Оценка адаптивности системы микроэлементного гомеостаза у лиц с агрессивными тенденциями в поведении

Оренбургский государственный университет

Нарушения макро- и микроэлементного гомеостаза приводят к снижению резервов здоровья и ухудшению адаптации [1-3]. В то же время, недостаточно данных о связи нарушений элементного гомеостаза с возникновением агрессивного поведения. Вопросы, связанные с изучением элементного статуса организма людей с агрессивными тенденциями в поведении, не теряют своей актуальности. В последнее время в России неуклонно растет число агрессивно настроенной молодежи. Многочисленные социологические исследования показали увеличение агрессивных проявлений в молодежной среде, так 2012 г. на долю групповых преступлений среди молодежи приходилось свыше 20% от всех зарегистрированных преступлений.

Цель исследования – оценка адаптационного потенциала лиц со склонностью к девиантным формам поведения на основании оценки элементного статуса. Общая оценка элементного портрета организма людей с разным уровнем агрессивных тенденций в поведении на примере студентов города Оренбурга как одной из индикаторных групп, отличающейся повышенной чувствительностью к недостаточному или избыточному поступлению извне химических элементов. Данная работа посвящена поиску методов экспресс - диагностики агрессивных форм поведения, основанных на анализе изменений химических параметров волос.

Материалы и методы исследования. Нами проведено сплошное единовременное обследование 566 студентов Оренбургского государственного университета (ОГУ). Выбор данной возрастной группы 18,7±0,24 лет, был обусловлен тем, что этот возраст признается границей устойчивого формирования склонностей к девиантным формам поведения с элементами агрессии. Все включённые в работу студенты ОГУ проживали на территории Оренбургской области 5 и более лет, не имели жалоб на состояние здоровья в период проведения обследования и дали информированное согласие на участие в исследовании. Психофизиологическое исследование выполнялось на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-Психо-Тест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). В ходе исследования были выделены две группы людей по результатам опросника американских психологов А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким, который позволяет выделить два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия), которые диагностируются в результате тестирования. По результатам опросника вычисляли индексы враждебности и агрессивности. Индекс враждебности включал шкалы «обида», «раздражительность», «негативизм» и «подозрительность». А индекс агрессивности – шкалы «физическая агрессия», «косвенная агрессия», и «вербальная агрессия». Индекс агрессивности отражает уровень открытых проявлений агрессивных тенденций личности, т.е. степень выражения агрессии в поведении человека; индекс враждебности выявляет, насколько выражены внутренние побуждения к агрессии. В результате тестирования были сформированы две группы студентов: I группа – агрессивные (А), у которых индекс враждебности был более 70 баллов и индекс агрессивности более 74 баллов, и II группа – неагрессивные (НА), индекс враждебности которых был менее 34 баллов и индекс агрессивности менее 36 баллов. Обследуемые с промежуточными значениями индексов, т.е. со средними показателями агрессивности, из дальнейшего наблюдения исключались. Определение содержания макро- и микроэлементов проводили методами атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной аргоновой плазмой (ИСП-АЭС) на приборе Optima 2000 DV (PerkinElmer) (Ca, Mg, P, Zn, K, Na) и масс-спектрометрии с индуктивно связанной аргоновой плазмой (ИСП-МС) на приборе Elan 9000 (PerkinElmer) (Аl, As, Cd, Co, Cr, Cu, Fe, Mn, Ni, Pb, Se, I, Si, Sn, Ti, V). Собственные результаты по содержанию химических элементов в волосах сравнивали с референтными значениями [4,5] и со средними значениями содержания данных химических элементов в волосах (25–75 центильный интервал), полученными при проведении популяционных исследований в различных регионах России [6]. Для количественной оценки степени резистентности организма к действию неблагоприятных условий окружающей среды рассчитывали уровень адаптированности системы (А) микроэлементного гомеостаза по формуле:

