Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста города Курска

Курский государственный медицинский университет

Актуальность. В русской литературе конца XIX- начала XX века вопросу физического развития детей посвящена целая серия научных медицинских работ. Интерес к данной тематике имеет не только глубокую историю, но и самую широкую географию: в последние годы опубликованы научные исследования по изучению физического развития детей и подростков Москвы и Московской области, Магадана, Уфы, Киева, Красноярска, Нижнего Новгорода, состоянию здоровья и образа жизни детей Приполярья, города Воронежа и Воронежской области [1-7].

Под термином "физическое развитие" детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития - биологический возраст [4].

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфофункциональных свойств и качеств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность детского организма.

Процессы роста и развития детей в современных условиях требуют постоянного мониторинга показателей со стороны педиатрической службы. Оценка динамики физического развития дает возможность полноценно говорить о влиянии факторов внешней среды и генетической предрасположенности на здоровье подрастающего поколения.

Считают, что процессы акселерации постепенно замедляются, но в связи с возрастающим интересом к данной проблеме, многие авторы опровергают наши представления о сложившейся ситуации [5,6,8].

Таким образом, состояние физического развития выступает сегодня как один из ведущих критериев здоровья, доступных для измерения, оценки и интерпретации, и требует регулярного отслеживания тенденций наций [9,10].

Цель исследования: изучение состояния физического развития детей дошкольного возраста в г. Курске на основании антропометрических данных.

Материалы и методы. Исследования проводились на базе 4 детских садов г. Курска с августа по октябрь 2014 г. Для изучения антропометрических показателей отбирались дети 3-х - 6-ти лет, которые делились на группы по половому признаку (3 года: 96 - мальчиков, 90 - девочек; 4 года: 112 - мальчиков, 104 - девочек; 5 лет: 110 - мальчиков, 92 - девочки; 6 лет: 116 - мальчиков, 108 - девочек). Все дети относились к 1-ой и 2-ой группе здоровья и по национальности были русскими. Для исследования проводилось измерение длины, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК) детей.

Статистическую обработку результатов выполняли с применением методик описательной, вариационной статистики, парной корреляции и регрессионного анализа. Производился расчет средних арифметических, стандартных отклонений, коэффициента корреляции и вариации. В качестве программной среды для обработки данных использовали программу Microsoft Office Excel 2003.

Индивидуальную оценку физического развития проводилась с использованием шкал регрессии, дающих представление о соотношении двух антропометрических признаков: длины и массы тела, длины тела и окружности грудной клетки. С их помощью были составлены оценочные таблицы, в которых можно выделить группы детей с физическим развитием, соответствующим «норме» (масса тела в пределах от М – 1Gr до М + 2Gr относительно конкретного роста, возраста и пола), а также с отклонениями: за счет недостаточной массы тела (меньше М – 1Gr – «дефицит»), за счет избыточной массы тела (больше М + 2Gr – «избыток»), а также выявить низкорослых, длина тела которых меньше М – 2Gх. Основу оценочных таблиц составляет длина тела, представленная во всех вариантах от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см с делением на 5 групп: низкая (1), ниже средней (2), средняя (3), выше средней (4) и высокая (5). Для каждого варианта длины тела (на каждый сантиметр роста) вычислены средние значения (М) и частные сигмы (±Gr) массы тела и окружности грудной клетки.

Результаты исследования. Исследования физического развития по Курской области последний раз проводились 2007-2008 г. Данные, полученные нами в 2014 г., были обобщенны и сведены в таблицу, которая отражает состояние физического развития детей 3-х- 6-ти лет, посещающих детские сады города Курска (табл. 1). Описанные показатели подтверждают, что имеется прямая стойкая корреляционная зависимость между ростом ребенка и его массой тела (r>0,3), а также между ростом и окружностью грудной клетки (r>0,3).

С использованием коэффициента вариации установлено, что наибольший разброс показателей в вариационном ряду наблюдается при измерении массы тела ребенка (V>10), что может быть свидетельством дисгармоничного развития у ряда детей в данной возрастной категории.

Таблица 1. Физическое развитие детей 3-х - 6-ти лет в г. Курске (2014)

Таблица 1. Физическое развитие детей 3-х - 6-ти лет в г. Курске (2014)

С учетом полученных морфометрических данных разработаны новые стандарты физического развития с использованием шкалы регрессии облегченного типа для каждой возрастной группы (табл. 2).

