Роль региональных пыльцевых факторов в развитии аллергии при преэклампсии беременных

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Актуальность. Преэклампсии беременных продолжают оставаться одной из актуальных проблем современной медицины. Они, осложняя исход беременности и родов, являются одной из причин материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Особенно тяжело протекает преэклампсия у беременных, постоянно проживающих в экологически неблагоприятных регионах. По данным мировой статистики, ежегодно около полмиллиона женщин умирает от причин, связанных с беременностью и родами [1]. Хотя проблема преэклампсии изучается с разных позиций, многие её аспекты остаются малоизученными. Среди них, на наш взгляд, немаловажное значение имеет вопрос о влиянии аллергии, точнее аллергической реактивности организма, в этиологии, патогенезе, клинике преэклампсии и её осложнений [3, 4].

Внедрение в комплекс клинико-лабораторных исследований специфических, клинико-аллергологических обследований беременных с преэклампсией: сбор аллергологического анамнеза, клинико-функциональные исследования, постановка аллергических тестов in vitro (тест непрямой дегрануляции тучных клеток, показатель повреждения нейтрофилов, определение функциональной активности нейтрофилов по методикам восстановления тетразолиевого красителя и фагоцитоза) будет способствовать раннему выявлению наличия аллергических заболеваний у беременных, что имеет большое диагностическое, лечебное и профилактическое значение [2].

Изучение региональных особенностей распространенности преэклампсии беременных в разных регионах Узбекистана с использованием методики эпидемиологических исследований по международной программе ISAAC позволяет уточнить истинную заболеваемость населения.

Цель работы: используя тесты непрямой дегрануляции тучных клеток и аллергической альтерации нейтрофилов, определить роль региональных пыльцевых факторов в развитии аллергии немедленного типа в патогенезе повреждения клеток при преэклампсии беременных.

Материалы и методы. Под наблюдением находилось 168 лиц, в том числе, беременные с явной клиникой аллергии, неосложненной преэклампсией (30), беременные с легкой степенью преэклампсии, имеющие скрытую сенсибилизацию (30), беременные с преэклампсией в сочетании с явной клиникой аллергии (30), условно здоровые беременные (30) – контроль № 1, практически здоровые небеременные женщины (23) – контроль № 2, практически здоровые мужчины (25) – контроль №3.

Возраст беременных женщин находился в пределах от 17 до 39 лет. Возраст небеременных женщин и практически здоровых мужчин 20-35 лет.

Использовали следующие стандартные неинфекционные региональные аллергены: пыльцевые (полынь, лебеда, чинар, кенаф, айлантус), бытовые (домашняя пыль), эпидермальные (шерсть кошек, собак, перо птиц).

Тканевые аллергены (плацента, почки) приготовили общеизвестным способом. В своих исследованиях применили следующие методики: клинико-аллергическое обследование больных, общие анализы крови, мочи, кала, тест непрямой дегрануляции тучных клеток, тест альтерации нейтрофилов.

Аллергия у обследованных женщин проявлялась в форме аллергических риноконъюнктивитов, аллергических дерматозов и даже анафилактических реакций. В тех случаях, когда в этиологии аллергии имели значение пыльцевые аллергены, наблюдалась четкая сезонность болезни (преимущественно весной и летом). При сенсибилизации бытовыми и эпидермальными аллергенами сезонность болезни не отмечалась. При сенсибилизации к пищевым аллергенам больные указывали на связь обострения симптомов болезни с приемом тех или иных пищевых продуктов. При элиминации причинно значимых пищевых продуктов наблюдалась ремиссия болезни.

Специфическую диагностику аллергии, проводили на основе комплексного клинико-аллергологического обследования больных, а также постановкой аллергических тестов in vitro. Комплексный принцип специфической диагностики выгодно отличается тем, что позволяет выявить специфические аллергические антитела, устанавливает специфичность сенсибилизации организма к тому или иному аллергену, проводить дифференциальную диагностику.

Аллергологический анамнез собирали на основе специально составленного вопросника. Общее количество вопросов 75. После сбора аллергологического анамнеза приступали к клинико-аллергологическому обследованию больных.

