За последнее десятилетие состояние психического здоровья подростков стало приоритетной медико-социальной проблемой.
Динамика распространенности умственной отсталости характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм [2-4].
Наибольшее значение в развитии девиантного поведения имеют волевые дефекты больных олигофренией. Они повышенно внушаемы, склонны к подражанию, что в отдельных случаях может быть использовано другими лицами в противоправных целях, постоянно нуждаются в поддержке близкого человека. Несмотря на кажущееся добродушие, иногда могут совершать тяжкие преступления. Вследствие умственной неполноценности, примитивные аффективные реакции при психотравмирующей ситуации у этих лиц могут проявляться в виде срыва и возникать по незначительному поводу [1].
Цель данного исследования – повышение эффективности терапии и реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях психиатрического стационара.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в условиях свободной выборки нами был проведен анализ ряда показателей пациентов обоего пола отделения №9 КУЗВО ВОКПНД корпус 2. Общее количество пациентов – 49 человек. Средний возраст - 12,41±2,94 лет (от 11 до 17 лет). У всех пациентов диагностировано расстройство поведения.
В работе применялись клинико-психопатологический, психологический, психометрический и статистический методы исследования. С больными проводилась беседа, и все данные заносились в индивидуальную карту больного, которая включала: паспортные данные, жалобы на психическое и соматическое состояние, анамнез заболевания и жизни, психический и соматический статус, данные лабораторных и инструментальных исследований, данные психометрического обследования.
Для количественной оценки выраженности проявлений тревоги и депрессии были использованы шкалы Гамильтона тревоги и депрессии (HARS и HDRS), для определения особенностей личности – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Для достижения поставленной цели выборка подростков была разделена на контрольную и основную. В основной группе (n=20, 9 девочек и 11 мальчиков) пациентам был назначен рисперидон в дозе 1 мг в сутки, в контрольной группе (n=29, 4 девочки и 25 мальчиков) проводилась стандартная психофармакотерапия (галоперидол, аминазин, сонапакс, неулептил в среднетерапевтических дозах). Обследование проводилось до начала лечения, через две недели и через месяц (Д0, Д15, Д30).
Структура девиантного поведения, установленная в группе подростков представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура типов девиантного поведения в обследованной группе больных (n=37).
Как видно из рис.1, наиболее широко были представлены прием алкоголя (70% пациентов), уходы из дома и эпизоды криминального поведения (по 43%), в меньшей степени – употребление наркотиков (19%) и психоактивных веществ (ПАВ) (16%). У 3% в анамнезе имелась суицидальная попытка. Следует отметить, что выраженность употребления психоактивных веществ, наркотиков и алкоголя ни у одного пациента не доходили до уровня зависимости, а были представлены эпизодами, входившими в структуру девиантного поведения.
В целом в рамках клинической картины отмечались: трудности в общении, агрессия по отношению к сверстникам, врачам и персоналу, несоблюдение субординации, нарушение режима стационара, лживость. Сами подростки предъявляли жалобы на утомляемость, слабость, невозможность включиться в новую деятельность, снижение настроения. После проведения лечения выраженность клинических проявлений девиантного поведения снизилась в обеих группах. У пациентов наблюдались снижение агрессивности, улучшение коммуникации.
Далее представлены данные сравнительного анализа выраженности тревоги и депрессии в процессе лечения.
Как видно из представленных в табл. 1 данных, на Д15 не отмечалось статистически значимой динамики показателей депрессии. На Д30 снижение отмечается по показателям: депрессивное настроение, психическая тревога, общий балл.
Таблица 1. Анализ динамики выраженности показателей проявлений депрессии у пациентов с интеллектуальной недостаточностью контрольной группы
Примечания: здесь и далее * - отличия от Д0 при p<0,05; # - отличия от основной группы при p<0,05.
Как видно из представленных в табл. 2 данных, в основной группе на Д15 имеется статистически значимое снижение показателей (p<0,05): общий балл, ажитация, работоспособность и активность, ранняя бессонница; на Д30 – общий балл, суточные колебания, генитальные симптомы, ажитация, работоспособность и активность.
Таблица 2. Анализ динамики выраженности показателей проявлений депрессии у пациентов с интеллектуальной недостаточностью основной группы
При проведении межгруппового анализа выраженности тревожно-депрессивных расстройств установлено, что на Д15 в основной группе статистически значимо (p<0,05) ниже показатели: работоспособность и активность, критичность отношения к болезни, параноидальные симптомы. На Д30 – чувство вины.
Как видно из представленных в табл. 3 данных, на Д15 отмечено статистически значимое (p<0,05) снижение показателей: тревожное настроение и интеллектуальные нарушения. На Д30 – общий балл и тревожное настроение.
Таблица 3. Анализ динамики выраженности показателей проявлений тревоги у пациентов с интеллектуальной недостаточностью контрольной группы
Как видно из представленных в табл. 4 данных, на Д15 выраженность общего балла в основной группе достоверно ниже (p<0,05), чем до начала лечения. На Д30 значимо ниже показатели: поведение при осмотре, общий балл, мышечные соматические симптомы.
Таблица 4. Анализ динамики выраженности показателей проявлений тревоги у пациентов с интеллектуальной недостаточностью основной группы
При анализе межгрупповых различий установлено, что на Д15 имеется более низкая выраженность респираторных симптомов, а на Д30 – показателя «поведение при осмотре» в основной группе пациентов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. У пациентов с умственной отсталостью и девиантным поведением имеются тревожно-депрессивные проявления различной степени выраженности.
2. При назначении рисперидона в дозе 1 мг в сутки отмечается снижение выраженности клинических проявлений девиантного поведения, а также уровень тревожно-депрессивных расстройств.