0,05).

На вопросы анкеты, касающиеся планирования лактации и кормления ребенка грудным молоком, беременные отвечали при посещении «Школы матерей» в детской поликлинике (табл.1).

Беременные обеих групп считали необходимым проведение бесед о роли грудного вскармливания (87,9% и 94,5%; р>0,05). Наряду с этим, занятия «Школы матерей» в период беременности планировали регулярно посещать 26,9% женщин группы наблюдения и 52,3% - группы сравнения (р<0,001). Представительницы обеих групп наиболее частым местом проведения занятий предполагали женскую консультацию (46,8% и 30,3%; p<0,01) и детскую поликлинику (40,4% и 63,3%; p<0,001).

Таблица 1. Частота утвердительных ответов женщин групп наблюдения и сравнения в период беременности на вопросы о планировании приобретения знаний по проблемам естественного вскармливания, будущей лактации и кормления грудью (на 100 опрошенных)

Таблица 1. Частота утвердительных ответов женщин групп наблюдения и сравнения в период беременности на вопросы о планировании приобретения знаний по проблемам естественного вскармливания, будущей лактации и кормления грудью (на 100 опрошенных)

Примечание: p – достоверность различий.

На необходимость обучения вопросам грудного вскармливания во всех лечебных учреждениях – женской консультации, родильном доме и детской поликлинике, указали 3 женщины в первой и 5 – во второй группах. Более половины женщин обеих групп считали, что кормление грудью будет им нравиться (65,9% и 60,5%; р>0,05). Положительное отношение к будущему вскармливанию ребенка грудным молоком мужья беременных I и II групп высказывали чаще, по сравнению с их женами (92,9% и 89,9%; р>0,05). Близкие родственники также одобрительно относились к грудному вскармливанию ребенка (90,0% и 91,7%; р>0,05).

О необходимости прикладывания ребенка к груди сразу или в течение первого часа после родов были осведомлены чаще женщины I группы (88,6% и 59,6%; р<0,001). Кормить детей грудным молоком до 1 года планировали половина женщин I и II групп (58,2% и 56,8%; р>0,05). Кормить грудным молоком так долго, «как получится» предполагали 41,8% женщин первой группы и 43,1% - второй (р>0,05). Прием средств, улучшающих лактацию, женщины обеих групп планировали редко (27,7% и 11,9%; р<0,01).

Нами изучался уровень знаний беременных о роли кормления грудным молоком для ребенка и матери, о профилактике гипогалактии (табл.2).

Преимуществами грудного вскармливания перед искусственным и смешанным женщины в период беременности назвали низкую заболеваемость ребенка (50,3% и 52,3%; р>0,05) и высокий уровень его интеллектуального развития (36,9% и 46,8%; р>0,05). Будущие матери в большинстве считали, что ребенок на грудном вскармливании ближе к матери (90,8% и 94,5%; р>0,05). По мнению половины беременных группы наблюдения грудное вскармливание способно повлиять в будущем на способность ребенка к обучению в школе (52,5% и 46,8%; р>0,05).

Реже женщины были уверены в том, что грудное вскармливание влияет на формирование положительного отношения к семейной жизни ребенка в будущем (44,7% и 45,9%; р>0,05). Более половины беременных считали, что грудное вскармливание способно повлиять в будущем на родительскую ответственность (54,6% и 47,7%, р>0,05). Значительная часть женщин группы сравнения не смогла ответить на заданный вопрос (34,0% и 44,0%; р>0,05). Почти половина беременных обеих групп считали, что грудное молоко способно повлиять на увеличение продолжительности жизни ребенка (48,9% и 41,3%; р >0,05).

Таблица 2. Динамика отношения женщин, прошедших дополнительное консультирование по вопросам естественного вскармливания о значении кормления грудным молоком для ребенка и матери (на 100 опрошенных)

Таблица 2. Динамика отношения женщин, прошедших дополнительное консультирование по вопросам естественного вскармливания о значении кормления грудным молоком для ребенка и матери (на 100 опрошенных)

Примечание: * - достоверность различий группы наблюдения с группой сравнения (* - p<0,05, ** - p<0,02, *** - p<0,01, **** - p<0,001).

