Введение
Согласно данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, наша страна вышла на 2-е место по числу самоубийств, потеряв почти миллион граждан. По этому показателю нас опережает Литва, мы оказались впереди по числу суицидов среди подростков, а Европа по убийствам детей и молодёжи. Согласно научным данным, до 14 лет случаи самоубийства редки, в возрастной группе 15-24 года (входят студенты), их число резко возрастает. Девушки совершают попытки суицида в 10 раз чаще юношей. Учёные выделяют разные типы самоубийств, классификация О.В. Бойко показывает: 1-я группа – самоубийство-протест, человек хочет своей смертью наказать недругов, причинить им вред; 2-я – самоубийство-призыв, стремление привлечь внимание к собственной персоне, вызвать в окружающих сочувствие, сострадание; для представителей 3-й группы – как избежание, способ уйти от наказания, угрозы, страданий; для 4-й – самонаказание, внутренний протест, вызванный чувством вины, стыда; в 5-й суицид это отказ от всего, капитуляция перед жизнью. Психически нездоровых людей среди самоубийц лишь 25-27%, остальные вполне здоровые, вменяемые. В качестве причин, приведшим к катастрофе, исследователями выделяются: личностные конфликты (семьей, друзьями, любимым человеком; несчастная, неразделённая любовь); состояние здоровья; конфликты, вызванные асоциальным, антисоциальным поведением, связанные с проблемами на учёбе, работе; материальное положение; зависимости [1-4].
В современных условиях получение образования в ВУЗе это специфический вид деятельности, связанный: с высоким уровнем психических, физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенные требования к решению проблемных ситуаций, жёсткий контроль, регламент режима, что приводит к психической дезадаптации, сопровождается тревожно-депрессивными расстройствами (ТДР) у студентов ВУЗов и является одной из частых причин суицида. В современном обществе значима задача сохранения здоровья студенческой молодежи, являющаяся «зоной роста» общества, представляющей уязвимую группу населения в связи со стрессами, сопровождающими этот период жизни. Психоэмоциональные нарушения, ТДР, оказывают непосредственное влияние на учебную, общественную жизнь студентов, сферу личной жизни, ведут к значительной социальной дезадаптации, требующей тщательного подхода медико-социальных служб их выявления, лечения, профилактике [5, 6].
Среди студентов наиболее высок риск манифестации психической патологии в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса в этот период жизни. На 3-м курсе – рубеже младших курсов и старших, остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, научной работы. Студенты в этот период создают семьи, строят отношения, это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний, проблем. Такие факторы: недосыпание, истощение, академические задолженности, трудности самоорганизации, несформированность конструктивных копинговых стратегий, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, невозможность обеспечить жизнь становятся причинами эмоциональной дезадаптации и психических расстройств у студентов. Исследование, проведенное в различных воронежских вузах в 2013 г., показало: более 30% студентов 3 курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16%. Более 50% студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести. Выявлено, что студенты используют менее конструктивные способы совладания со стрессом, нежели взрослые, поэтому встает вопрос о факторах, затрудняющих успешное совладание с жизненным стрессом у студентов, либо содействующих поддержанию психического здоровья в столь трудный период.
Обучение в вузе тесно связано с социальным взаимодействием [7-9]. Социальная тревожность – состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения, беспокойства в отношении социальной ситуации, оценки людьми, способной оказать негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации, качестве жизни. Человек с высокой тревожностью взаимодействуя с людьми считает, что будет выглядеть смешно, глупо, окружающие его осудят, унизят, но каждый на протяжении жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта. Учеба, работа, развлечения, поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Если ситуации общения вызывают чувство тревоги, дискомфорта, то возникает сложность справляться с повседневными делами. Часто при повышенной тревожности студент неспособен действовать эффективно в присутствии людей, без оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации контакта, студент лишает себя возможности развить социальные навыки, убедиться, что он способен успешно взаимодействовать с окружающими.
Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает определенные ситуации мучительными, неприятными, а социофобия приводит к серьезной дезадаптации, зачастую к отказу от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. Это расстройство связано с высоким риском суицида, злоупотребления психоактивных веществ. Типичные симптомы социальной фобии: острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь, слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях [1, 4, 6]. Основной выход страдающих социальной фобией – избегание любых ситуаций, связанных с вероятностью негативной оценки: выступлений, встреч, вечеринок, выходов «в люди», приводит к частичной, полной социальной изоляции, ограничивает возможность чувствовать радость жизни, ведет к одиночеству, непереносимости ситуации из-за сравнивания себя с успешными, уверенными людьми, сопровождаемое негативными выводами относительно лично себя.
Материал и методы
В 2012-2014 г. на базе кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко (ВГМА) под руководством доктора медицинских наук, профессора Куташова В.А. было проведено исследование по выявлению наличия тревоги, депрессии и других преобладающих психических симптомов на момент обследования студентов с помощью шкал Гамильтона (21 вопрос) и Монтгомери-Асберга (10 вопросов) у студентов различных вузов г. Воронежа. В исследовании принимали участие следующие вузы: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ), Воронежский государственный университет (ВГУ) (юридический факультет).
Результаты и их обсуждение
В исследовании всего приняло участие 326 человек: ВГМА – 106 чел., ВГАСУ – 112 чел., ВГУ – 108 чел. Категорически отказались принимать участие в исследовании, ничем это не мотивировав, 11 человек (по 4 чел. в ВГМА и ВГАСУ и 3 чел. в ВГУ). По шкале Гамильтона (ШГ) (оценки депрессии) суммарный балл первых 17-ти пунктов: 0-7 норма; 8-13 – легкое депрессивное расстройство (ДР); 14-18 – ДР средней степени тяжести; 19-22 – ДР тяжелой степени; более 23 – ДР крайне тяжелое.
В результате в ВГМА было опрошено 102 студента, из них по динамике выраженности депрессии: 0-7 баллов у 60 чел.; 8-13 баллов у 38 чел; 14-18 баллов у 4 чел.; 19-23 и более баллов не отмечено ни у одного испытуемого. В ВГАСУ из 108 опрошенных, динамика выраженности депрессии составила: 0-7 баллов у 78 чел.; 8-13 баллов у 30 чел.; 14-23 и более не отмечено. По ВГУ (юридический факультет) опрошено 105 человек, из них по динамике выраженности депрессии: 0-7 баллов у 85 человек; 8-13 баллов у 18 чел.; 14-18 баллов у 2 чел.; 19-23 и более баллов не отмечено ни у кого (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ выраженности депрессии у студентов ВУЗов г. Воронежа по ШГ (в % от числа обследованных).
При сравнительном анализе выраженности средних величин тревожно-депрессивных расстройств (ТДР) выявлено их преобладание у студентов 1 курса (93%), в сравнении с 4 курсом (78%) и 6 курсом (65%). Полученная в исследовании средняя величина ТДР у студентов медицинского ВУЗа составляет 79%. Это указывает на то, что большее количество студентов в ВУЗе имеет признаки депрессии той или иной степени выраженности, либо с риском развития депрессии, без осознания своего состояния, что можно объяснить очень высокими требованиями к учебному процессу у студентов медицинского ВУЗа. У 1 курса по сравнению с 4 и 6 курсами выявлен высокий процент депрессивных и тревожных расстройств в среднем 93 %, что объясняется реакцией периода адаптации на смену образа жизни, повышением умственных, эмоциональных, физических нагрузок.
Также проводилась оценка по шкале Монтгомери-Асберга (ШМА), в соответствии с которой: 0-15 баллов – отсутствие депрессивного эпизода (ДЭ); 16-25 баллов – малый ДЭ; 26-30 баллов – умеренный ДЭ; свыше 30 баллов – большой ДЭ. Получены следующие результаты. По ВГМА из общего числа опрошенных 0-15 балла отмечено у 65 чел.; 16-25 баллов – у 36 чел; 26-30 баллов – у 1 чел; более 30 баллов – 0 чел. По ВГАСУ: 0-15 баллов – у 81 чел.; 16-25 баллов – у 27 чел.; 26-30 баллов – у 0 чел.; более 30 баллов не отмечено. По ВГУ: 0-15 баллов – у 87 чел.; 16-25 баллов – у 17 чел.; 26-30 баллов – у 1 чел.; более 30 баллов – 0 чел (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ выраженности депрессии у студентов ВУЗов г. Воронежа по ШМА (в % от числа обследованных).
