Показатели антигенсвязывающих лимфоцитов в диагностике органопатологии при бруцеллезе

НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний МЗ РУз, г.Ташкент, Узбекистан

Бруцеллез - инфекционное, зооантропонозное заболевание, характеризующееся тяжелым, часто хроническим течением, возможностью эпидемического распро­странения и относящееся к категории особо опасных инфекций [8-12,19,20].

Диагноз бруцеллеза устанавливается при на­личии клинических проявлений, эпидемиологических предпо­сылок, подтвержденных лабораторными исследованиями [7,9,13,15,16].

Бруцеллы характеризуются высокой способностью к инвазии и внутриклеточному паразитированию. При их разрушении выделяется эндотоксин. Бруцеллы проникают через кожу или слизистые оболочки и по лимфатическим путям поступают в лимфатические узлы, где могут длительно сохраняться и приводить к иммунной перестройке организма. В большинстве случаев иммунный ответ не обеспечивает санацию организма от возбудителя. Бруцеллы длительно сохраняются в метастатических очагах, из которых происходит повторная многократная диссеминация возбудителя в организме с развитием реактивно-аллергических изменений и хронизации процесса. При этом возможно рассасывание воспалительных образований либо формирование стойких необратимых рубцовых изменений в пораженных органах и тканях. Основные патогенетические изменения при бруцеллезе сводятся к неспецифическим воспалительным и дегенеративным процессам в органах и тканях, гиперергическим реакциям, цирротическим изменениям органов и тканей [1,4,9].

Возбудитель бруцеллеза, обладая высокой инвазионной способностью, вызывает изменения практически во всех органах и тканях. В первую очередь, это нервная, лимфатическая, сосудистая системы и соединительная ткань [3,4,14].

Патоморфологические изменения при бруцеллезе обнару­живают во многих органах. В острой стадии в паренхиматоз­ных органах обнаруживается серозное воспаление с последую­щим развитием дистрофических процессов. Развивается инфекционно-реактивный ретикулоэндотелиоз, панваскулит. Поражение сосудов является морфологическим субстратом органопатологии при бруцеллезе. В лимфатических узлах, печени и других паренхиматозных органах наблюдается гиперплазия ретикулярных клеток [1,4,17,18].

В подострой стадии болезни выявляются продуктивно-вос­палительные процессы, сочетающиеся с дистрофическими процессами и изменениями инфекционно-аллергического ха­рактера. При хроническом бруцеллезе превалируют воспали­тельные изменения пролиферативно-гранулематозного харак­тера с образованием гранулем. В толще соединительной ткани скапливается значительное количество серозного экссудата, наблюдается разрыхление и деструкция волокнистой субстан­ции. Воспаление завершается развитием склеротической ткани. Аллергическая природа воспаления обусловливает систем­ный характер морфопатогенетических изменений.

Однако следует отметить, что клинически значимые признаки поражения органов встречаются значительно редко. Вместе с тем, необходимо учитывать возможность «маскировки» клинических симптомов другими проявлениями болезни, типичными для бруцеллеза, как неврологические и костно-суставные боли [1].

       У подавляющего числа больных (до 80%) увеличиваются печень и селезенка. В остром периоде возможно развитие спе­цифической очаговой пневмонии, иногда бруцеллезных брон­хитов.

       Поражение мочеполовых органов манифестируется уме­ренной альбуминурией, микрогематурией, появлением еди­ничных цилиндров, клеток почечного эпителия. Редко разви­ваются гломерулонефрит, иногда с нефротическим компонен­том.

       При подострой форме бруцеллеза (условно через 3 мес. от начала заболевания) помимо симптомов интоксикации выяв­ляются очаговые поражения в виде артритов, невритов, плек­ситов и т. п.

       Условно через 6 мес. от начала болезни бруцеллез считают хроническим. Для хронического бруцеллеза характерно вовлечение в па­тологический процесс новых органов и систем. В клинической симптоматике преобладают выраженные очаговые поражения, а явления общей интоксикации отступают на задний план. Температура чаще субфебрильная или нормальная, иногда ус­танавливается упорный субфебрилитет. Характерно рецидиви­рующее течение болезни.

