Сравнительный анализ показателей дыхательной пробы у больных с пароксизмами фибрилляции предсердий на фоне профилактической антиаритмической терапии

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

 

Введение. Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) на протяжение многих десятилетий продолжают оставаться наиважнейшими. Из нарушений сердечного ритма преобладает фибрилляция предсердий, которая ежегодно «молодеет», захватывая людей трудоспособного возраста [3, 8]. Как известно, наличие дыхательной синусовой аритмии (СА) указывает на высокие резервные возможности ССС. Наиболее она выражена у здоровых людей. Отсутствие СА почти всегда является неблагоприятным фактором. Еще в 1976 году Томов Л. И Томов И.Л. [7] указывали, что у больных с недостаточностью кровообращения при декомпенсации уменьшается или исчезает СА. При компенсации сердечной недостаточности, СА восстанавливается. Приведенный факт крайне важен. Он указывает на прямую связь между изменением состояния пациента и наличием СА: ухудшение состояния сопровождается исчезновением СА, а улучшение состояния - ее возвращением [4, 5].

У больных с пароксизмами фибрилляции предсердий (ПФП) данный механизм позволяет правильно подобрать наилучшую для конкретного больного профилактическую антиаритмическую терапию (ААТ) с целью наиболее длительного удержания синусового ритма. Для этого проводится проба с глубоким управляемым дыханием «брадипноэ-6 в минуту» [9].

Существуют различные методики проведения пробы, но в настоящее время наибольшее распространение получила методика, предложенная Wheeler и Watkins в модификации по Hilsted и Jensen (Бабунц) [2, 6]. При данном варианте проведения пробы определяется отношение между максимально удлиненного кардиоинтервала R-R во время выдоха к максимально укороченному интервалу R-R во время вдоха. У здоровых людей за счет СА, обусловленной влиянием вагуса, это отношение всегда больше 1,21. Показатели 1,11 - 1,20 являются пограничными. При уменьшении СА, т.е. при недостаточности вагуса, указанный показатель будет не выше 1,10 [1, 5].

Цель. Изучить показатели ДП «брадипноэ-6 в минуту» у больных с ПФП на фоне профилактической ААТ.

Материалы и методы. В исследование было включено 163 человека. Пациенты были поделены на 7 групп, характеристика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1. Общая характеристика обследованных лиц

Таблица 1. Общая характеристика обследованных лиц

Всем обследуемым лицам проводилась дыхательная проба (ДП) с глубоким управляемым дыханием «брадипноэ 6 в минуту». Первоначально, в спокойном состоянии регистрировалась ЭКГ в 12 отведениях. Затем пациент по команде начинал форсировано дышать, совершая в течение первых 5 секунд плавный медленный глубокий вдох, следующие 5 секунд - равномерный выдох. Так 6 циклов в течение 1 минуты. Параллельно на ЭКГ отмечают «вдох» и «выдох». Далее, по II стандартному отведению механическим путем производят подсчет интервалов R-R (в мс). Определяют отношение максимального интервала R-R на вдохе к минимальному интервалу R-R на выдохе, таким образом, получая дыхательный коэффициент K r-r.

Затем с помощью программы MS Excel Office проводят статистическую обработку показателей. Достоверность показателей определяли с помощью критерия Стьюдента (p˂0,05).

Результаты. В группах: здоровые, метопролол, аллапинин, сотагексал, дилтиазем, показатели ДП находились в пределах нормы (≥1,21). В группах: контроль, кордарон показатели пробы были пограничными (1,11-1,20). Выраженной недостаточности вагуса (≤1,10) не было обнаружено ни в одной группе (рис.1).

Рис. 1. Количественные показатели ДП у обследуемых групп.

Рис. 1. Количественные показатели ДП у обследуемых групп.

Ниже отражены результаты ДП «брадипноэ 6 в 1 минуту» (табл. 2., рис. 2 и табл. 3.).

Таблица 2. Общая характеристика обследованных лиц

Таблица 2. Общая характеристика обследованных лиц

 

Рис. 2. Процентное соотношение коэффициента ДП K r-r у обследуемых групп.

Рис. 2. Процентное соотношение коэффициента ДП K r-r у обследуемых групп.

Таблица 3. Общая характеристика обследованных лиц

Таблица 3. Общая характеристика обследованных лиц

При сравнении группы здоровых лиц (рис. 3) с контролем и больными, находящимися на профилактическом приеме антиаритмических препаратов (ААП), было установлено снижение показателей ДП на 20% в контрольной группе (p<0,0001); на 16% в группе больных получающих метопролол (p<0,0001); на 10% в группе больных, получающих аллапинин (p<0,05); на 18% в группе больных, получающих кордарон (p<0,0001); на 15% в группе больных, получающих сотагексал (p<0,001); на 15% в группе больных, получающих дилтиазем (p<0,01).