Повторное анкетирование женщин обеих групп проводилось при исполнении ребенку возраста 1 год. В I группе опрошено 112 матерей, во II группе – 75 матерей. За прошедший период (в среднем через 13–15 месяцев) основные показатели, касающиеся социального статуса женщин, изменились незначительно. Большая часть женщин относились к той же возрастной группе 18-30 лет (83,0% и 74,7%; р>0,05), состояли в браке (76,8% и 73,3%; р>0,05). Средний ежемесячный доход выше прожиточного минимума имели менее половины семей обеих групп (49,1% и 45,3%; р>0,05). Затраты на приобретение продуктов 50,0% и более семейного бюджета увеличились в обеих группах (72,3% и 76,0%; р>0,05).

Проведен анализ причин отказа матерей от грудного вскармливания, сроков прикладывания ребенка к груди, длительности естественного вскармливания, отношения мужей и родственников к кормлению ребенка грудным молоком (табл.3).

Таблица 3. Частота утвердительных ответов женщин группы наблюдения, получавших дополнительное индивидуальное консультирование по естественному вскармливанию, на вопросы о грудном вскармливании при исполнении ребенку возраста 1 год (на 100 опрошенных)

Таблица 3. Частота утвердительных ответов женщин группы наблюдения, получавших дополнительное индивидуальное консультирование по естественному вскармливанию, на вопросы о грудном вскармливании при исполнении ребенку возраста 1 год (на 100 опрошенных)

Примечание: p – достоверность различий.

В родовом зале приложили ребенка к груди 87,5% матерей группы наблюдения и 52,0% группы сравнения (p<0,001). Значительная часть матерей второй группы приложили ребенка к груди в течение первых суток и позднее (7,1% и 40,0%; р<0,05). Большая часть матерей обеих групп находились в родильном доме в палате совместного пребывания с ребенком (79,4% и 86,7%; р>0,05). Женщины, прошедшие дополнительное консультирование по программе подготовки грудного вскармливания, чаще кормили ребенка в ночное время, по сравнению со II группой. Многие матери группы сравнения не были осведомлены в данном вопросе. У матерей группы наблюдения был выше показатель кормления ребенка грудным молоком по требованию. По мнению большинства кормящих женщин грудного молока для ребенка было достаточно (73,2% и 72,0%; р>0,05). Матерям обеих групп кормление грудью нравилось (86,6% и 90,7%; р>0,05). Большинство отцов обеих групп положительно относились к кормлению ребенка грудным молоком (87,5% и 96,0%; р>0,05). Основными причинами отказа от кормления грудью и перевода ребенка на искусственное или смешанное вскармливание явились заболевания матери (9,8% и 21,3%; р<0,05) и ребенка (6,3% и 20,0%; р<0,01). По результатам ответов на вопросы анкеты выявлено, что матери и дети группы сравнения болели чаще, чем группы наблюдения. Среди причин недостаточности молока матери обеих групп указали на гипогалактию (13,4% и 14,7%; р>0,05) и изменение диеты или режима матери (6,3% и 5,3%; р>0,05). Многие матери, имевшие симптомы гипогалактии, не использовали средства для улучшения лактации (35,7% и 40,0%; р>0,05). Женщины группы наблюдения кормили своих детей до 1 года грудным молоком достоверно чаще (85,7% и 56,3%; р<0,001). Среди матерей группы сравнения выявлен высокий показатель непродолжительного кормления ребенка грудным молоком - до трех месяцев (7,1% и 21,3%; р<0,01).

Анализ ответов на вопросы о состоянии здоровья при повторном анкетировании свидетельствовал о более высоком показателе заболеваемости детей в течение первого года жизни в группе сравнения (табл.4).