Таблица 2. Таблица для оценки физического развития детей 3-х - 6-ти лет, посещающих детские сады г. Курска (шкалы регрессии по росту)

Таблица 2. Таблица для оценки физического развития детей 3-х - 6-ти лет, посещающих детские сады г. Курска (шкалы регрессии по росту)

На основании полученных данных была произведена скрининг - оценка физического развития детского населения (табл. 3).

Таблица 3. Индивидуальная скрининг-оценка физического развития детей дошкольного возраста

Таблица 3. Индивидуальная скрининг-оценка физического развития детей дошкольного возраста

Исследование показало, что большинство обследованных дошкольников (70,15%) имеют нормальный уровень физического развития. Дисгармоничное развитие имело место у 40,96 обследуемых: у 28,19% - отклонение по росту (13,15% - низкий рост, 15,04% - высокий), а у 12,77% - по массе тела (4,01% - дефицит массы тела I ст., 5,8% - избыток массы тела I ст., 2,96% - избыток массы тела II ст.). Установлено, что доля детей с избытком массы тела превышает долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза (p < 0,05). Такая картина характерна как для мальчиков, так и для девочек.

Также нами была произведена оценка физического развития детей, посещающих детские сады г. Курска, за 1997 по 2014 г. (табл. 4).

Таблица 4. Динамика физического развития детей 3-х - 6-ти лет в период с 1997 по 2014 г.

Таблица 4. Динамика физического развития детей 3-х - 6-ти лет в период с 1997 по 2014 г.

Анализ полученных данных выявил, что с 1997 по 2008 г. в динамике физического развития детей 3-х - 6-ти лет наблюдались явления децелерации, что на сегодняшний момент потеряло свою актуальность, так как с 2008 по 2014 г. начала появляться тенденция к акселерации (критерий достоверности t>3).

Выводы

  1. Проведенная статистическая обработка данных, с расчетом основных морфометрических показателей, дала нам возможность оценить динамику физического развития детей дошкольного возраста города Курска.
  2. Анализ полученных результатов показал, что за последние 20 лет в динамике физического развития детей 3-х - 6-ти лет явления ретардации сменились тенденцией к акселерации.
  3. Сдвиги исследуемых параметров потребовали разработку оценочных шкал регрессии облегченного типа для оценки физического развития детей, посещающих детские сады г. Курска.

Список использованных источников:

  1. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: (руководство для врачей) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Х. М. Сухарева. - М.: Династия; 2004. - 214с.
  2. Сравнительная характеристика физического развития городских и сельских школьников Красноярского края/ В. Л. Грицинская, Е. В. Бекетова, Т. В. Корниенко// Гигиена и санитария. - 2012. -№4. - С.58-60.
  3. Дерябин В. Е. Решение задач обработки антропологических данных с использованием компьютера. - М.: МГУ; 2007. -139 с.
  4. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. - 316 с.
  5. Динамика показателей длины и массы тела детей дошкольного возраста г. Нижний Новгород (1971-2012 гг.) / Е. В. Назарова, Ю. Г. Кузмичев, Е. А. Жукова // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. -2014. -Т.93. -№1.-С.128-132.
  6. Платонова А. Г. Изменения в физическом развитии Киевских школьников за десятилетний период (1996-2008 гг.) // Гигиена и санитария. - 2012. - №2. - С.69-73
  7. Региональные особенности физического развития школьников города Уфы / Е. А. Поварго, А. Т. Зулькарнаева, Т. Р. Зулькарнаев, Л. Б. Овсянникова, А. И. Агафонова, Р. А. Ахметшина // Гигиена и санитария. -2014. - №4. - С.72-74.
  8. Уровень физического развития и типы телосложения девочек и мальчиков Магадана 7-10 лет / А. Я. Соколов, Ю. В. Заводчикова // Гигиена и санитария. - 2009. - №9. - С.86-88.
  9. Шарапова О. В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей // Вопросы современной педиатрии. - 2002. - Т.l. - № 2. - С. 13-14.
  10. Методы исследования физического развития детей и подростков (региональные показатели физического развития детей и подростков Курской области): Учебно-методическое пособие/ А. М. Черных, Е. А. Губарев, Е. Ю. Резцова, И. Л. Горяинова. - Курск, 2009. - 201с.