Введение. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одна из актуальных проблем в неврологии, психиатрии и педагогике. СДВГ является одним из наиболее часто встречающихся нервно-психических расстройств детского возраста. По данным авторов, распространенность данного синдрома среди детей варьирует от 2% до 12 % [3].
Основная проблема при СДВГ состоит в том, что дети с нормальным уровнем интеллекта не могут адекватно обучаться. Кроме того, они входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркомании [2]. Этиология носит комбинированный характер. Выделяют несколько групп факторов, которые могут послужить причиной возникновения синдрома. Это медико-биологические факторы, которые включают в себя раннее органическое поражение головного мозга в пре- и перинатальном периоде. Психосоциальные факторы предполагают неблагоприятные условия микросоциальной среды и особенности воспитания ребенка. Они играют лишь косвенную роль в развитии заболевания, опосредуя действие биологических и наследственных факторов. К наследственно предрасполагающим факторам относятся врожденная неполноценность некоторых систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма [1,6]. Полиэтиологическая природа заболевания в свою очередь диктует комплексный подход в его диагностике и лечении.
Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах мира свидетельствуют о повсеместной распространенности СДВГ среди детей школьного возраста в Соединенных Штатах Америки (США) она составляет от 5 до 7%; в Великобритании- 1-3%; Германии- 9-18%, в Китае- 1-13%; в Чехословакии- 10-12% [1]; в России - 7-28% (г. Москва и Московская область) [4]. Такой большой диапазон цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ.
В чистом виде синдром встречается только в 30% случаев. Чаще всего синдром сопровождается коморбидными состояниями, такими как тики, тревожно-аффективные расстройства, энурез.
Нередко признаки СДВГ сочетаются с расстройствами сна. Исследование нарушений сна обнаружило, что гиперактивные дети хуже засыпают, чаще просыпаются ночью, утром бывают сонливы [1]. Однако неизвестно является ли недостаточный сон причиной повышенной невнимательности, или двигательная расторможенность и повышенная возбудимость мешает детям нормально выспаться. Возможно, что улучшение сна у детей с СДВГ приведет к снижению симптомов расстройства.
Как известно, важную роль в регуляции сна играет гормон мелатонин (МТ), синтезируемый эпифизом [5]. Физиологический контроль функции эпифиза осуществляется в основном световым режимом. На свету продукция гормонов угнетается, в темную фазу увеличивается. Эпифиз выделяет свои гормоны в кровь. Свободный мелатонин гидроксилируется и коньюгируется с серной (70-80%) и глюкуроновой кислотами (5%) в печени, и в виде сульфатов и глюкуронидов экскретируется с мочой. Известно, что сам мелатонин имеет короткий период полураспада (около 30 минут) и быстро устраняется из кровотока, поэтому удобнее исследовать уровень основного его метаболита в моче - 6-сульфатоксимелатонина, концентрация которого хорошо коррелирует с общим уровнем гормона в крови. Мелатонин регулирует ритм сон-бодрствование, а жалобы на трудности засыпания и проблемы при пробуждении ребенка позволяет предположить изменение циркадных биоритмов данного гормона при СДВГ.
Материалы и методы. В исследование включено две группы детей: основная (28 человек) и контрольная (11 человек). В основной группе – пациенты с установленным диагнозом СДВГ в соответствии с критериями Международной Классификацией Болезней 10 пересмотра (МКБ 10) и Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM – IV). Возраст детей от 4 до 9 лет, средний - 7 лет. Контрольная группа сформирована из здоровых детей в возрасте от 5 до 9 лет, средний возраст - 6,5 лет. У всех детей исследовался неврологический статус, изучался анамнез (социальный статус семьи, возраст родителей на момент рождения ребёнка, особенности течения родов у матери, наличие симптомов гиперактивности у родителей). Помимо этого уточнялись жалобы на нарушения сна у ребенка и наличие соматической патологии.
