Влияние вскармливания детей первого года жизни на формирование здоровья (экспериментальное исследование)

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В .Ф. Войно-Ясенецкого

За последнее десятилетие в мировой и отечественной научной литературе появились многочисленные данные, свидетельствующие о важности рационального вскармливания ребенка в раннем возрасте и влиянии этого фактора на его здоровье в будущем [1, 2, 3, 7].

Особую роль для роста и развития здорового ребенка играет грудное вскармливание, при котором обеспечивается поступление достаточного количества питательных веществ, их определенный качественный состав и оптимальная сбалансированность для детского организма, соответствующая адаптационным возможностям ребенка, уровню его обменных процессов [3, 4, 8].

Материалы и методы. Проведена оценка значения исключительно грудного вскармливания для здоровья, физического и нервно-психического развития детей, достигших возраста 1 год и наблюдавшихся в городских детских поликлиниках Красноярска - №2, №3 и №4, имеющих национальный статус «Больница, доброжелательная к ребенку» на основании ретроспективного анализа 260 историй развития детей (ф. №112/у). В зависимости от характера вскармливания детей, были сформированы 3 группы наблюдения: в 1-ю группу вошли 109 детей, находившихся исключительно на грудном вскармливании (ИГВ); во 2-ю – 82 ребенка на смешанном вскармливании (СмВ); 3-ю группу составили 69 детей на искусственном вскармливании (ИВ). Все дети были доношенные, родились с оценкой по шкале Апгар - 7 и более баллов, а также были отнесены к группе практически здоровых при выписке из родильного дома.

Изучались длительность грудного вскармливания во всех трех группах, сроки и характер введения дополнительного питания в первые шесть месяцев жизни среди детей 2-й группы. Физическое и нервно-психическое развитие младенцев оценивалось к шести месяцам и к одному году. В качестве параметров физического развития использовались показатели массы и длины тела. Нервно-психическое развитие детей оценивалось по методике Г.В. Пантюхиной с соавт. [5]. Оценка заболеваемости проводилась в соответствии с МКБ-10. Все необходимые сведения были получены путем выкопировки данных из истории развития ребенка (учетная форма №112-у).

Обсуждение результатов. Средняя длительность грудного вскармливания была достоверно выше среди детей 1-й группы по сравнению со 2-й и составляла 11,7±0,22 мес. и 9,2±0,26 мес. в этих двух группах, соответственно (p<0,01). В 3-й группе средняя длительность грудного вскармливания равнялась 0,7±0,05 мес. (табл. 1).

Дополнительное питание вводилось детям 2-й группы в среднем в 4,4±0,14 мес. Дополнительно к грудному молоку получали питье 48% детей в виде воды (79%) или чая (21%). Характер и сроки введения дополнительного питания детям 2-й группы представлены в табл. 2.

Таблица 1. Длительность грудного вскармливания среди детей трех групп, отличающихся характером вскармливания (М±m, мес.)

Таблица 1. Длительность грудного вскармливания среди детей трех групп, отличающихся характером вскармливания (М±m, мес.)

Таблица 2. Характер и сроки введения дополнительного питания среди детей 2 группы (М±m, мес.)

Таблица 2. Характер и сроки введения дополнительного питания среди детей 2- группы (М±m, мес.)

Так, смеси, соки, каши, овощное пюре, кефир и фруктовое пюре вводились в рацион ребенка в интервале от 3,3 до 5,3 месяцев. Искусственные смеси получали 31,2% детей в среднем с 3,3 мес., кефир – 2,6% детей с 5,0 мес.

Физическое развитие детей трех групп не имело существенных различий при рождении по показателям массы и длины тела (табл. 3).

Таблица 3. Динамика физического развития (ФР) детей групп сравнения на первом году жизни (М+m)

Таблица 3. Динамика физического развития (ФР) детей групп сравнения на первом году жизни (М+m)

Примечание: р1-3 - достоверность различий между группами.

Не было выявлено существенных различий в изучаемых показателях физического развития детей сравниваемых групп к 6-ти месяцам жизни и к 1-му году, за исключением показателя длины тела. К возрасту 1-го года жизни дети 3-й группы имели несколько большую величину длины тела (77,5±0,39 см) по сравнению с детьми 1-й (76,4±0,26 см) и 2-й групп (76,3±0,41 см), различия носили значимый характер (p 1,3<0,05 и p2,3<0,05).

Прибавка массы тела за первое и второе полугодие была выше среди детей 3-й группы по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, однако эти различия не были достоверны. Прибавка массы тела за первое полугодие составляла в среднем 4789,7±89,8 г; 4727,3±95,0 г и 4900,4±116,2 г среди детей 1-й, 2-й и 3-й групп, а на втором полугодии – 2144,3±79,1 г; 2187,8±94,9 г и 2436,8±87,5 г в этих трех группах, соответственно. В целом за год прибавка в массе тела составила 6933,9±108,8 г среди детей 1-й и 6915,1±136,6 г - 2-й групп исследования. При этом средняя прибавка массы тела у детей 3-й группы оказалась достоверно выше по сравнению с аналогичными показателями детей групп сравнения (7337,2±132,9г; p1,3<0,05; p2,3<0,05).

