Состояние нервно-мышечного комплекса зубочелюстной системы у детей и их взаимосвязь с психоневрологическим статусом

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Узбекистан

Городской медицинский детский консультативно-диагностический центр, г. Ташкент, Узбекистан

Миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области в последнее время становятся серьезной проблемой, и встречаются как у детей, так и у взрослых. Многие исследователи подчеркивают значимость миофункционального фактора в формировании зубочелюстных аномалий и деформаций. Еще в прошлом веке многие ученые указывали, что одной из основных причин большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области является неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также нарушение функций дыхания, глотания и рече-образования. [5,6,8,15,17,19].

Парафункции мышц, окружающих зубные ряды, способствуют недоразвитию и смещению нижней челюсти, вызывают нарушение положения отдельных зубов, групп зубов, изменение формы зубных рядов, нарушения прикуса в сагиттальном, трансверсальном и вертикальном направлениях.

Миофункциональные нарушения в зубочелюстно-лицевой области нередко обусловлены вредными привычками, что приводит к возникновению аномалий прикуса [4,5,9,11,14,17].

Некоторые авторы отмечают взаимосвязь между психоневрологическими состояниями и миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы, приводящих к нарушению роста и развития челюстей [13,14]. Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) встречаются значительно чаще среди детей, имеющих сопутствующие соматические заболевания, например, заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, и среди детей, имеющих вредные привычки и нарушения функций зубочелюстной системы [1,3,5,7,10,18,21]. S. Goto и соавт. [23] отметили, что в основе привычек сосания лежат психологические проблемы ребенка. К.В. Седых и В.Д. Куроедова [16]обнаружили четкую этиологическую связь у 65% детей 4-5 лет с нарушениями прикуса с вредными привычками, которые являются проявлением невротических нарушений. A.Geis и H. Piarelle [22] определили, что уровень невротизации у детей с вредными привычками выше, период проявлений и степень выраженности этих вредных привычек зависят от ситуации, в которой находится ребенок. S.Green [24] считает, что вредные привычки для детей являются успокаивающим средством в каких-либо стрессовых ситуациях, и чем сильнее они выражены у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий и деформаций.

Вредные привычки представляют собой патологические привычные действия, в основе которых лежит болезненная фиксация определенных произвольных действий, свойственных чаще всего детям раннего возраста и являются одним из проявлений психоневрологических нарушений. Отмечено, что вредные привычки влияют на изменения профиля лица и в 71,8% являются ведущим этиологическим фактором возникновения и развития зубочелюстных аномалий [4,5,7,12,14,18,21]. Чем сильнее выражены вредные привычки у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий [19]. Данные Н.Н. Бажанова [2] подтвердили, что у 20% детей в возрасте 4-5 лет выявлены те или иные вредные привычки, у 75% из них обнаружены ЗЧА. По данным К. Guaba и соавт. [25] к 15 годам патологические привычки сосания сохраняются у 10,3% детей.

Определение активности жевательных и мимических мышц, в клинике может быть использовано для уточнения миогенного фактора и повышения эффективности ортодонтического лечения, а также для определения продолжительности проходящего ретенционного периода после лечения [19, 20, 25].

Данные литературы о частоте встречаемости психоневрологических нарушений и их влиянии на формирование ЗЧА противоречивы, что и определило цель и задачи исследования.

Цель нашего исследования: определить, имеется ли взаимосвязь между миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы и психоневрологическим статусом у детей 5-7 лет.

Задачи исследования:

  1. Определить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей в возрасте 5-7 лет;
  2. Выявить наиболее часто встречаемые миофункциональные нарушения;
  3. Изучить функциональную активность мышц зубочелюстной системы в зависимости от их взаимосвязи с психоневрологическим статусом детей.

Материал и методы исследования. Всем пациентам проведено клиническое обследование с применением дополнительных методов диагностики. Клиническое обследование включало осмотр лица, полости рта, функциональные пробы, сбор анамнеза у родителей ребенка. Дополнительными методами были: электромиографическое исследование, анкетирование родителей на определение психоневрологического статуса их ребенка.