Оценка симптомов СДВГ проводилась с помощью шкалы Swanson Nolan and Pelham IV (SNAP IV), а интеллект исследовался с помощью теста Векслера (детский вариант). Для объективной оценки функционального состояния головного мозга части больных детей (64 %) и части здоровых детей (50 %) проводилась запись электроэнцефалографии (ЭЭГ) с помощью энцефалографа анализатора «Энцефалан» - ЭЭГ-21\26 Мод 10 - с компьютерным обеспечением (элитная версия).
Основной задачей исследования являлась оценка экскреции с мочой в вечернее и ночное время основного метаболита мелатонина – 6–сульфатоксимелатонина (6-СМТ) иммуноферментным методом, и выявление изменений суточных биоритмов мелатонина при сопоставлении полученных данных. Пробы мочи собирались пациентами за 1 час до ночного сна и в 8 часов утра, что представляло собой простой неинвазивный метод, удобный как для пациента, так и для врача.
В работе использованы методы описательной и аналитической медицинской статистики с применением вероятностно-статистических подходов, а также пакеты типовых программ среды WINDOWS, включающих в себя STATISTICA 6 и EXCEL ACCESS. Для выявления статистически значимых отличий использовались параметрический t -критерий Стьюдента, а также непараметрические U критерий Манна Уитни и критерий серий Вальда-Вольфовица.
Результаты. Были выявлены следующие показатели содержания 6-СМТ в моче в вечернее время: среди больных СДВГ (N=28): среднее 5,01±3,71 нг/мл (рис.1). Минимальное значение фиксировалось на уровне 0,2 нг/мл, максимальное – 15,8 нг/мл. Среднее содержание метаболита в утренней моче в исследуемой группе составляло 49,42±7,77 нг/мл, минимальное и максимальное соответственно 32,10 и 56,71 нг/мл.
Рис. 1. Содержание 6 - сульфатоксимелатонина в моче вечером у больных с СДВГ.
В контрольной группе (N = 11) показатель содержания исследуемого метаболита мелатонина в моче в вечернее время колебался от минимума 6,71 нг/мл до максимума 29,90 нг/мл, составляя в среднем 15,85 ± 6,49 нг/мл (рис.2). Значение содержания 6-СМТ в утренней порции мочи составляло в среднем 46,63±8,23 нг/мл, от минимального 36,19 нг/мл до максимального 56,71 нг/мл.
Рис. 2. Содержание 6 - сульфатоксимелатонина в моче вечером у здоровых детей.
Проведено сравнение показателей содержания метаболита мелатонина в соответствующих порциях мочи между основной и контрольной группами. При использовании параметрического t - критерия Стьюдента было выявлено статистически значимое различие между средними значениями содержания 6-СМТ в вечерней порции мочи (Р = 0,0198). Использование непараметрических U критерия Манна-Уитни (Р = 0,000018) и критерия серий Вальда-Вольфовица (Р = 0,00039) также подтвердило с высокой степенью достоверности снижение содержания метаболита мелатонина в моче больных СДВГ в сравнении с контрольной группой (рис.3).
Рис. 3. Сравнение уровня 6 – сульфатоксимелатонина в вечерней моче больных СДВГ и здоровых детей.
Статистически значимых различий в содержании 6-СМТ в утренней порции мочи между основной и контрольной групп не было выявлено (Р ˃ 0,05).
Обсуждение. Таким образом, проведенное исследование показало, что существует статистически значимое снижение содержания метаболита мелатонина в моче больных СДВГ в сравнении со здоровыми детьми, что позволяет сделать вывод об изменение суточных ритмов выработки мелатонина. Анализ данных позволяет утверждать о немаловажной роли мелатонина в патогенезе СДВГ и, в частности, объясняют наличие такого симптома, как нарушение сна. Данный факт открывает перспективу возможности использования мелатонина в качестве не только диагностического теста, но и фармакологического средства в комплексной терапии синдрома.