По ШГ наиболее преобладающими симптомами являются:
1) пониженное настроение (по ВГМА выявлено 3 балла у 15 чел., 2 балла у 38 чел., 1 балл у 17 чел.; по ВГАСУ – 3 балла у 4 чел., 2 балла у 20 чел., 1 балл у 22 чел.; по ВГУ – 3 балла у 8 чел., 2 балла у 11 чел., 1 балл у 23 чел.);
2) работа и деятельность (ВГМА: 2 балла – 26 чел., 1 балл – 49 чел.; ВГАСУ: 2 балла – 14 чел., 1 балл – 31 чел.; ВГУ: 2 балла – 22 чел., 1 балл – 42 чел.);
3) тревога (ВГМА – 1 балл у 48 чел.; ВГАСУ – 1 балл у 32 чел.; ВГУ – 1 балл у 45 чел.);
4) субъективные признаки подавленности – сообщение о депрессивном настроении независимо насколько оно проявляется внешними признаками, включает упадок духа, угнетенность, беспомощность, безнадежность; оценка соответственно интенсивности, продолжительности, степенью того, как сниженное настроение связано с внешними обстоятельствами (ВГМА: 3 балла – 21 чел., 4 балла – 11 чел.; ВГАСУ: 3 балла – 17 чел., 4 балла – 6 чел.; ВГУ: 3 балла – 14 чел., 4 балла -8 чел.);
5) нарушение концентрации внимания (ВГМА: 2 балла – 21 чел.; ВГАСУ: 2 балла – 13 чел.; ВГУ: 2 балла – 23 чел.);
6) пессимистические мысли (ВГМА: 2 балла – 14чел.; ВГАСУ: 2 балла – 9 чел.; ВГУ: 2 балла – 16 чел.) (рис. 3-7).
Рис. 3. Сравнительный анализ выраженности симптома «пониженное настроение» среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Рис. 4. Сравнительный анализ выраженности симптома «работа и деятельность» среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Рис. 5. Сравнительный анализ выраженности симптома «тревога соматическая» среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Рис. 6. Сравнительный анализ выраженности субъективных признаков подавленности среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Рис. 7. Сравнительный анализ выраженности симптома «нарушение концентрации внимания» среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Рис. 8. Сравнительный анализ выраженности симптома «пессимистические мысли» среди студентов ведущих ВУЗов г. Воронежа (в % от числа обследованных).
Анализ данных показал, студенты различных вузов г. Воронежа рассматриваются не только как субъекты образовательного процесса, но и как претенденты в группу риска, склонных к суицидальному поведению. Образовательная среда это пространство адаптационного процесса, биологические факторы, связанные с проблемами юношеского возраста, изменение статуса в коллективе, новый тип межличностных взаимоотношений – причины риска дезадаптации студентов в образовательной среде, рассматривая как концептуальную основу организации взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного процесса. Теоретический анализ состояния проблемы социокультурной поддержки группы риска: различия в сущности понимания феномена суицида в разнонаправленных вузах, показал эволюцию развития, междисциплинарные интерпретации.
Проблема социокультурной поддержки студентов, склонных к суицидальному поведению заключается в ее осмыслении в группах риска и связано с анализом их суицидального поведения. Анализ условий, факторов возникновения суицидального поведения студентов разнонаправленных ВУЗов, показал специфику дезадаптации, обусловленную этнофункциональностью, культурными универсалиями: социально-психологический фактор; предшествующее самоубийство в семье, попытка самоубийства близкого человека; тяжелая депрессия; одиночество; утрата родителей в результате смерти, развода; социальная зрелость, наиболее весомый для российских студентов – межличностный фактор (разрыв с партнером), в отличие от студентов других стран, где больший процент по данным статистики приходится на являющийся весомым экономический фактор (сложность трудоустройства).