Обследовано 110 детей в возрасте 5-7 лет. Все дети были распределены на 2 группы. Первую группу составили дети с физиологической окклюзией - 32, вторую - дети с наличием ЗЧА - 78.

Распространенность миофункциональных нарушений у детей 5-7 лет в зависимости от вида представлена в табл. 1

Таблица 1. Распространенность миофункциональных нарушений у детей 5-7 лет в зависимости от вида

Таблица 1. Распространенность миофункциональных нарушений у детей 5-7 лет в зависимости от вида

Всем детям проведено электромиографическое исследование на аппарате Нейрософт (Россия). Изучали биоэлектрические потенциалы правых и левых височных, жевательных мышц и круговой мышцы рта.

На коже, в области моторной зоны исследуемой мышцы пациента параллельно мышечным волокнам фиксировали одноразовые самоклеющиеся электроды диаметром 10 мм на основе хлорида серебра (с нанесенным гелем – проводником) с положительными и отрицательными полюсами, активные датчики и заземляющий пассивный датчик. ЭМГ проводили, используя функциональные тесты (пробы):

- относительный физиологический покой нижней челюсти (зубные ряды разомкнуты, зубы слегка сомкнуты);

- физиологическая окклюзия;

- максимальное волевое смыкание зубных рядов.

Основным показателем, отражающим функциональное состояние исследуемой мышцы, является величина амплитуды биоэлектрических потенциалов (БП). Все дети были распределены на две группы: основная - дети с наличием миофункциональных нарушений (76), группа сравнения - дети с отсутствием миофункциональных нарушений (34). В группе сравнения показатели, отражающие биоэлектрическую активность мышц, количество жевательных движений и продолжительность жевательного периода, соответствуют возрастной норме.

Таблица 2. Амплитуда биопотенциалов собственно жевательных мышц у детей по группам наблюдений в возрасте 5-7лет (M±m)

Таблица 2. Амплитуда биопотенциалов собственно жевательных мышц у детей по группам наблюдений в возрасте 5-7лет (M±m)

В основной группе показатели снижены и достоверно отличаются от аналогичных в группе сравнения в каждом возрастном периоде. Нарушение функции собственно жевательных мышц у пациентов основной группы наблюдения создает предпосылки для формирования аномалий окклюзии.

Всем пациентам обеих групп проводилось анкетирование родителей для выявления Синдрома гиперактивности и дефицита внимания и Минимальных мозговых дисфункций (СДВГ и ММД) [7]. Ее заполняли родители. Анкета содержала вопросы по 76 симптомам, которые могут наблюдаться при различных формах СДВГ и ММД. В ее общей части дается характеристика основных трудностей в поведении и обучении, указываются перенесенные ребенком заболевания. Помимо балльной оценки отдельных симптомов дается количественная оценка поведения по специальным шкалам (путем суммирования баллов за несколько сочетающихся друг с другом симптомов). Такой подход позволяет давать качественную и количественную характеристику имеющихся расстройств. Анкета содержит также вопросы по симптомам расстройств, с которыми СДВГ и ММД часто сочетаются.

Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них, в зависимости от психоневрологического статуса

Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них, в зависимости от психоневрологического статуса

Выводы

1) Распространенность миофункциональных нарушений у детей с ЗЧА сохраняет высокую стабильность;

2) Наиболее распространенным видом миофункциональных нарушений являются вредные привычки;

3) Среди детей с ЗЧА вредные привычки встречаются чаще (69%) , чем другие миофункциональные нарушения;

4) Имеется тесная взаимосвязь между психоневрологическим статусом ребенка и вредными привычками, приводящими к зубочелюстным аномалиям;

5) Среди детей с миофункциональными нарушениями психоневрологические симптомы наиболее выражены, чем у детей с отсутствием миофункциональных нарушений.