Лабораторные исследования крови, мочи, кала и др. проводили по общепринятым методикам. Аллергический тест непрямой дегрануляции тучных клеток (таДТК) ставили по общепринятым методикам. Противотканевые антитела определяли общепринятым фотометрическим методом. Фагоцитарную активность нейтрофилов периферической крови больных определяли по А. Штельцнер. Аллергический тест альтерации нейтрофилов ставили по В.А. Фрадкину. Для определения функциональной активности нейтрофилов использовали тест восстановления тетразолиевогр красителя (НСТ-тест).

Результаты и обсуждение. У всех контрольных групп обследованных (условно здоровые беременные женщины, практически здоровые небеременные женщины и практически здоровые мужчины), частота положительных реакций на испытанные пыльцевые, бытовые и эпидермальные аллергены были ниже 10 % и находились в пределах 4,4±0,2 – 3,6±0,23. Эти показатели являются неспецифическими и свидетельствуют об отсутствии сенсибилизации организма, так как в сыворотке крови обследованных нет специфических иммуноглобулинов Е (ΙgE).

У всех беременных женщин с явной клиникой аллергии, осложненной или неосложненной преэклампсией, а также у беременных с преэклампсией со скрытой сенсибилизацией величины дегрануляции тучных клеток в сравнении с контрольными были достоверно выше в 4,5-8,6 раз и находились в пределах 30,2±0,92 – 38,0±0,44 (р<0,05).

В целом среди 90 обследованных беременных женщин положительные реакции непрямой дегрануляции тучных клеток наблюдали в 204 случаях, в том числе на пыльцевые аллергены – у 115 (56,4±3,4%), бытовые (домашняя пыль) – у 50 (34,5±4,9%), эпидермальные - у 39 (19,1±2,7%).

Степень дегрануляции тучных клеток у большинства беременных (92,1±3,8 – 94,5±10,1%) с явной клиникой аллергии, независимо от наличия или отсутствия преэклампсии, была выражена на ++ и +++, в то время как у большинства беременных с преэклампсией (91,7±7,9%), имеющих скрытую сенсибилизацию степень дегрануляции тучных клеток была выражена слабо (+).

У подавляющего большинства беременных с явной клиникой аллергии преобладали случаи сочетанной полисенсибилизации, то есть, одновременная повышенная чувствительность к нескольким неродственным аллергенам, например пыльцевым+бытовым, пыльцевым +эпидермальным и т.д. У беременных со скрытой сенсибилизацией наблюдали только моносенсибилизацию к тому или иному аллергену. Показатели повреждаемости нейтрофилов у условно здоровых беременных женщин (контроль 1) и практически здоровых небеременных женщин (контроль 2) находились в пределах 0,019±0,001 – 0,002±0,001 (при использовании плацентарного антигена) и 0,035±0,003 – 0,04±0,002 (при использовании почечного антигена).

Различие цифровых данных этих двух групп контролей недостоверное (р>0,05). Этот факт указывает на то, что у обследованных контрольных групп женщин в сыворотке крови содержится минимальное количество противотканевых антител. Однако эти антитела не оказывают серьёзного повреждения тканей.

У беременных с явной аллергией, неосложненной преэклампсией, наблюдалось увеличение показателя повреждения нейтрофилов до 0,04±0,003 – 0,10±0,03, что больше показателей контролей в 2-2,5 раза (р<0,05).

У беременных с преэклампсией, показатели повреждения нейтрофилов также больше чем у беременных, имеющих скрытую сенсибилизацию в 3-4 раза (0,08±0,004 – 0,13±0,004), а у беременных с явной аллергией – в 4-5 раз (0,10±0,002 – 0,19±0,004). Эти факты свидетельствуют о развитии аутосенсибилизации организма беременных, осложненной преэклампсией к тканям плаценты и почек.

Таким образом, проведенные исследования позволяют прийти к следующим обобщениям – преэклампсия часто возникает и развивается на фоне аллергически измененной реактивности организма. Можно предполагать, что тяжесть клинического течения преэклампсии и её осложнений зависят от наличия скрытой или явной аллергии. Сенсибилизация организма у беременных подтверждается положительной реакцией непрямой дегрануляции тучных клеток, что свидетельствует о наличии специфических аллергических антител (IgE) в сыворотке крови обследованных. Частота аллергической альтерации (дегрануляции) тучных клеток прямо зависит от степени повышенной чувствительности организма беременных: чем выше степень сенсибилизации, тем больше частота дегрануляции тучных клеток.

