Особенности структурных изменений при компьютерной томографии у больных туберкулезом органов дыхания в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии

В последние годы остро встает проблема сочетания туберкулеза и хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ), а также их взаимодействия между собой. Туберкулез легких (ТЛ) является частой сопутствующей патологией у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), с другой стороны длительное течение туберкулеза органов дыхания и формирование выраженных посттуберкулезных изменений часто способствуют развитию ХНЗЛ. Многие авторы отмечают синергичное взаимовлияние туберкулеза, курения и ХОБЛ в мировой популяции [1-6, 8-9].

Цель исследования: изучить особенности структурных изменений легких при компьютерной томографии (КТ) у пациентов с наиболее частыми формами активного туберкулеза легких в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких.

Дизайн исследования: ретроспективное когортное исследование с набором материала за 2012 – 2014 г. Уровень доказательности III.

Материалы и методы. Проанализированы данные лучевых методов обследования 117 пациентов с различными формами туберкулеза (инфильтративный, кавернозный, фиброзно-кавернозный, туберкулемы). Диагноз туберкулеза во всех случаях верифицирован этиологическими или гистологическими методами.

У подавляющего большинства больных 85 (72,6%) диагноз верифицирован выделением культуры микобактерий туберкулеза в мокроте. У 32 пациентов (27,3%) – положительной клинико-рентгенологической динамикой процесса на фоне противотуберкулезной терапии.

Всем пациентам выполнено обследование органов грудной полости на компьютерных томографах TOSHIBA AQUILION 32 и AQUILION PRIME (TOSHIBA, Япония) с толщиной среза 1 мм. Дополнительно проводился анализ изменений с применением пакетов прикладных программ Nodule Analysis и Lung Volume Analysis. Пороговым значением для анализа повышенной воздушности ткани легких была величина -940HU, как стандартный параметр заложенный фирмой производителем.

Оцениваемые структурные изменения: объем наиболее крупного фокуса (мм3), суммарный объем фокусов (мм3), суммарный объем зон распада (мм3), распространенность специфических изменений. За ограниченные изменения принимались наличие специфических фокусов в 1-3 сегментах, распространенные – поражение более 3-х сегментов. Кроме того, оценивалось наличие эмфизематозных изменений, тип эмфиземы, объем эмфизематозных изменений от общего объема легочной ткани (%),

Из исследования исключались пациенты с использованием коллапсотерапии в комплексном лечении туберкулеза, с резекциями легких в анамнезе, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией. В зависимости клинических данных и показателей комплексного обследования функции внешнего дыхания все пациенты были разделены на 2 группы. В группу 1 (n=23) вошли пациенты с сочетанием туберкулеза легких и ХОБЛ. Диагноз ХОБЛ был установлен согласно Федеральным клиническим рекомендациям по диагностике и лечению хронической обструктивной болезни легких по наличию факторов риска развития ХОБЛ и постбронходилатационного значения отношения объема форсированного выдоха за первую секунду к форсированной жизненной емкости легких (ОФВ1/ФЖЕЛ)<70% [7]. Группу 2 (n=94) составили пациенты с туберкулезом легких без клинико-функциональных признаков ХОБЛ.

Для анализа полученных данных использовались методы описательной статистики, критерий Стьюдента и непараметрический корреляционный анализ Спирмена (расчет рангового коэффициента корреляции).

Результаты. Проведен анализ распространенности туберкулезных изменений в легких у пациентов с клиническими признаками ХОБЛ и без ХОБЛ (табл. 1).

Таблица 1. Распространенность туберкулезных изменений в легких у пациентов с клиническими признаками ХОБЛ и без ХОБЛ

Таблица 1. Распространенность туберкулезных изменений в легких у пациентов с клиническими признаками ХОБЛ и без ХОБЛ

Примечание * p<0.0001. 

Из приведенной табл. 1 видно, что у пациентов с клиническими признаками ХОБЛ достоверно чаще преобладают распространенные специфические изменения (более 3-х сегментов) - более чем в два раза по сравнению с контрольно группой.

Дополнительно проведено сопоставление объемов наиболее крупного фокуса, суммарного объема фокусов, а также суммарного объема деструкции у пациентов обеих групп (табл. 2).

Таблица 2. Объем туберкулезных изменений в легких у пациентов без ХОБЛ и в сочетании с ХОБЛ

Таблица 2. Объем туберкулезных изменений в легких у пациентов без ХОБЛ и в сочетании с ХОБЛ

Примечание: * p < 0.001.

Как видно из табл. 2, у пациентов с клиническими признаками ХОБЛ объем наиболее крупного фокуса, суммарный объем фокусов и суммарный объем распада достоверно больше по сравнению с пациентами из контрольной группы.

Таким образом, с высокой вероятностью, можно сделать вывод о том, что наличие клинических признаков ХОБЛ у пациентов с туберкулезом легких способствует большей выраженности и распространенности специфических поражений.

Проведена оценка характера эмфизематозных изменений в обеих группах (табл. 3).

Таблица 3. Характер эмфизематозных изменений у пациентов с туберкулезом легких без ХОБЛ и в сочетании с ХОБЛ

Таблица 3. Характер эмфизематозных изменений у пациентов с туберкулезом легких без ХОБЛ и в сочетании с ХОБЛ

Примечание: * p < 0,01. 