Таким образом, при планировании ортодонтического лечения необходимо учитывать психоневрологический статус пациента, что поможет достичь устойчивого результата лечения, а также нормального функционирования зубочелюстной системы.

Список использованных источников:

  1. Адамчик А.А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: Автореф. дис. ... канд.мед.наук. — М., 2000. - 37 с.
  2. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учеб. для мед. вузов. - М.:ГЭОТАР-Медицина. - 2001. - С.277-279.
  3. Гасимова З.В. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий с ротовым дыханием, нарушением осанки и способы комплексного лечения// Стоматология для всех. – 2003. - №2. – С.22-25.
  4. Гвоздева Ю.В. Клинико-функциональные изменения в зубочелюстной системе у детей с различной степенью выраженности орофаcциальных дисфункций// Успехи современного естествознания. - 2010. - №4. – С.83-84.
  5. Данилова М.А., Гвоздева Ю.В. Состояние общесоматического статуса у детей с выраженными миофункциональными нарушениями в раннем детском возрасте// Ортодонтия. - 2009. - №3. - С.6-8.
  6. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д. Пособие по ортодонтии. М. -2000. -56 с.
  7. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Academia. - 2005. - 255с.
  8. Образцов Ю.Л., Ларионов С.Н. Пропедевтическая ортодонтия.- СПб.: СпецЛит. - 2007.- С.22-24.
  9. Окушко В.П. Сага о зубах. - Тирасполь: РИО ПГУ. - 2003. - 191с.
  10. Олейник Е.А. Изучение влияния социально-экономических факторов среды на состояние полости рта// Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. - №1. – С.61-63.
  11. Персин Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий: Руководство для врачей.- М., 2007.- 248 с.
  12. Попова Н.В. Особенности формирования зубочелюстной системы у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – М. 2009. – 21 с.
  13. Рублева И.А., Слабковская А.Б., Персин А.С. Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями// Российская стоматология – 2008. - №1. – С.52-55.
  14. Сальковская Е.А. Нарушение смыкания губ и глотания, методы их диагностики и устранение с целью профилактики рецидивов аномалий прикуса: Автореф.дис. … канд.мед.наук. – М., 1981. – 17 с.
  15. Сатыго Е.А. Орофасциальные дисфункции и кариес зубов у детей 6-8 лет// Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. - №2. – С.14-16.
  16. Седых К.В., Куроедова В.Д. Результаты психокоррекции у детей с невротическими привычными действиями//Актуальные вопросы психиатрической практики. - вып. 7. - Полтава, 1993. - С. 114-118.
  17. Хорошилкина Ф.Я., Персии Л.С., Окушко-Калашникова В.П. Ортодонтия. Кн. IV. - М., 2005.
  18. Царькова О.А. Изменение профиля лица у детей с нарушенным носовым дыханием в процессе ортодонтического лечения: Автореф.дис. ... канд. мед. наук. - Пермь, 2006. - 21 c.
  19. Чапала В.М. Кто займется профилактикой? Проблемы ранней диагностики и коррекции аномалий прикуса у детей дошкольного возраста// Стоматология детского возраста.- 2004.- №1-2.-С.10-12.
  20. Шаровецкий Г.Г. Функциональная коррекция круговой мышцы рта у детей с зубочелюстными аномалиями: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Киев, 1990. - 16 с.
  21. Яковлева М.Б. Особенности когнитивной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности// Российский научный журнал. - №3 (10). - С. 220-225.
  22. Geis A., Piarulle H. Psychological Aspects of Prolonged Thumbsucking Habits// Journal of Clinical Othodontics. - 1988. - Aug. - P. 492-495.