При клинически выраженных формах аллергии сенсибилизация организма беременных женщин, независимо от наличия или отсутствия у них преэклампсии четко носит поливалентный характер. Частота смешанных форм полисенсибилизации достоверно выше. При латентных формах сенсибилизации организма беременных женщин отмечается только моносенсибилизация. По-видимому, эволюция аллергии у беременных женщин с преэклампсией развивается следующим образом: латентная сенсибилизация – явная аллергия- преэклампсия. В этиологии аллергии у беременных женщин большое значение имеют неинфекционные аллергены: региональные пыльцевые (полынь, лебеда, чинар, кенаф), бытовые (домашняя пыль) и эпидермальные (шерсть домашних животных и перо птиц).

Наряду с этим, при преэклампсии беременных вырабатываются специфические противотканевые аллергические аутоантитела, которые ответственны за альтерацию клеток органов и тканей организма.

В патогенезе преэклампсии, с нашей точки зрения, роль аллергии велика. В одном и том же организме одновременно развиваются несколько типов аллергических реакций. По нашим данным, по крайней мере, наблюдаются два типа аллергических реакций немедленного типа: анафилактический (Ι тип) и цитотоксический (ΙΙ тип).

В патогенезе повреждений клеток по Ι типу аллергических реакций решающее значение имеют аллергические антитела, относящиеся к классу IgE, которые фиксируются на цитоплазме клеток. При встрече с экзоаллергенами образовавшийся иммунный комплекс повреждает клетки путем высвобождения из неё биологически активных веществ (гистамина и др.).

В патогенезе повреждений клеток по ΙΙ типу аллергических реакций решающее значение имеет выработка аутоаллергических антител, относящихся к классу IgG и IgM. В отличие от IgE они обладают свойством фиксировать комплимент и вызывать его активацию. В результате этих реакций появляются биологически активные вещества иные чем в реакциях анафилактического типа, то есть медиаторы комплементо-опосредованные. К ним относятся С42а3в; 3аС5а; С567, С5678; С5689, под действием которых в цитоплазме клеток образуется гидрофильный канал, через который начинают проходить вода, соли и клетка погибает.

Не исключается возможность развития и других типов аллергических реакций – иммунокомплексный (ΙΙΙ тип) и клеточно-опосредованный или аллергическая реакция замедленного типа (ΙV тип).

Для уточнения различных аспектов патогенеза преэклампсии с позиций современной аллергологии необходимы дальнейшие исследования.

Выводы

1. Причиной сенсибилизации организма беременных женщин с преэклампсией могут быть как экзогенные неинфекционные аллергены (пыльцевые, бытовые, эпидермальные) так и эндогенные аутоаллергические тканевые аллергены (плацентарные, почечные и др.)

2. В патогенезе повреждения клеток при преэклампсии беременных существенное значение имеют аллергические реакции анафилактического и цитотоксического типа.

3. Степень положительных и резко положительных реакций непрямой дегрануляции тучных клеток у беременных с явной клиникой аллергии, осложненной преэклампсией достоверно выше (73,6±4,6 – 77,2±4,1%), чем у беременных с преэклампсией, имеющими скрытую сенсибилизацию (8,3±1,9%). Аллергия у беременных носит поливалентный характер.

4. Определение показателей теста непрямой дегрануляции тучных клеток и аллергической альтерации нейтрофилов у беременных, осложненных преэклампсией, в комплексе с другими клинико-лабораторными исследованиями, позволяет выявлять аллергическое состояние организма, что имеет большое значение в повышении качества специфической диагностики, терапии и профилактике.

Список использованных источников:

1. Преэклампсия/ Под редакцией Г.Т. Сухих, Л.Е. Мурашко – СПб.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 576 с.

2. Paidas M.J., Ku D.H., Arkel Y.S. Screening and management of inherited thrombophilias in the setting of adverse pregnancy outcome// Clin Perinatol. – 2004. – vol. 31. – P. 783-805.

3. Solomon C.G., Seely E.W. Preeclampsia-Searching for the cause// N Engl. J Med. – 2004. - vol. 350(7). – P. 641-642.

4. Von Dadelszen P., Ornstein M.P., Bull S.B. et al. Fall in mean arterial pressure and fetal growth restriction in pregnancy hypertension: a meta-analysis// Lancet. – 2000. – vol. 355. – P.87–92.