      С появлением очаговых изменений в локомоторном аппа­рате или нервной системе состояние больных ухудшается. Превалируют поражения локомоторного аппарата, проявляю­щиеся в различных сочетаниях и комбинациях, т.е. поражение костно-суставной системы, мышц и связочного аппарата. При пальпации туловища обнаруживаются болезненные уплотне­ния, фиброзиты и целлюлиты (узелки или тяжи). Больные жа­луются на миалгии, артралгии. Боли носят преходящий "лету­чий" характер. При бруцеллезе поражаются не только крупные суставы (плечевые, локтевые, тазобедренные, коленные и го­леностопные), но и мелкие. Бруцеллезный полиартрит проте­кает длительно, месяцами. В результате хронического воспали­тельного процесса изменяется конфигурация суставов, ограни­чивается их функция. В последующем развиваются анкилозы, контрактуры, мышцы атрофируются. Часты бурситы, тендовагиниты. В костной ткани при рентгенологическом исследова­нии выявляются артрозоартриты, участки остеопороза, суже­ния суставных щелей, склерозирование. Характерны боли, скованность и ограничение движений, деформация (спондиллез) различных отделов позвоночника [9-11].

      Поражение половых органов: орхиты, эпидидимиты приво­дят к снижению половой функции и импотенции. У женщин могут развиваться маститы, сальпингиты, оофориты, метриты, эндометриты, которые приводят к аменорее, дисменорее, са­мопроизвольным абортам, развитию бесплодия [2,3,15].

При ряде инфекционных заболеваниях, в том числе и при бруцеллезе, установлено вовлечение в патологический процесс сердечно-сосудистой системы [2,3,17,18].

При поражении различного генеза какого либо органа в его клетках происходит нарушение внутриклеточных процессов и развитие дистрофии. Нарастание степени дистрофии обуславливает деструкцию и некроз клеток. Во внутреннюю среду поступают молекулы или фрагменты структурных и функциональных белков, обладающих органной специфичностью. Тканевые белки и молекулы, «чужеродные» для внутренней среды, приобретают статус тканевых антигенов (ТА), запускается иммунная реакция, направленная на их нейтрализацию и элиминацию. При наличии во внутренней среде ТА какого либо органа дифференцируются и циркулируют в крови антигенсвязывающие лимфоциты (АСЛ), способные специфически связываться с ТА только данного органа. Уровень АСЛ к ТА отражает интенсивность процессов деструкции и некроза структур в органе: нарастание АСЛ в динамике указывает на повышение, а уменьшение АСЛ – на угасание интенсивности этих процессов, что позволяет оценить степень поражения органов, а также эффективность проводимой терапии [5,6].

Ценностью метода определения АСЛ к ТА является его высокая чувствительность и специфичность: содержание АСЛ к ТА достигает диагностического уровня на ранних стадиях и задолго до проявления клинических признаков поражения органа, что создает возможность раннего прогнозирования риска развития органной недостаточности. Постановка реакции АСЛ с ТА нескольких органов позволяет выявлять полиорганность поражения организма при развитии патологии.

 Целью настоящего исследования явилась оценка значимости показателей АСЛ к ТА различных органов для выявления степени поражения тканей мозга, печени, почек, суставной сумки, эндометрия и яичника при остром, подостром бруцеллезе и хронических формах бруцеллеза.

У больных бруцеллезом полиорганность поражения может иметь самый разнообразный спектр. Поэтому для применения комплексного лечения, включающего этиотропную терапию и терапию, направленную на купирование патологического процесса в пораженных органах, возникает необходимость у каждого конкретного больного определить характер полиорганности поражения. Для оценки полиорганности поражения наиболее информативным и перспективным является определение содержания в крови антигенсвязывающих лимфоцитов (АСЛ), специфически сенсибилизированных относительно тканевых антигенов (ТА) органов [5,6].