Основные причины суицидального поведения, характерные для российского студента: лично-семейные конфликты, неудачная любовь, оскорбление; состояние здоровья; конфликты, связанные с антисоциальным поведением, с работой или учебой; материально-бытовые трудности; наркомания или токсикомания. Для студента другой страны характерны причины: рост личностных переживаний (напряженная обстановка в семье); низкая оценка статуса студентов в обществе; низкий уровень социальной защищенности; социально-экономическая причина (безработица); влияние секты; увеличение социального давления, сложность адаптации к процессу обучения в вузе. Факторы, причины суицидального поведения студентов схожи: российский студент на 1 место ставит межличностные отношения, студент другой страны социально-экономические; для нашего студента характерен самоанализ, самокритика, прошлые ошибки, проступки вызывают чувство стыда, боязни, студенты других стран боятся, получив высшее образование, остаться невостребованными на рынке труда, не оправдав надежды родителей.
Итак, суицидальное поведение у российской молодежи возникает из-за боязни прошлого, а у студента других стран – будущего. Одна из главных причин суицидального поведения среди российских студентов и студентов других стран - сложность адаптации к процессу обучения в вузе, поэтому проблема суицидального поведения среди студентов является наиболее актуальной на сегодняшний день и социокультурная поддержка молодежи, помощь в адаптации студентов к учебному процессу в вузе крайне необходима. Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение, такие лица нуждаются в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных, духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым – табу; проведение индивидуальной терапии, купируя травматизацию, избирательно адресующейся слабым сторонам акцентуантов, психотической личности, склонным к депрессиям шизоидов, циклоидов. Учитывая результаты возникает необходимость оказания психологической помощи студентам медицинских ВУЗов, особенно 1, 3, 5 курсов.
Для снижения роста негативных последствий депрессии в стране, студенческой среде следует разработать комплекс профилактических мероприятий, в которых должны принять участие, в 1-ю очередь, преподаватели ВУЗа, специалист кафедры психиатрии с наркологией, клинические психологи кафедры психологии для вспомогательных аспектов работы специалиста кафедры психиатрии, СМИ. Высокий уровень тревожности негативно сказывается на качестве жизни, у студентов проявляется ярко, связан с необходимостью постоянно взаимодействовать в группе, с преподавателями. Успех обучения, эмоциональное благополучие в вузе зависят от социальной активности студента, поэтому социальная тревожность становится серьезной помехой развития, самореализации.
Психический портрет студента с высоким уровнем социальной тревожности: избегает ситуации, где необходимо проявление социальной активности, общительности, робок, неактивен при выступлении на семинарах, практике, не стремится к совместной деятельности; испытывает напряжение, дискомфорт в ситуации взаимодействия с людьми, старшими по положению; не способны обратиться за помощью; не участвует в общественной жизни, в компаниях застенчив, молчалив; испытывает серьезные затруднения при знакомстве, общении с другим полом; чувствителен к мнению окружающих; в ситуации общения тревожен из-за возможности показаться глупым, неинтересным; критику, замечания в свой адрес воспринимает как непринятие, отвержение; испытывает стресс в ситуации оценки; на экзамене сильно волнуется, беспокоится, что дезорганизуется; высокая степень эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии, тревоги; в ситуации стресса – избегающее поведение; откладывает выполнение заданий, оттягивает решение проблем возникающие в процессе учебы.
Заключение. Данное исследование показало отчетливый рост распространенности аффективных расстройств в студенческой среде, в том числе депрессий с суицидальными тенденциями. Отмечено, что образовательная среда может быть не только пространством адаптационного процесса, но и собственно причиной риска дезадаптации студентов, являясь концептуальной основой аутоагрессивного поведения наиболее перспективной части населения. Все это, несомненно, представляет серьезную проблему как регионального, так и Федерального уровня и требует дальнейшего более глубокого прогнозирования данных расстройств и выбор прицельных профилактических мероприятий.