Оценка качества жизни одиноких пожилых и престарелых людей города Ташкента

Ташкентская медицинская академия, Узбекистан

Социально-геронтологические исследования показывают, что большинство одиноких пожилых и престарелых людей состоят в сложных, многообразных отношениях с друзьями и соседями. Между тем идеал существования одиноких престарелых - это тесные социальные связи при достаточно высоком уровне независимости, т.е. рациональное сочетание посторонней заботы и личностной автономии [2-4].

Пожилые и престарелые люди имеют следующие серьезные проблемы – это проблемы здоровья (физическая и психологическая), экономические проблемы и проблемы социальных отношений. Вместе с тем немаловажной проблемой пожилых и старых людей является одиночество - жизнь этих людей как бы насыщена свободным временем, но постепенно эти люди сдаются и уходят на дальнюю изоляцию и одиночество [5].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет группы высокого риска как группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния: очень старые люди, в возрасте 80-90 лет и старше; пожилые, живущие одиноко (семья из 1 человека); пожилые женщины, особенно одинокие «вдовы»; изолированно живущие пожилые (одинокие или пожилые пары); бездетные пожилые, пожилые страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками; пожилые пары, у которых один супруг тяжело болеет или страдает физическими недостатками; пожилые, вынужденные жить на минимальные государственные пенсии или социальные пособия или даже на еще более незначительные средства [1,3].

Таким образом, в старости одиночество в значительной степени является результатом дефицита социальных связей. Вместе с тем, на социальные связи влияет широкий круг факторов, которые предположительно более важны в поздний период жизни людей. Для пожилых и престарелых людей одним из таких факторов является здоровье. Вследствие этого пожилые больные зачастую не удовлетворены качеством своей жизни. Кроме этого важным фактором одиночества в старости является также удовлетворенность человека жилищными условиями. Выявлено, что пожилые и престарелые люди, положительно отзывающиеся о своем жилье, испытывают одиночество в меньшей мере [5].

Целью исследования явилось оценка качества жизни одиноких пожилых и престарелых людей, проживающих в своих собственных квартирах в Юнусабадском районе г. Ташкента.

Материал и методы исследования. При обследовании материала нами комплексно были использованы как сплошное обследование, так и не сплошное.

По данным персональных учетных карточек одиноких пожилых и престарелых Юнусабадского отдела труда и социальной защиты была сформировано основная группа – 97 одиноких пожилых и престарелых людей, проживающих в своих квартирах (домах), взятых на учет согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 21 мая 1991 г. №212 «О дополнительных мерах по социальной защите одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе».

В качестве контрольной группы были выбраны пенсионеры, проживающие со своими семьями в Юнусабадском районе г. Ташкента.

Во-первых, был взят общий список пенсионеров, проживающих в своих семьях Юнусабадском районе города Ташкента.

Во-вторых, из этого общего списка пенсионеров механически были отобраны – каждый двадцатый пенсионер в количестве 100 человек. В ходе анкетирование 4 пожилых людей были исключены из списка из-за отказа принятия участие в исследовании. В результате количество обследованных в контрольной группе составило 96 пенсионеров.

Качество жизни, как одиноких, так и проживающих в своих семьях пенсионеров обследовано методом интервьюирования с помощью краткого опросника ВОЗ по оценке качества жизни. Согласно опроснику оценивалось физическое и психологическое здоровье, сфера социальных отношений и окружающей среды обследованных.

Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью специальной формулы, рекомендованной в опроснике.

Результаты. Распределение по возрасту показало, что 118 обследованных (61,1%) составили пожилые люди в возрасте от 60 до 74 лет, 64 (33,2%) – люди старческого возраста от 75 до 89 лет и 11 (5,7%) – долгожители, в возрасте 90 лет и старше.

Этот показатель по категориям выглядел следующим образом: среди одиноких пожилых и престарелых людей 46 (47,4%) были в возрасте 60-74 года, 41 (42,3%) - в возрасте 75-89 лет, 10 (10,3%) - 90 лет и старше. У пенсионеров, проживающих в своих семьях 72 (75,0%) были в возрасте 60-74 года, 23 (23,9%) – в возрасте 75-89 года и 1 (1,1%) - 90 лет и старше (табл. 1).

Таблица 1. Распределение по возрасту

Таблица 1. Распределение по возрасту

Распределение по полу показало, что 67 обследованных (34,7%) -лица мужского пола, а 126 (65,3%) – женского.

В подгруппе одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе, мужчины пожилого возраста составили 16 человек (34,8%), а женщины – 30 (65,2%), в подгруппе лиц старческого возраста 6 (14,6%) – мужчины и 35 (85,4%) женщины, а в подгруппе долгожителей все обследованные - 10 человек были женского пола.

