Состояние здоровья подростков 14 лет, проживающих в районе с высокой антропогенной нагрузкой

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Архангельская городская клиническая больница №6

Введение. Изучение проблем здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает значительное влияние на формирование популяционного здоровья населения. В последние годы образуется все больше опасных районов, отдельных зон неблагоприятной экологической обстановки, что приводит к ухудшению здоровья людей.

Загрязнение может оказывать различное воздействие на организм и зависит от его вида, концентрации, длительности и интенсивности воздействия. В свою очередь реакция организма зависит от пола, возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья человека. Более уязвимыми оказываются дети и больные хроническими заболеваниями. По оценкам многих авторов, факторы окружающей среды в 18-20% определяют состояние здоровья и находятся на втором месте после образа жизни [1].

В последние десятилетия наблюдается увеличение распространенности отдельных нозологических форм, которые обусловлены загрязнением окружающей среды. К таким экозависимым заболеваниям относят заболевания эндокринной, мочеполовой системы, системы крови, органов пищеварения, дыхания и новообразования [2].

Результаты клинико-эпидемиологических исследований связывают рост аллергических заболеваний и хронических болезней органов дыхания у детей с экологическими факторами (по отдельным территориям от 28,1% до 45,2% соответственно) [3]. В условиях промышленных городов с более высокой антропогенной нагрузкой (целлюлозно-бумажные комбинаты, химическая промышленность) выявляется в 1,3 раза меньше здоровых детей в возрасте до 7 лет, в 1,5 раза больше часто болеющих детей, а также детей с функциональными отклонениями со стороны различных органов и систем.

При низкой рождаемости, продолжается нарастание общей заболеваемости новорожденных, детей, подростков по большинству нозологических форм. Необходимо отметить, что состояние здоровья детей является индикатором загрязнения и степени опасности среды в силу высокой чувствительности организма, морфофункциональной незрелости системы адаптации и метаболического статуса. Кроме того, существует наследственное влияние негативных отклонений в здоровье, накопленного их родителями и передающегося по наследству следующему поколению [4]. Именно поэтому, здоровье детского населения является индикатором здоровья всего населения в целом, проживающего на изучаемой территории. Это связано с тем, что детский организм более чувствителен к вредному воздействию факторов окружающей среды, в силу физиологических особенностей получает дозовую нагрузку на килограмм веса тела больше, чем взрослые, при более низких способностях к детоксикации вредных веществ и их выведению из организма [5]. Кроме того, здоровье детей имеет особое медико-социальное значение, определяя настоящее и будущее здоровье популяции. Детская заболеваемость является приоритетной проблемой состояния здоровья населения [6].

Одним из важнейших критериев сохранения здоровья растущего организма является благоприятная экологическая атмосфера в месте проживания. Доступность методов ее влияния на детей, информативность получаемых данных придают физическому развитию наряду с заболеваемостью значение объективного критерия экологически - гигиенического благополучия населения на прилегающей территории. Четко установлена зависимость состояния здоровья детского населения от антропогенного загрязнения, основным источником которого являются выбросы промышленных предприятий [7].

Огромное значение среди проблем, определяющих качество здоровья детей в зависимости от экологической обстановки, имеют фоновые состояния, создающие условия для формирования хронических заболеваний, понижения иммунного статуса, изменения метаболизма и морфо-функциональных нарушений: кариес зубов, гиповитаминозы, отставание и дисгармония физического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата в виде сколиозов и плоскостопия, близорукость, анемия, дисгармония полового развития, нервно-психические нарушения разнообразного происхождения. Данные фоновые состояния резко снижают интеллектуальный потенциал молодежи и являются основой для формирования хронических заболеваний.

Пубертатный период является крайне важной, рубежной, фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его репродуктивной, физической и психической зрелости.

На возраст 14 лет приходится пик развития пубертата. От того, насколько полноценно у подростка 14 лет протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения. Формирование здоровья подростка зависит от наследственного статуса организма, социально-экономических и экологических условий, в которых развивается индивид.