Принцип метода определения АСЛ к ТА заключается в следующем. Сенсибилизированные лимфоциты больного специфически связывают тканевой антиген своими поверхностными рецепторами. В РНРО используются человеческие эритроциты группы крови О(1), на мембраны которых с помощью 3,0%-го раствора CrCl3 нагружены тканевые антигены, полученные из ткани органов человека. При инкубации взвеси лимфоцитов обследуемого с эритроцитами, нагруженными ТА, происходит образование розетки, состоящей из центрально расположенного лимфоцита и прикрепленных к нему эритроцитов с ТА на мембране. Под микроскопом с иммерсионным объективом производится подсчет процентного соотношения розеткообразующих лимфоцитов к общему пулу лимфоцитов [4].

Для учета неспецифического взаимодействия лимфоцитов с антигеном параллельно проводится реакция розеткообразования с эритроцитами, нагруженными сывороточным альбумином человека.             Получение органоспецифических антигенов из тканей органов [4]. Ткань органов, полученных лиц, погибших от случайных травм и взятую не позднее через 4-6 часов после смерти, отмывают от крови и измельчают в гомогенизаторе в 0,3-0,5М Трис-HCl-буфере (рН 7,8 – 8,2) в течение 1,0-1,5 минут при оборотах гомогенизатора 13000 – 20000 об/мин. Полученную массу подвергают центрифугированию при 3000 об/мин. Полученный надосадок, содержащий специфические структурные и функциональные белки ткани (ТА), ресуспендируют в том же объеме буфера и переводят антиген в растворимое состояние путем обработки папаином в соотношении белок 1:85 – 1:25, инкубация фермента с папином проводят в течение 1 часа при 370С. Затем добавляют 0,05М раствор подацетата натрия для дезактивации папаина. Реакционную смесь центрифугируют при 37000 об/мин в течение 1 часа. Супернатант собирают, концентрируют и наносят на хроматографическую колонку с сефадексом G-200. Очищенный препарат упаковывают по 1,5-10 мл.

Нагружение антигена на эритроциты через CrCl3. Для приготовления эритроцитарного антигенного диагностикума к 0,1 мл 50% осадка эритроцитов человека 0(I) группы добавляют 0,1 мл антигена и 0,1 мл 1,0% раствора CrCl3, приготовленный ex tempore на изотоническом растворе хлорида натрия. Взвесь инкубируется при комнатной температуре, затем 3-хкратно отмывается в забуференном растворе изотонического раствора хлорида натрия. Суспензия эритроцитарного диагностикума доводится до 106 эритроцитов в 1 мкл. Параллельно аналогичным методом приготавливается контрольный диагностикум с человеческим сывороточным альбумином для учета неспецифического образования розеток.

Техника постановки РНРО для выявления АСЛ к ТА. Взвесь лимфоцитов (0,1 мл 2х106 клеток/мл) смешивают с 0,1 мл антигенного (ТА) эритроцитарного диагностикума в соотношении 1:50. Смесь инкубируется в течение 1 часа при 40С. Образовавшиеся розетки фиксируются добавлением 0,25% раствора глутаральдегида. Смесь центрифунируется и из осадка получают мазки на предметном стекле, мазок окрашивается краской Романовского-Гимза. Процентное содержание розеткообразующих лимфоцитов подсчитывают на мазках под иммерсионной системой микроскопа. Содержание АСЛ в крови больных определяют по разности показателей между розеткообразованием с ТА и сывороточным альбумином.

Под нашим наблюдением находились 90 больных с острым, 35 больных с подострым бруцеллезом, 66 больных с вторично-хроническим и 64 больных с первично-хронической формой бруцеллеза в возрасте от 18 до 45 лет. Диагноз бруцеллеза у больных устанавливали на основании данных клинического и лабораторного обследований, включающих серологические реакции Хеддлсона, Райта, РНГА с эритроцитарным бруцеллезным диагностикумом, а также выявлением антигенсвязывающих лимфоцитов (АСЛ), специфически сенсибилизированных к антигену бруцелл.

            Для определения полиорганности поражений определяли уровень антигенсвязывающих лимфоцитов, специфически сенсибилизированных к тканевым антигенам головного мозга, печени, почек, оболочек суставной

сумки у всех больных, яичника, эндометрия и миометрия у женщин.