В подгруппе пенсионеров, проживающих со своими семьями, мужчины пожилого возраста составили 38 человек (52,8%), а женщины – 34 (47,2%), в подгруппе лиц старческого возраста 7 (30,4%) – мужчины и 16 (69,6%) женщины, а в подгруппе долгожителей – обследованный 1 человек был женского пола.

Больше половины обследованных, как среди одиноких пожилых и престарелых людей (77,3%), так и среди пенсионеров (53,1%) проживающих в своих семьях - женского пола (табл. 2).

Таблица 2. Распределение по полу

Таблица 2. Распределение по полу

Средний возраст обследованных одиноких пожилых и престарелых людей был равен 74 годам, а среди пенсионеров, проживающих в своих квартирах, был равен 68 годам.

Среди одиноких пожилых и престарелых людей значения шкалы по сфере физического здоровья (38), психологического здоровья (31) и в сфере окружающей среды (31) были относительно высокими, а значение шкалы социальных отношений (19) наоборот меньше почти в 2 раза (табл. 3).

Среди пенсионеров, проживающих со своими семьями значения шкалы по сфере физического здоровья (56), психологического здоровья (44) и в сфере окружающей среды (50) также были высокими, а значение шкалы социальных отношений (31) - заметно меньшим.

С возрастом (от пожилого возраста до долгожительства) у одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе, отмечается снижение величин этих показателей по всем сферам, однако оно более заметно в шкале социальных отношений (более чем в 1,6 раза). У пенсионеров, проживающих со своими семьями, также отмечается тенденция к снижению величин показателей по всем сферам. В этой группе обследованных это снижение было более заметно в шкале социальные отношения.

Таблица 3. Средние значения четырех сфер краткого опросника ВОЗ для оценки качества жизни пожилых людей

Таблица 3. Средние значения четырех сфер краткого опросника ВОЗ для оценки качества жизни пожилых людей

Результаты показали что, пенсионеры, проживающие у себя в семьях, оценивали состояние качества своей жизни, как удовлетворительное и хорошее в 70% случаях, в 27% - относительно удовлетворительное, и в 3% случаях неудовлетворительное. Этот показатель среди одиноких пенсионеров и престарелых был иным - в 41% случаях удовлетворительное и хорошее, 49% - относительно удовлетворительное, неудовлетворительное - в 10% случаях.

Среди пенсионеров, проживающих со своими семьями, значения показателей школ физического здоровья (56), психологического здоровья (44), социальных отношений (31), окружающей среды (50) были существенно выше значений соответствующих шкал у одиноких пенсионеров (соответственно, 38, 31, 19, 31).

Результаты показали что, что пенсионеры, проживающие у себя в семьях, оценивали состояние своего здоровье как отличнее в 10% случаев, удовлетворительное и хорошее в 77% случаев, 10% - относительно удовлетворительное, и в 3% случаев - неудовлетворительным. Этот показатель среди одиноких пенсионеров и престарелых был заметно худшим - соответственно 0%, 58%, 30% и 12%.

Выводы

  1. Пенсионеры, проживающие у себя в семьях, оценивают качество своей жизни существенно лучше по сравнению с одинокими.
  2. Показатели по шкале в сфере физического здоровья, психологического здоровья и окружающей среды, а также социальные отношения у одиноких пожилых и престарелых людей почти в 2 раза меньше по сравнению с пенсионерами, проживающими со своими семьями.
  3. Независимо от категорий, с возрастом (от пожилого возраста до долгожительства) как у одиноких пенсионеров, так и у пенсионеров, проживающими со своими семьями, отмечается снижение величин этих показателей по всем сферам, однако это снижение более заметно в шкале социальные отношения.
  4. Одинокие пенсионеры, нуждающиеся в постороннем уходе, оценивают состояние своего здоровья как неудовлетворительное в 4 раза чаще, чем пенсионеры, проживающие со своими семьями.

Список использованных источников:

  1. Медико-социальная помощь пожилым группы повышенного риска/ Л.Б. Лазебник, Ю.В. Конев// Клинич. геронтология. - 2005. - №1. - C. 88-91.
  2. Атаханова Л. Э. Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у лиц пожилого возраста// Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. - Ташкент, 2009. - N1. - C. 118-119.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.: «Дашков и К», 2005. – 296 с.
  4. Варустина Н.П. Особенности сестринского ухода за пожилыми людьми с деменцией// Клиническая геронтология. –2005, т. 11, №7, С. 18-21.
  5. Dr. Jamal Mohammed Bahees; Abu Dhabi Aging Conference, 2008; p. 74.