Следует отметить, что различные эмфизематозные изменения выявлялись у трети пациентов и без клинических признаков ХОБЛ. При этом у пациентов без сочетанной респираторной патологии наиболее часто визуализировался центрилобулярный и смешанный тип эмфиземы. Реже определялась парасептальная эмфизема и только в 2,1% визуализировался наиболее тяжелый - панлобулярный тип эмфиземы.

У пациентов с клиническими признаками ХОБЛ достоверно чаще определялись признаки эмфиземы на КТ (60.1%), при этом достоверно больше определялись признаки панлобулярной эмфиземы (более чем в 8 раз по сравнению с пациентами без ХОБЛ). Однако у 39.1% пациентов с клиническими признаками ХОБЛ при компьютерной томографии с анализом повышенной воздушности легких программой Lung Volume Analysis не выявлены признаки эмфиземы. Эти данные подтверждают тезис, что эмфизематозные изменения не всегда сочетаются с ХОБЛ и являются одним из многих структурных изменений при ХОБЛ.

Проведен анализ объема эмфиземы у пациентов с различной распространенностью туберкулеза (табл. 4).

Таблица 4. Объем эмфизематозных изменений при ограниченных и распространенных формах туберкулеза (M±SD)

Таблица 4. Объем эмфизематозных изменений при ограниченных и распространенных формах туберкулеза (M±SD)

Примечание: * p < 0,01.

Полученные данные табл. 4 определяют взаимосвязь объема эмфиземы и распространенности специфических изменений. У пациентов с распространенными формами специфического процесса объем эмфизематозных изменений значительно превышает аналогичные данные у пациентов с ограниченными туберкулезными поражениями.

В табл. 5 проанализирован объем эмфизематозных изменений у пациентов с клинической картиной ХОБЛ и без нее.

Таблица 5. Объем эмфизематозных изменений у пациентов с клинической картиной ХОБЛ и без нее

Таблица 5. Объем эмфизематозных изменений у пациентов с клинической картиной ХОБЛ и без нее

Примечание: * p < 0,001.

Как видно из представленной табл. 5, выраженность эмфизематозных изменений от объема легочной ткани достоверно выше в группе пациентов, имеющих сочетание туберкулеза и ХОБЛ, по сравнению с группой контроля.

Корреляционный анализ данных всей группы обследованных выявил средней силы зависимость объемов наиболее крупного фокуса и суммарного объема фокусов от объема эмфизематозных изменений (табл. 6).

Таблица 6. Коэффициенты корреляции Спирмена объема эмфизематозных изменений и объемов специфического поражения по данным компьютерной томографии (p<0,05)

Таблица 6. Коэффициенты корреляции Спирмена объема эмфизематозных изменений и объемов специфического поражения по данным компьютерной томографии (p<0,05)

Заключение. Выявлена взаимосвязь объемов туберкулезного поражения легких с наличием клинической картины ХОБЛ и эмфизематозными изменениями. У пациентов с клиническими признаками ХОБЛ достоверно чаще преобладают распространенные специфические изменения, встречается больший объем специфического поражения и деструкции по сравнению с пациентами, у которых туберкулез легких не сочетается с ХОБЛ.

Список использованных источников:

  1. Баранчукова А.А., Пушкарева Е.Ю. А.А. Хронические обструктивные заболевания легких у больных туберкулезом органов дыхания // Фтизиатрия и пульмонология. - 2011. - № 2.- С. 192-193.
  2. Кирюхина Л.Д., Гаврилов П.В., Тамм О.А., Савин И.Б., Арчакова Л.И., Яблонский П.К. Функциональные нарушения внешнего дыхания у больных с туберкулемой легких // Туберкулез и болезни легких. - 2013. - № 1. - С. 28-31.
  3. Кирюхина Л.Д., Гаврилов П.В., Савин И.Б., Тамм О.А., Володич О.С., Павлова М.В., Арчакова Л.И., Зильбер Э.К., Яблонский П.К. Вентиляционная и газообменная функции легких у больных с локальными формами туберкулеза легких // Пульмонологи, 2013 - № 6. - С. 65-68.
  4. Корецкая, Н.М., Чушкина А.А. Современная клинико-социальная характеристика больных инфильтративным туберкулезом легких в Красноярском крае // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – Т. 57, № 3. – С. 42–45.
  5. Лушникова А.В., Великая О.В. Туберкулез легких и ХОБЛ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 624.
  6. Мордык А.В. Влияние фенотипических особенностей и тяжести ХОБЛ на риск развития туберкулеза // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: сб. тр. – М., 2013. - С. 386.
  7. Чучалин А.Г., Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Белевский А.С., Лещенко И.В., Мещерякова Н. Н., Овчаренко С. И. , Шмелев Е. И. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению хронической обструктивной болезни легких // Пульмонология. - 2014 - №3. - С. 5-54.
  8. Hoogendoorn M., Rutten-van Molken M.P, Hoogenveen R.T. A dynamic population model of disease progression in COPD // Eur. Respir. J. - 2005. - Vol. 26, № 2. - Р.223- 233.
  9. Van Zyl-Smit R.N., Brunet L., Pai M., Yew W.W. The convergence of the global smoking, COPD, tuberculosis, HIV, and respiratory infection epidemics// Infect. Dis. Clin. North. Am. – 2010. – Vol. 24, №3. – P.693-703.