  23. Goto S., Boyd R.L., Nielsen L. Long-term followup of orthodontic treatment of a patient with maxillary protrusion, severe deep overbite and thumb-sucking// Angle Orthod. - 1994. -Vol. 64, №1. - P. 7-12.
  24. Green S. That little thumb can do an awful amount of damage// Int.J. Orofacial Myol. - 2005.-P.67-80.
  25. Guaba K., Ashima G., Tewari A., Utreja A. Prevalence of malocclusion and abnormal oral habits in North Indian rural children// Journal of Indian Society of Pedodontics and Preventive Dentistry.- 1998.- Vol.16, № 1. - P. 26-30.
  26. Овсянников Е.С. Биоэлектрография в оценке эффективности коррекции психо-вегетативных нарушений у больных хронической обструктивной болезнью легких// Врач-аспирант, №5.4(48), 2011. – С. 590-594.
  27. Овсянников Е.С., Малыш Е.Ю. Психо-вегетативные нарушения у больных вентральными грыжами в сочетании с ХОБЛ// Врач-аспирант, №2(45), 2011. – С. 115-119.
  28. Узакова Ч.А. Влияние перинатальных факторов при задержке психомоторного и речевого развития у детей раннего возраста// Врач-аспирант, №2.1(45), 2011. – С. 233-236.
  29. Абдуллаева В.К. Клинико-динамические особенности психопатологических расстройств при героиновой наркомании у лиц молодого возраста// Врач-аспирант, №6.2(49), 2011. – С. 290-294.
  30. Акимова С.Л. Организация медико-социальной и психологической помощи семьям, имеющим детей, и обучение в сфере социальных и медицинских наук в северных странах// Врач-аспирант, №2.4(45), 2011. – С. 537-544.
  31. Бугровецкая О.Г., Евдокимова А.Г., Грязнова О.И., Ржаницына Н.Ф. Влияние психоэмоциональных факторов на состояние бронхиальной проходимости у больных бронхиальной астмой и их коррекция гирудорефлексотерапией// Врач-аспирант, №1.2(44), 2011. – С. 317-323.
  32. Бурдаков В.В., Гумалатова Н.В. Факторный анализ нейропсихологических, неврологических, параклинических и лабораторных показателей у больных идиопатической эпилепсией// Врач-аспирант, №5.4(48), 2011. – С. 550-559.
  33. Адамчик А.А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: Автореф. дис. ... канд.мед.наук. — М., 2000. - 37 с.
  34. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учеб. для мед. вузов. - М.:ГЭОТАР-Медицина. - 2001. - С.277-279.
  35. Гасимова З.В. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий с ротовым дыханием, нарушением осанки и способы комплексного лечения// Стоматология для всех. – 2003. - №2. – С.22-25.
  36. Гвоздева Ю.В. Клинико-функциональные изменения в зубочелюстной системе у детей с различной степенью выраженности орофаcциальных дисфункций// Успехи современного естествознания. - 2010. - №4. – С.83-84.
  37. Данилова М.А., Гвоздева Ю.В. Состояние общесоматического статуса у детей с выраженными миофункциональными нарушениями в раннем детском возрасте// Ортодонтия. - 2009. - №3. - С.6-8.
  38. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д. Пособие по ортодонтии. М. -2000. -56 с.
  39. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Academia. - 2005. - 255с.
  40. Образцов Ю.Л., Ларионов С.Н. Пропедевтическая ортодонтия.- СПб.: СпецЛит. - 2007.- С.22-24.
  41. Окушко В.П. Сага о зубах. - Тирасполь: РИО ПГУ. - 2003. - 191с.
  42. Олейник Е.А. Изучение влияния социально-экономических факторов среды на состояние полости рта// Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. - №1. – С.61-63.
  43. Персин Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий: Руководство для врачей.- М., 2007.- 248 с.
  44. Попова Н.В. Особенности формирования зубочелюстной системы у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – М. 2009. – 21 с.
