Методика определения рейтинга районов Санкт-Петербурга по результатам деятельности по управлению качеством медицинской помощи

Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г.Санкт-Петербург

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга

В разных сферах деятельности, когда для достижения общих целей необходимо согласованное решение однотипных задач разными исполнителями, структурами, важное значение придается внедрению механизмов материального и нематериального стимулирования, в частности, определению рейтингов организаций. В сфере здравоохранения имеются отдельные публикации об определении рейтинга медицинских учреждений [1], муниципальных систем здравоохранения [2, 3]. В целях мониторирования и стимулирования работ по созданию систем управления КМП в районах Санкт-Петербурга была разработана и внедрена в практику методика определения рейтинга районов.  

Для характеристики результатов деятельности районов по управлению качеством медицинской помощи (КМП) предложены показатели, отражающие степень решения следующих задач: 

- создание служб КМП в амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ), подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга;

- организация деятельности по экспертизе КМП;

- организация деятельности по управлению КМП.

Расчет показателей по указанным блокам оценки осуществляется в зависимости от модели построения системы управления КМП в районах: по централизованному типу на уровне отдела здравоохранения района; по распределенному типу I уровня на уровне государственных учреждений здравоохранения (ГУЗ), являющихся самостоятельными юридическими лицами (АПУ-I); по распределенному типу II уровня на уровне ГУЗ и  территориально обособленных поликлинических отделений (АПУ-II).  

Для характеристики создания в районе служб КМП применяются показатели, отражающие:

- наличие локальных нормативных документов, регулирующих вопросы экспертизы и управления КМП;

- наличие обученных экспертов и организаторов экспертизы КМП в составе служб КМП АПУ района;

- внедрение единой информационно-аналитической технологии (ИАТ) экспертизы КМП в работу служб КМП АПУ района.

Состав локальных нормативных документов по экспертизе и управлению КМП и их примерные формы установлены Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга. Для системы управления КМП централизованного типа обязательным является наличие 2 документов, утвержденных администрацией района: Положение о Координационном совете по вопросам управления КМП в районе и Положение об ответственном по КМП в районе.

Для системы управления КМП по распределенному типу I и II уровня учитывается наличие документов, утвержденных руководителями АПУ-I: Положение о службе КМП в АПУ; Положение о порядке организации и проведения экспертизы КМП; Положения об эксперте КМП и об организаторе экспертизы КМП.

Порядок расчета показателей, характеризующих создание в районах служб КМП, организацию деятельности по экспертизе КМП и по управлению КМП представлен в табл. 1-3 соответственно.

Таблица 1. Порядок расчета показателей, характеризующих создание в районах служб КМП

Таблица 1. Порядок расчета показателей, характеризующих создание в районах служб КМП

 

Таблица 2. Порядок расчета показателей деятельности районов по экспертизе КМП

Таблица 2. Порядок расчета показателей деятельности районов по экспертизе КМП

 

Таблица 3. Порядок расчета показателей деятельности районов по управлению КМП

Таблица 3. Порядок расчета показателей деятельности районов по управлению КМП

Примечание: УР – управленческое решение.

Оценка соответствия  управленческих решений по улучшению КМП требованиям к их содержанию и оформлению осуществляется экспертно-аналитическим путем. Несоответствие управленческого решения установленному требованию (обоснованность и эффективность; адресность; непротиворечивость и правомочность; конкретность, полнота и четкость)  оценивается в 0 баллов, полное соответствие – 1 баллом, неполное соответствие – в диапазоне от 0,1 до 0,9 баллов. Средний балл рассчитывается по всем управленческим решениям в районе за отчетный период.

Для определения рейтинга районов применяется методика интегрированной оценки показателей, которая включает:

1) расчет показателей и их перевод в условные единицы (баллы) с применением 6-балльной шкалы стандартизации (табл. 4);

2) расчет средних показателей по 3 блокам оценки и интегрированного показателя для каждого района;

3) определение рейтинга районов по уровню интегрированных показателей.

Таблица 4. Шкала стандартизации показателей

Таблица 4. Шкала стандартизации показателей

Для работы со шкалой стандартизации требуется установить тип показателя и тип шкалы. Для того чтобы применить шкалу стандартизации для показателей I типа, не имеющих норматива и/или предельного значения, осуществляется процедура их нормирования по формуле:

показатель j-района, n – количество районов;  - среднее значение показателя.

Нормированные показатели выражаются количеством среднеквадратических отклонений (s) от условного среднего, принятого за 0. Отрицательные значения указывают на отклонение от средней величины в меньшую сторону, положительные – в большую сторону. Не включенным в процедуру нормирования нулевым значениям и эксцессам присваиваются значения 1 или 6 баллов с учетом типа выбранной шкалы. В соответствии с величиной отклонения нормированных показателей от условного среднего, принятого за 0, показателю присваивается соответствующее балльное значение по 6-балльной шкале при шаговом отклонении равном 1s.

Для показателей II типа, имеющих норматив и/или предельное значение, рассчитывается доля (в %) фактического значения показателя от норматива/ предельного значения по формуле: X1 = n/N×100%, где n – фактическое значение показателя; N – нормативное/ предельное значение показателя. Полученные показатели переводятся в условные единицы – баллы, в соответствии со шкалой стандартизации. Нулевым значениям показателей присваивается 0 или 6 баллов в зависимости от типа шкалы.  

Для стандартизации показателей, не имеющих количественного выражения (III тип), разрабатывается индивидуальная шкала экспертных оценок.

Расчет интегрированного показателя выполняется путем расчета среднего значения балльных показателей по 3 блокам оценки. Определение рейтинга районов по уровню интегрированных показателей осуществляется путем их расположения в порядке убывания значений интегрированного балльного показателя. 

Применение методики интегрированной оценки показателей для определения рейтинга районов обеспечило внедрение в Санкт-Петербурге механизма нематериального стимулирования на разных этапах выполнения работ по созданию систем управления КМП в 18 районах. 

Список использованных источников:

  1. Юргель Н.В., Никонов Е.Л. Мониторинг реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения// Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2007. - № 2. – С. 3-7.
  2. Медведская Д.Р., Ползик Е.В., Казанцев В.С., Никифоров С.А. К проблеме определения рейтинга муниципальных систем здравоохранения// Экономика здравоохранения. - 2010. - № 2. - С. 13-18.
  3. Громов Ю.Н., Наумова Н.А. Методология построения индекса благополучия/неблагополучия муниципальных районов в сфере здравоохранения// Экономика здравоохранения – 2010. - № 9-10.- С. 32-39.