Цель исследования: провести комплексную оценку здоровья подростков 14 лет, проживающих в зоне целлюлозно-бумажного комбината.

Материалы и методы. Нами проанализированы данные состояния здоровья 132 подростков в возрасте 14 лет (63 девушки и 69 юношей), проживающих в районе работы двух целлюлозно-бумажных комбинатов. Клиническое исследование включало оценку анамнеза, объективное обследование подростков, дополненное лабораторно-инструментальными методами (общий анализ крови, общий анализ мочи, спирометрия, электрокардиография, ультразвуковое исследование (УЗИ) щитовидной железы, УЗИ мошонки у юношей, УЗИ органов малого таза у девушек, динамометрия, определение остроты зрения) и консультацией эндокринолога, уролога-андролога, гинеколога.

Математическая обработка результатов выполнена с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS Statistics 17.0.

Результаты и обсуждение. Сравнительные данные антропометрии, частоты дыхания (ЧД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД), диастолического (ДАД) артериального давления и динамометрии представлены в таблице 1. Средние значения ЧД, САД, ДАД сопоставимы между юношами и девушками. У юношей отмечались более высокие значения длины тела (р=0,002), у девушек было выше значение ЧСС (р=0,004).

Таблица 1. Данные клинического обследования, M±SD

Таблица 1. Данные клинического обследования, M±SD

Большинство подростков имели среднее физическое развитие: 24 (34,8%) юноши и 29 (46,0%) девушек. У юношей чаще, чем у девушек физическое развитие отмечено как выше среднего, высокое и атипично высокое (47,8% юношей против 19,0% девушек). Избыточный вес выявлен у 13 (20,6%) девушек и 19 (27,5%) юношей; дефицит массы тела диагностирован у 4 (5,8%) юношей и 6 (9,5%) девушек.

Значение систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления в пределах р25-р75 имели 97% (128) подростков, синдром повышенного артериального давления (САД и/или ДАД выше р95) не выявлен ни у одного ребенка, синдром пониженного артериального давления (САД и ДАД ниже р5) - у 3,0% (4) детей.

Среднее значение показателей динамометрии у мальчиков на обеих руках выше, чем у девушек (р=0,002-0,0001).

У 55,6% (35) девушек и 71,0% (49) юношей показатели общего анализа крови (ОАК) соответствовали нормальным значениям для данного возраста. У юношей уровень содержания эритроцитов и гемоглобина в крови выше, чем у девушек (р=0,0001), у девушек выше уровень тромбоцитов (р=0,024).

Таблица 2. Показатели общего анализа крови, M±SD

Таблица 2. Показатели общего анализа крови, M±SD

Примечание: СОЭ – скорость оседания эритроцитов.

Анемия (уровень гемоглобина ниже 110г/л) выявлена у 3,0% (4) подростков: 1 юноша и 3 девушки. Тромбоцитопения (уровень тромбоцитов ниже 150 *109) выявлена у 7 (5,3%) подростков. Повышение СОЭ (выше 15мм/ч) определено у 6,8% (9) подростков.

При оценке общего анализа мочи у 90,1% (119) обследуемых патологических изменений не выявлено. В единичных случаях отмечалась незначительная ацетонурия, протеинурия, микрогематурия без каких-либо клинических симптомов.

При проведении спирометрии средние значения (табл.3) жизненной емкости легких (ЖЕЛ), функциональной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), объема форсированного выдоха (ОФВ1) были значимо выше у юношей (р=0,025-0,0001).

Таблица 3. Показатели функции внешнего дыхания, М±SD

Таблица 3. Показатели функции внешнего дыхания, М±SD

Нормальные показатели функции внешнего дыхания имели большинство обследуемых – 84,1% (111). Высокие значения ЖЕЛ выявлены у 26,1% (18) юношей и 22,2% (14) девушек. Снижение ЖЕЛ выявлено у 5,8% (4) юношей и 6,3% (4) девушек. 91,7% (121) подростков имели нормальную проходимость дыхательных путей. Проходимость дыхательных путей снижена у 0,1% (7) девушек и у одного юноши.