Формула: уровень адаптированности системы (А) микроэлементного гомеостаза

где А - уровень адаптированности в усл. ед.; n - количество корреляционных связей между элементами; ∑Kk - сумма коэффициентов корреляции без учета знака; N - число микроэлементов, объединенных в плеяды [1]. Основные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием программ «Excel», «Statistica 6.0», «StatPlus 2009 Professional 5.8.4». Достоверными считали различия при Р≤0,05. Оценку статистической значимости различий между группами проводили с помощью t-критерия Стьюдента, в случае распределения, близкого к нормальному. С помощью U–теста Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова и Вальда-Вольфовица в случае распределения, отличающегося от нормального, также был проведен корреляционный анализ по Пирсону.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате психологического тестирования было выявлено, что доля агрессивных студентов составляла 30%, доля студентов с низкими показателями агрессивности - 25 %, и большую часть составляли студенты со средним уровнем агрессии – 45%. Настораживает, что и в нашем исследовании доля агрессивных студентов составляла 30% и это достаточно высокий процент в студенческой среде. В группу студентов с агрессивными тенденциями в поведении вошло 87 юношей, во вторую группу студентов без агрессивных тенденций в поведении вошло 79 человек. Обследуемые с промежуточными значениями индексов, т.е. со средними показателями агрессивности, из дальнейшего наблюдения исключались. Достоверность различий показателей уровня агрессивных тенденций в поведении в исследуемых группах по U-критерию Манна-Уитни, тесту Колмогорова-Смирнова, Вальда-Волфовица (p<0,0001) дало нам право утверждать об адекватности разделения респондентов для исследования (рис. 1).

Рис. 1. Показатели уровня агрессивных тенденций в поведении в группах студентов

Рис. 1. Показатели уровня агрессивных тенденций в поведении в группах: I - группа студентов с агрессивными тенденциями в поведении; II - группа студентов без агрессивных тенденций в поведении; ФА - Физическая агрессия; ВА - Вербальная агрессия; КА - Косвенная агрессия; Н - Негативизм; Р -Раздражение; П - Подозрительность; О - Обида; ЧВ - Чувство вины; ИА - Индекс агрессивности; ИВ - Индекс враждебности; * p<0,0001 - значимые отличия при сравнении с группой студентов без агрессивных тенденций в поведении.

По результатам проведенного исследования в биосубстратах студентов выявлен дисбаланс основных эссенциальных микроэлементов. Средние значения содержания химических элементов у юношей обеих групп, вне зависимости от уровня агрессивности, по сравнению со средними российскими значениями, характеризовались повышенными значениями содержания в волосах магния и дефицитом селена и кобальта. Для группы агрессивных студентов характерен также избыток натрия и железа, содержание кадмия на верхней границе нормы, а в группы неагрессивных студентов отмечалось избыточное содержание в волосах марганца, кремния и цинка. Установлено, что среднее содержание в волосах биоэлементов существенно отличается у студентов с агрессивными тенденциями в поведении и без склонностей к девиантным формам поведения. Для представителей первой группы характерно более низкое содержание меди (р<0,05), кремния (р<0,01), цинка (р<0,05), при более высоком содержании натрия (р<0,01), калия (р<0,05), кобальта (р<0,001), железа (р<0,05), ванадия (р<0,05), мышьяка, никеля, хрома, алюминия (р<0,05), свинца и всех токсичных элементов. При анализе распространенности отклонений содержания химических элементов, в волосах обследуемых выявлено, что для большинства обследованных первой группы характерно избыточное содержание магния (56 %), меди (56 %), железа (50%), лития (94 %), цинка (56 %) и дефицит селена (100 %), кобальта (94 %), и свинца (61 %). Резюмируя полученные данные можно отметить, что элементный портрет обследованных групп, аналогичных по полу, возрасту, месту проживания, социальному статусу и состоянию здоровья, но различающихся по уровню агрессивных тенденций в поведении имеет ряд отличий. Оценка корреляционных взаимоотношений между элементами у лиц с агрессивными тенденциями в поведении была отлична от группы студентов без склонностей к девиациям (табл. 1). Так, общее число взаимосвязей было значительно выше в группе неагрессивных студентов, и составляло 84 против 44. В группе неагрессивных студентов, общее число достоверных связей составляло 80, из них 19 отрицательных связей. В этой корреляционной плеяде ванадий имел наибольшее количество достоверных связей - 9 прямых и 1 обратную связь; свинец - 8 прямых связей; селен - 2 прямых и 6 обратных связей; натрий - 6 прямых и 2 обратные связи; фосфор - 7 прямых достоверных связь; калий - 6 прямых достоверных связь и 1 обратную связь. У AL, B, Be, Ca, Li и Cu связей не выявлено. Обращает на себя внимание, что в этой корреляционной плеяде Zn обнаружил только 6 обратных связей. В группе лиц с агрессивными тенденциями в поведении число сильных достоверно значимых корреляционных связей, характеризующихся прямой направленностью, составляло 43:15. Большее количество связей образует олово, фосфор, ванадий, натрий, калий и литий. Другим важным отличием в структуре корреляционных плеяд у лиц с агрессивными тенденциями в поведении, в отличие от группы студентов без склонностей к девиациям, было выявление ряда элементов, образующих сильные достоверные связи только в одной из групп обследованных студентов. Так, P, Mn, K, Sn, V, Zn, образуя сильные достоверно значимые корреляционные связи в группе обследованных лиц с агрессивными тенденциями в поведении, образуют слабые корреляции в группе студентов без склонностей.