  45. Рублева И.А., Слабковская А.Б., Персин А.С. Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями// Российская стоматология – 2008. - №1. – С.52-55.
  46. Сальковская Е.А. Нарушение смыкания губ и глотания, методы их диагностики и устранение с целью профилактики рецидивов аномалий прикуса: Автореф.дис. … канд.мед.наук. – М., 1981. – 17 с.
  47. Сатыго Е.А. Орофасциальные дисфункции и кариес зубов у детей 6-8 лет// Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. - №2. – С.14-16.
  48. Седых К.В., Куроедова В.Д. Результаты психокоррекции у детей с невротическими привычными действиями//Актуальные вопросы психиатрической практики. - вып. 7. - Полтава, 1993. - С. 114-118.
  49. Хорошилкина Ф.Я., Персии Л.С., Окушко-Калашникова В.П. Ортодонтия. Кн. IV. - М., 2005.
  50. Царькова О.А. Изменение профиля лица у детей с нарушенным носовым дыханием в процессе ортодонтического лечения: Автореф.дис. ... канд. мед. наук. - Пермь, 2006. - 21 c.
  51. Чапала В.М. Кто займется профилактикой? Проблемы ранней диагностики и коррекции аномалий прикуса у детей дошкольного возраста// Стоматология детского возраста.- 2004.- №1-2.-С.10-12.
  52. Шаровецкий Г.Г. Функциональная коррекция круговой мышцы рта у детей с зубочелюстными аномалиями: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Киев, 1990. - 16 с.
  53. Яковлева М.Б. Особенности когнитивной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности// Российский научный журнал. - №3 (10). - С. 220-225.
  54. Geis A., Piarulle H. Psychological Aspects of Prolonged Thumbsucking Habits// Journal of Clinical Othodontics. - 1988. - Aug. - P. 492-495.
  55. Goto S., Boyd R.L., Nielsen L. Long-term followup of orthodontic treatment of a patient with maxillary protrusion, severe deep overbite and thumb-sucking// Angle Orthod. - 1994. -Vol. 64, №1. - P. 7-12.
  56. Green S. That little thumb can do an awful amount of damage// Int.J. Orofacial Myol. - 2005.-P.67-80.
  57. Guaba K., Ashima G., Tewari A., Utreja A. Prevalence of malocclusion and abnormal oral habits in North Indian rural children// Journal of Indian Society of Pedodontics and Preventive Dentistry.- 1998.- Vol.16, № 1. - P. 26-30.
  58. Овсянников Е.С. Биоэлектрография в оценке эффективности коррекции психо-вегетативных нарушений у больных хронической обструктивной болезнью легких// Врач-аспирант, №5.4(48), 2011. – С. 590-594.
  59. Овсянников Е.С., Малыш Е.Ю. Психо-вегетативные нарушения у больных вентральными грыжами в сочетании с ХОБЛ// Врач-аспирант, №2(45), 2011. – С. 115-119.
  60. Узакова Ч.А. Влияние перинатальных факторов при задержке психомоторного и речевого развития у детей раннего возраста// Врач-аспирант, №2.1(45), 2011. – С. 233-236.
  61. Абдуллаева В.К. Клинико-динамические особенности психопатологических расстройств при героиновой наркомании у лиц молодого возраста// Врач-аспирант, №6.2(49), 2011. – С. 290-294.
  62. Акимова С.Л. Организация медико-социальной и психологической помощи семьям, имеющим детей, и обучение в сфере социальных и медицинских наук в северных странах// Врач-аспирант, №2.4(45), 2011. – С. 537-544.
  63. Бугровецкая О.Г., Евдокимова А.Г., Грязнова О.И., Ржаницына Н.Ф. Влияние психоэмоциональных факторов на состояние бронхиальной проходимости у больных бронхиальной астмой и их коррекция гирудорефлексотерапией// Врач-аспирант, №1.2(44), 2011. – С. 317-323.
  64. Бурдаков В.В., Гумалатова Н.В. Факторный анализ нейропсихологических, неврологических, параклинических и лабораторных показателей у больных идиопатической эпилепсией// Врач-аспирант, №5.4(48), 2011. – С. 550-559.