У 70,5% (93) подростков не было изменений на электрокардиографии (ЭКГ). Среди функциональных изменений на ЭКГ наиболее часто встречалось нарушение проведения по правой ножке пучка Гиса – 12,9% (17) детей. 11,4% (15) обследуемых имели патологические отклонения на ЭКГ: экстрасистолию, укорочение интервала pQ, феномен Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW), блокада атриовентрикулярного (AV) соединения I степени.

По данным ультразвукового исследования щитовидной железы (ЩЖ) 93,2% (123) подростка не имели патологических отклонений. 8,7% (6) мальчиков и 4,8% (3) девочки имели патологические изменения в ЩЖ в виде её гипоплазии, узлов, диффузных изменений.

При ультразвуковом обследовании органов репродуктивной системы выявлены патологические изменения в органах малого таза у 14,5% (10) девочек в виде гипоплазии матки, кист яичников и у 18,8% (13) мальчиков в мошонке в виде варикоцеле, гипоплазии яичка, гидроцеле, отсутствия яичка.

Острота зрения равна 1,0 для обоих глаз у 28,6% (18) девушек и 45% (31) юноши.

По заключению уролога патологию репродуктивной системы имеют 26,1% (18) юношей. Чаще встречается варикоцеле (8 юношей), фимоз (3 юноши). По заключению гинеколога патологические изменения репродуктивной системы выявлены у 27% (17) девушек в виде нарушения менструального цикла (8 девушек), гипоплазии матки, кисты яичника, задержки полового развития.

Эндокринную патологию (по заключению эндокринолога) имеют 43,9% (58) детей: 30 юношей и 28 девушек. Ускоренное физическое развитие выявлено у 18 девушек и 8 юношей. Кроме этого у девушек также встречается ожирение, дефицит веса, задержка роста, гипоплазия щитовидной железы; у юношей – задержка полового развития (8 юношей), избыток веса (5 юношей), гинекомастия, структурные изменения в щитовидной железе.

Распределение подростков по группам здоровья: 1 группа – 0%, 2 группа – 75 человек (56,8), 3 группа – 56 человек (42,4%), 4 группа – 1 человек (0,8%).

Выводы. В результате исследования не выявлено ни одного абсолютно здорового подростка, проживающего в зоне целлюлозно-бумажного комбината. Патологические отклонения репродуктивной системы определены у 26,5% (35) подростков. При ранговом распределении впервые выявленной патологии на 1 месте – патология эндокринной системы (45,4%), на 2 месте – болезни мочеполовой системы (16,4%), на 3 месте – органов кровообращения (13,8%). Полученные результаты показывают необходимость углубленного обследования 14-летних подростков с целью уточнения причины имеющихся заболеваний и разработки профилактических мероприятий.

Список использованных источников:

1. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. – М.: СпецЛит, 2011. - 320 с.

2. Вельтищев Ю.Е. Проблемы экопатологии детского возраста – иммунологические аспекты// Педиатрия. – 1991. – №12. – С.74–80.

3. Двинских С.А., Зуева Т.В. Экологические проблемы городских территорий (на примере г. Березники)// География и регион: матер. междунар. НПК. - Пермь, 2002. С. 17–23.

4. Попова И.В., Макарова В.И., Ляпунова Е.В., Копалин А.К., Черноземов В.Г. Распространенность аллергических заболеваний у детей в северном и центральном регионах Европейской части России// Экология человека.- 2013.- №7.- С.40-43.

5. Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. – М.: Медицина, 1979. – 160 с.

6. Мониторинг качества атмосферного воздуха для оценки воздействия на здоровье человека// Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, № 85, 2001.

7. Плаксин В.А., Плаксина Н.Ю., Макарова В.И., Малыгина О.Г. Микроэкология верхних дыхательных путей у детей, воспитывающихся в разных условиях на Крайнем Севере России// Экология человека.-2011.-№6.-С.49-54.