Таблица 1. Корреляционные взаимосвязи между содержанием химических элементов в пробах волос лиц с разным уровнем агрессивных тенденций в поведении к девиациям.

Таблица 1. Корреляционные взаимосвязи между содержанием химических элементов в пробах волос лиц с разным уровнем агрессивных тенденций в поведении к девиациям.

Обращает на себя внимание, что Se, V, Zn, Pb, Co, Cr, Na, Hg, K, Ni, Fe, образуют сильных связи в группе неагрессивных лиц. Исходя из полученных данных, можно говорить об умеренной и сильной положительной взаимосвязи обмена с жизненно необходимыми биоэлементами у лиц с агрессивными тенденциями в поведении, влияющих на склонность к девиантным формам поведения. В группе студентов без склонностей к девиациям можно говорить об умеренной и сильной положительной взаимосвязи обмена от концентрации токсических элементов. На основании силы и количества корреляционных связей нами был рассчитан адаптационный потенциал (А) элементной системы студентов. У лиц с агрессивными тенденциями в поведении уровень адаптированности (А) равен 29,0 условных ед. (р<0,05), а у неагрессивных лиц уровень адаптированности в три раза выше - 97,8 условных ед. Обращает на себя внимание, что у неагрессивных студентов значение адаптационного потенциала выше, чем у агрессивных. Что может быть следствием формирования устойчивых связей внутри системы для обеспечения функциональных резервов организма в условиях постоянного действия экстремальных факторов.

Заключение. Общий статистический анализ показателей элементной системы организма студентов с агрессивными тенденциями в поведении позволил выявить специфические корреляционные связи между содержанием ряда элементов, обусловленные как биогеохимическими особенностями региона, так и естественными физиологическими процессами у лиц со склонностью к девиантным формам поведения [7,8,9]. У неагрессивных студентов значение адаптационного потенциала выше, чем у агрессивных, что не оставляет сомнений в необходимости своевременной коррекции существующего дисбаланса макро- и микроэлементов путем обогащения рационов питания необходимыми нутриентами с целью предупреждения девиантных форм поведения среди студенчества. Для лиц, с поведенческими нарушениями со склонностью к агрессии, рекомендуется базисная очищающая диета: фрукты, овощи, богатая белками пища, с ограничением сахара, кофеина и углеводов, а также продуктов, содержащих пищевые красители, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты. Для снижения проявлений агрессии рекомендуется добавить в рацион пищевые добавки с витаминами группы В, цинком и жировыми кислотами. Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2012 Урал: Оренбургская область, проект № 12-16-56002, а/У: «Разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально значимых заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дезадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области»; Минобрнауки РФ в рамках Госзадания на выполнение НИР (проект № 1.5.11).

Список использованных источников:

1. Баевский Р.М., Максимов А.Л., Берсенева А.П. Основы экологической валеологии человека. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2001. - 267 с.

2. Нотова С.В. Особенности элементного статуса жителей Оренбуржья// Вестник РУДН. Серия медицина и физиология. – 2005. - №2. – С.166-168.

3. Нотова С.В. Эколого-физиологическое обоснование методов коррекции элементного статуса и функциональных резервов организма человека: Автореф. дисс. … д-ра м. н. – М., 2005. – 40 с.

4. Скальная М.Г., Демидов В.А., Скальный А.В. О пределах физиологического (нормального) содержания Ca, Mg, P, Fe, Zn и Cu в волосах человека// Микроэлементы в медицине. - 2003. - № 4 (2). - С. 5-10.

5. Скальный А.В. Установление границ допустимого содержания химических элементов в волосах детей с применением центильных шкал// Вестник СПб Гос. мед. академии им. И.И. Мечникова. - 2002. - № 1-2 (3). - С. 62-65.

6. Скальный А.В. Эколого-физиологическое обоснование эффективности использования макро- и микроэлементов при нарушениях гомеостаза у обследуемых из различных климатогеографических регионов: Дис. … д-ра мед. наук. - М., 2000. - 361 с.

7. Черемушникова И.И., Бибарцева Е.В., Петросиенко Е.С. Агрессия как показатель дезадаптации в студенческой среде// Сб. матер. Всерос. НПК «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М., 2009. – С.493-494.

8. Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В. Межполушарная асимметрия и индивидуальные агрессивные стили эмоционального поведения// Технологии живых систем.- 2009. - Т.6. - № 6. - С. 70-72.

9. Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В. Технология диагностики склонности к девиантным формам поведения// Технологии живых систем. – 2010. - Т.7. - №6 – С.62-65.