Рис. 3. Сравнительная характеристика группы здоровых лиц: здесь и далее   - что сравнивают;   - с чем сравнивают; * - достоверность различий p<0,05; # - p<0,1.

Рис. 3. Сравнительная характеристика группы здоровых лиц: здесь и далее  - что сравнивают;  - с чем сравнивают; * - достоверность различий p<0,05; # - p<0,1.

При сравнении контрольной группы (рис. 4), наблюдалось достоверное увеличение: здоровых на 20% (p<0,0001); больных с ПФП принимающих аллапинин на 12% (p<0,005); а так же тенденция к увеличению на 4% (p<0,1) в группе больных, принимающих метопролол.

Рис. 4. Сравнительная характеристика контрольной группы.

Рис. 4. Сравнительная характеристика контрольной группы.

Группа больных, получающих метопролол (рис.5), уступала контрольной группе на 16% (p<0,0001), а так же имелась тенденция к снижению на 7% (p<0,1) по отношению к группе с аллапинином. Однако наблюдалась тенденция к преобладанию над контролем на 4% (p<0,1).

Рис. 5. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих метопролол.

Рис. 5. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих метопролол.

Больные, получающие аллапинин (рис. 6), выгодно отличались в сравнение с контролем на 12% (p<0,005). Имелась тенденция (p<0,1) к увеличению показателей исследуемой группы по отношению к больным, получающим: метопролол на 7% и кордарон на 9%.

Рис. 6. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих аллапинин.

Рис. 6. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих аллапинин.

Группа больных, получающих кордарон (рис. 7), уступала группе здоровых лиц на 18% (p<0,0001), а также имела тенденцию к снижению на 9% (p<0,1) по сравнению с больными, получающими с профилактической целью аллапинин.

Рис. 7. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих кордарон.

Рис. 7. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих кордарон.

Снижение дыхательного коэффициента на 15% в сравнении с группой здоровых лиц наблюдалось в группах больных получающих сотагексал (p<0,0001) (рис. 8) и дилтиазем (p<0,001) (рис. 9).

Рис. 8. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих сотагексал.

Рис. 8. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих сотагексал.

 

Рис. 9. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих дилтиазем.

Рис. 9. Сравнительная характеристика группы больных с ПФП, получающих дилтиазем.

Выводы

  1. При проведении ДП в следующих группах: здоровые, метопролол, аллапинин, сотагексал, дилтиазем, показатели находились в пределах нормы, что указывает на хорошие резервные возможности ССС. В группах: контроль и кордарон показатели пробы были пограничными. Выраженной недостаточности вагуса не было обнаружено ни в одной группе.
  2. Наиболее эффективным, по данным ДП, среди ААП, назначаемых больным с целью профилактики ПФП, оказались (в порядке убывания): 1 - аллапинин; 2 - метопролол; 3 - сотагексал; 4 - дилтиазем; 5 - кордарон.

Список использованных источников:

  1. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение. - М.: ООО «Мед. информац. агентство», 2003. - 752 с.
  2. Лупанов В.П., Нуралиев Э.Ю. Функциональные нагрузочные пробы в диагностике ишемической болезни сердца. - Петрозаводск: ОООО «ИнтелТек Медиа», 2012. - 224 с.
  3. Люсов В.А., Колпаков Е.В. Аритмии сердца. Терапевтические и хирургические аспекты. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 400 с.
  4. Попов С.В., Баталов Р.Е., Антонченко И.В. Современные аспекты лечения фибрилляции предсердий// Актуальные вопросы болезней сердца и сосудов. Т. 4, №1, 2009, с. 30-34.
  5. Рябыкина Г.В., Соболев А.В. Холтеровское и бифункциональное мониторирование ЭКГ и артериального давления. - М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010. - 320 с.
  6. Татарский Б.А., Баталов Р.Е., Попов С.В. Фибрилляция предсердий: патофизиологические подходы к выбору антиаритмической терапии. - Томск: STT, 2013. - 484 с.
  7. Нарушения ритма сердца. Клиническая картина и лечение / Л. Томов, И.Л. Томов. София: Медицина и физкультура. 1972, - 423 с.
  8. Чазов Е.И., Голицын С.П. Руководство по нарушениям ритма сердца. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 416 с.
  9. Яблучанский Н.И., Мартыненко А.В. Вариабельность сердечного ритма в помощь практикующему врачу. Для настоящих врачей. - Харьков. 2010, 131 с.