Таблица 4. Частота утвердительных ответов женщин группы наблюдения, получавших дополнительное индивидуальное консультирование по естественному вскармливанию, на вопросы о состоянии здоровья детей и матерей при исполнении ребенку возраста 1 год (на 100 опрошенных)

Таблица 4. Частота утвердительных ответов женщин группы наблюдения, получавших дополнительное индивидуальное консультирование по естественному вскармливанию, на вопросы о состоянии здоровья детей и матерей при исполнении ребенку возраста 1 год (на 100 опрошенных) 

Примечание: p – достоверность различий.

В период новорожденности различная патология, характерная для этого возраста, регистрировалась у значительной части детей группы сравнения (45,5% и 72,0%, p<0,001). Показатель перенесенных острых респираторных вирусных заболеваний более 4-х раз на первом году жизни был выше у детей II группы (13,4% и 40,0%, p<0,001). В группе наблюдения был высоким показатель не болевших на первом году жизни острыми респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями (32,1% и 10,7%, p<0,001). Факты госпитализации в стационар в связи с заболеваниями регистрировались в основном среди детей группы сравнения (6,3% и 41,3%, p<0,001).

Повторное анкетирование свидетельствует об изменении отношения женщин группы наблюдения к роли кормления грудным молоком для ребенка и матери (табл. 2). Большая часть матерей, прошедших дополнительное консультирование по вопросам естественного вскармливания при достижении ребенком возраста 1 год придавали значение кормления грудным молоком для ребенка и матери. Подобной динамики мы не выявили в группе сравнения. По мнению матерей группы наблюдения ребенок, получавший на первом году жизни грудное вскармливание имеет более высокий интеллектуальный уровень развития (90,2% и 46,8%; р<0,001), он ближе к матери (93,8% и 81,3%; р<0,05), в будущем будет успешнее обучаться в школе (99,1% и 50,7%; р<0,001), иметь большую продолжительность жизни (90,2% и 52,0%; р<0,001). По мнению матерей I группы у женщин, кормивших ребенка грудным молоком, меньше риск послеродовых осложнений (99,1% и 81,3%; р<0,01).

Заключение. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о недостаточной осведомленности женщин в период беременности в вопросах грудного вскармливания. У значительной части женщин в период беременности не сформировано настроя на вскармливание будущего ребенка грудным молоком. Многие женщины не придают должного значения роли грудного вскармливания на формирование здоровья ребенка в последующем, его успешность в жизни. Выявлен высокий показатель женщин не планировавших получать знания по грудному вскармливанию на всех этапах наблюдения – в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике. Дополнительное обучение, организованное в детской поликлинике для медицинских сестер, позволило повысить осведомленность матерей в вопросах грудного вскармливания, сформировать у них положительную мотивацию к естественному вскармливанию. Среди женщин, прошедших «Школу матерей» в детской поликлинике, с дополнительным образованием медицинских сестер по вопросам грудного вскармливания, получен достоверно более высокий показатель естественного вскармливания детей до 1 года.

 

Список использованных источников:

1. Боровик Т.Э. и др. Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации// Практика педиатра. – 2008. - №1. – С. 3-10.

2. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. – СПб., 1998. – 260 с.

3. Галь И.Г. Актуальные проблемы формирования школ здоровья// Главная медицинская сестра. – 2010. - №1. – С. 7-17.

4. Гмошинская М.В. Разработка и оценка эффективности системы поддержки грудного вскармливания детей первого года жизни: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2008. – 28 с.

5. Денисов М.Ю. Заболевания пищеварительной системы у детей. - М., 2010. – 303с.

6. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Союз педиатров России. – М., 2011. – 67 с.

7. Ожегов А.М., Пенкина Н.И., Петрова И.Н. Питание здорового и больного ребенка. - Ижевск, 2009. - 140с.

8. Тутельян В.А.и др. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей. - М., 2011. – 277с.