            Результаты проведенных исследований показали, что у больных острым бруцеллезом наиболее часто патологическому процессу были подвержены ткань печени (у 100% больных) и суставной сумки (у 96,7% больных). Средняя степень нарастания АСЛ к ТА печени составила 5,14±0,16%, максимально повышаясь до 9%. Средняя степень нарастания АСЛ к ТА оболочек суставной сумки составила 4,60±0,15%, максимально повышаясь в некоторых случаях до 10%. Отклонения выше показателей нормальных значений отмечено также в показателях АСЛ к ТА почек у 75,6% больных, в среднем составляя 3,82±0,11%, уровень максимальных значений при этом достигает 7%. У 53,3% больных выявлено повышение АСЛ к ТА головного мозга, составляя в среднем 3,75±0,16%, достигая у некоторых больных до 6% (табл.1).    

            При подостром бруцеллезе у 100% больных отмечается повышение содержания АСЛ к ТА печени в среднем до 5,23 ±0,26% и АСЛ к ТА оболочек суставной сумки до 5,00±0,21 %, колебаясь от 3 до 8%, у 65,7% больных выявлено повышение АСЛ к ТА головного мозга в среднем до 3,03±0,24% и у 48,6% больных повышение АСЛ к ТА почек в среднем до 2,97±0,23%, максимальные значения составяляют 6-7% (Табл.1).

            Анализ результатов показателей АСЛ к ТА изучаемых органов при вторично-хроническом бруцеллезе показал, что повышение показателей АСЛ, специфически сенсибилизированных к ТА печени отмечено у 86,4% больных, почек у 60,6%, у 34,8% больных к ТА головного мозга и у 100% больных к ТА оболочек суставной сумки, в среднем составляя соответственно 4,37 ±0,19%, 3,80 ±0,14%, 4,00 ±0,17% и 4,83 ±0,12%. Максимальные значения АСЛ к ТА суставной сумки и печени составляют 7%, почек и головного мозга 6%, тогда как при остром бруцеллезе они повышаются до 9-10% (табл.1).

            Частыми проявлениями инфекционного процесса являются синдром общей интоксикации и лихорадка, которые сопровождаются функциональными (преходящими) нарушениями в почках и печени Фебрильная температура тела может приводить к нарушениям водно-электролитного обмена, что также отражается на функции почек [1]. Это, видимо, и объясняет более частое поражение печени, почек и головного мозга при остром бруцеллезе по сравнению с вторично-хронической формой заболевания.

Таблица 1. Показатель антигенсвязывающих лимфоцитов при различных формах бруцеллеза до лечения

Таблица 1. Показатель антигенсвязывающих лимфоцитов при различных формах бруцеллеза до лечения

Примечания: *- Р<0,05 достоверность относительно показателей нормы; • - Р<0,05 достоверность относительно показателей острой формы.

При острой и вторично-хронической форме нами изучены также показатели АСЛ к ТА яичника, эндометрия и миометрия (табл.1). Сравнительный анализ полученных результатов показал достоверное повышение всех показателей относительно нормы (3,35 ±0,34%, 2,29 ±0,19% и 1,71±0,19% соответственно при остром; 4,47±0,20%, 2,73±0,08% и 2,07±0,03% соответственно при вторично-хроническом; у практически здоровых женщин эти показатели составили соответственно 2,32±0,13%, 1,74±0,15% и 1,37±0,11%. Сравнительный анализ показателей между изучаемыми формами бруцеллеза показал достоверно более высокие значения АСЛ к ТА яичника и эндометрия при вторично-хроническом бруцеллезе. На основании чего можно предположить, что при хроническом процессе происходят более глубокие деструктивные изменения в этих органах.

            Итак, показатели АСЛ к ТА различных органов позволяют оценить характер, частоту и степень вовлечения различных органов в патологический процесс при бруцеллезе, что позволит клиницистам помимо этиотропной терапии проводить специфическую органотропную терапию.