Прибавка длины тела также оказалась выше среди детей 3-й группы по сравнению с 1-й и 2-й группами. На первом полугодии эта прибавка составляла в среднем 14,5±0,27 см; 13,8±0,41 см и 15,1±0,36 см среди детей 1-й, 2-й и 3-й групп, соответственно (p2,3<0,05), на втором полугодии– 8,8±0,2 см; 9,3±0,46 см и 9,9±0,34 см, соответственно (p1,3<0,05). В целом за год прибавка длины тела равнялась 23,3±0,30 см; 23,1±0,46 см и 25,0±0,40 см в 1-й, 2-й и 3-й группах и была достоверно выше среди детей 3-й группы по сравнению с 1-й и 2-й (p1,3<0,01; p2,3<0,01).

Нами были получены различия по показателям нервно-психического развития детей обследованных групп на первом году жизни. Так, по достижении 6-ти месячного возраста 4,9% детей 1-й группы опережали в нервно-психическом развитии своих сверстников из групп сравнения, остальные соответствовали возрасту; во 2-й группе развитие детей соответствовало возрастным нормам в 100% случаев; 8,3% детей из 3-й группы имели отставание по показателям нервно-психического развития, у остальных НПР соответствовало возрасту.

По достижении 1 года опережали в нервно-психическом развитии 16,4% детей 1-й группы и 3,0% детей 2-й группы, развитие остальных детей в этих двух группах соответствовало возрастной норме; в 3-й группе 12,5% детей отставали в нервно-психическом развитии, развитие остальных соответствовало возрастной норме (табл. 4).

Таблица 4. Динамика нервно-психического развития (НПР) на первом году жизни среди детей обследованных групп (%)

Таблица 4. Динамика нервно-психического развития (НПР) на первом году жизни среди детей обследованных групп (%)

Заболеваемость детей на первом году жизни значительно отличалась среди детей на грудном и искусственном вскармливании. Также были выявлены различия в заболеваемости детей на исключительно грудном и смешанном вскармливании (табл. 5).

Таблица 5. Заболеваемость на первом году жизни среди детей обследованных групп (случаи на 1000 детей, достигших возраста 1 год)

Таблица 5. Заболеваемость на первом году жизни среди детей обследованных групп (случаи на 1000 детей, достигших возраста 1 год)

Общая заболеваемость детей на искусственном и смешанном вскармливании была выше, чем среди детей на исключительно грудном вскармливании в 1,6 и 1,3 раза, соответственно.

По отдельным классам болезней заболеваемость среди детей 1-й группы была в несколько раз ниже по сравнению с детьми 3-й и 2-й групп. Так, заболеваемость по классу инфекционных болезней и кишечным инфекциям у детей 1-й группы была в 1,4 раза ниже, чем в 3-й группе; по классу болезни крови (анемии) - в 2,1 раза ниже по сравнению с 3-й группой и в 1,4 раза по сравнению со 2-й группой. По классу болезни уха заболеваемость детей 1-й группы была ниже в 1,5 раза по сравнению с детьми 3-й группы; по классу болезни органов дыхания – в 1,3 и в 1,1 раза соответственно; по классу органов пищеварения (стоматит, эзофагит, диспепсия и др.) – в 3,8 и 3,3 раза; по классу травмы и отравления - в 2 раза в сравнении со 2-й группой детей.

Индекс здоровья составил среди детей 1-й группы 14,5%; 2-й группы – 13,0% и 3-й группы – 8,0%, то есть среди детей на грудном вскармливании, примерно в 2 раза больше детей, которые ни разу не болели на первом году жизни.

Заключение и выводы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об определяющей роли исключительно грудного вскармливания для формирования и прогнозирования здоровья детей первого года жизни, что нашло подтверждение в показателях физического и нервно-психического здоровья.

Исключительно грудное вскармливание способствует снижению общей заболеваемости детей за счет снижения заболеваний органов дыхания и инфекционно-паразитарных заболеваний.

Список использованных источников:

1. Научно-практическая программа «Оптимизация вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации»/ Т.Э. Боровик, К.С. Ладодо, Г.В. Яцык // Педиатрия. – 2008. – Т.87, № 4. – С. 75-79.

2. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка/ И.М. Воронцов, Е.М. Фатеева. – СПб., 1998. – 262 с.

3. Влияние вскармливания на постнатальную адаптацию детей с перинатальной постгипоксической энцефалопатией/ М.Ю. Галактионова, В.И. Фурцев// Здоровье и болезнь. –2009. – №2 (78). – С.68-70.

4. Организационная поддержка грудного вскармливания в России/ Д.И. Зелинская, К.С. Ладодо // Российский педиатрический журнал. - 2000. – № 2. – С. 44-47.

5. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни // Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт// Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979. –145с.

6. Сравнительная оценка состояния здоровья детей в раннем возрасте в зависимости от характера вскармливания на первом году жизни/ Т.Н. Сорвачева, В.В. Пашкевич, И.Я. Конь // Педиатрия. – 2001. – № 3. – С. 72- 76.

7. Отдаленное влияние грудного вскармливания на здоровье и качество жизни человека/ Е.М. Фатеева, И.Я. Конь //Вопросы детской диетологии. – 2005. – Т. 3, № 4. – С. 34-37.

8. Грудное вскармливание – лучший старт жизни/ В.И. Фурцев, Е.В. Будникова// Сибирское медицинское обозрение. –2006. – Т.39, №2. – С. 87-89.