Список использованных источников:

1. Антонова Т.В., Кутманова А.З., Те В.Е. Поражение почек при бруцеллезе// Нефрология.-2000.-Т.4,№4.-С.31-34.
2. Ахадова Г.М. Фертил ешдаги аёлларда бруцеллезнинг кечиш хусусиятлари (обзор)// Патология.-2007.-№1.-С.3-7
3. Ахмедова М.Д., Магомедова С.А., Тагирбекова А.Р., Гаджикулиева М.М. Эндокардит у больного бруцеллезом// Клиническая медицина.-2009.-№1.-С.65-67;
4. Белозеров Е.С., Змушко Е.И. Органопатология при бруцеллезе// Сб.научн.трудов VI Республ. НПК «Зоонозы: Акт.проблемы в клинике и эксп.».-Махачкала,2000.-С.131-137.
5. Гариб Ф.Ю., Гурарий Н.И., Афанасьев Ю.И. Клиническая ценность определения антигенсвязывающих лимфоцитов у больных брюшным тифом и другими заболеваниями: Метод. рекомендации. - Ташкент. -1983.- 4 с.
6. Гулямов Н.Г., Ахмедова Х.Ю., Далимов Т.К. и др. Диагностическое значение показателей антигенсвязывающих лимфоцитов в оценке поражения органов при инфекционной и неинфекционной патологии// Инфекция, иммунитет и фармакология,2005.-№3.-С.115-118.
7. Курманова Г.М., Дуйсенова А.К., Курманова К.Б., Спиричева Н.Х. Оценка иммунного статуса и дифференцированная иммунокоррекция при бруцеллезе: Метод. реком., 2002.- 30 с.
8. Кутырев В.В. Актуальные проблемы особо-опасных инфекционных болезней и санитарная охрана территорий в современных условиях// Журн.микробиологии.-2008.-№1.-С.17-23.
9. Лучшев В.И. Бруцеллез// Росс. мед.журн., 2004.-№1.-С.42-46.
10. Нагоев Б.С., Иванова М.Р., Отараева Б.И., Плиева Ж.Г. Клинико-патогенетическая характеристика различных форм бруцеллеза// Инфекц. бол-ни, 2008.-№2.-С.57-60.
11. Островский Н.Н. Бруцеллез. Лекции по инфекционным болезням/ Под ред. Акад. РАМН, проф. Н.Д.Ющука, проф. Ю.Я.Венгерова.-М.:Медицина, 2007.- 240 с.
12. Отараева Б.И., Плиева Ж.Г., Гуриева З.С., Дагоев А.М. Иммунопатогенетические аспекты различных форм современного бруцеллеза// Мат. Ш Ежегодн. Всерос. Конгр. по инф. Бол. -М., 2011.- т.9. прилож. №1.- С.279.
13. Попов П.Н., Марченко В.И., Ткаченко Л.И., Ртищева Л.В. Клинико-лабораторные особенности подосгрого бруцеллёза// Рос. НПК, посв.110-летию каф. инф. бол-ей ВМА им.С.М.Кирова. - СПб.,2006.- С.255.
14. Савченко Н.М. и др. Нейробруцеллез// Сб.науч. тр. Омск,1964.- 140 с.
15. Халилов Х.С., Якубов Х.К., Курбанова Ф.И. Иммунологическая и дифференциальная диагностика хронических резидуальных форм бруцеллеза// Инф.бол-ни: проблемы здравоохр. и военной медицины: Тез. докл. Рос. НПК.-СПб.,2006.-С.308.
16. Чистякова Н.В., Коновалова М.А., Бокерия О.А. Трудности диагностики бруцеллеза в клинике внутренних болезней// Клиническая медицина, 2004.-№6.-С.67-68
17. Ющук Н.Д., Ахмедова М.Д., Магомедова С.А., Васюк Ю.А. Клинико-инструментальная и лабораторная оценка поражения миокарда у больных острым бруцеллезом// Эпидемиология и инфекционные болезни.-2010.-№1.-С.45-48.
18. Ющук Н.Д., Ахмедова М.Д., Васюк Ю.А., Хасаев А.Ш. Состояние сердечно-сосудистой, антиокcидантной и иммунной систем у больных бруцеллезом// Инфекционные болезни. - 2008. - №3. - С.38-43.
19. А1 Dahouk S., Tomaso H., Nockler К. et al. Laboratory-based diagnosis of brucellosis —a review of the literature. Part I: Techniquesfor direct detection and identification of Brucella spp// Clin. Lab. 2003,49 (9-10): 487-505.