Введение. Здоровье человека, как социально-экономическая категория представляет собой важнейший элемент национального богатства: для поддержания здоровья требуется определенная часть валового национального продукта, но и само здоровье человека должно рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных благ [4].
Как говорят руководители нашего государства, сохранение здоровья экономически активного населения, своевременное выявление и лечение заболеваний – важное условие развития всех отраслей экономики, эффективного решения целого комплекса важнейших общенациональных задач.
Одной из наиболее острых медико-социальных проблем экономического развития отечественного транспорта является низкий уровень общественного здоровья трудящихся [4]. Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России, поскольку он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. В системе железнодорожного транспорта занято более 2% трудоспособного населения России. В связи с этим, здравоохранение на железнодорожном транспорте рассматривается как важная составляющая жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли, инструмент повышения эффективности производственной деятельности. Оно способно обеспечивать устойчивую работу железнодорожного транспорта и тем самым участвовать в решении вопросов, связанных с его модернизацией [2].
Количественные и качественные характеристики оценки показателей здоровья нации являются определяющими критериями в планировании и реализации политики охраны здоровья и решении тактических и стратегических задач реформирования здравоохранения. Стабилизация процессов формирования здоровья нации и осуществления единой концепции в области здравоохранения базируется на проведении комплексных мероприятий, направленных на совершенствование процессов управления и укрепление единой государственной системы охраны здоровья граждан.
Одним из главных обязательств ОАО «РЖД» (открытое акционерное общество «Российские железные дороги») перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя услуг по перевозке грузов и пассажиров [1]. Следовательно, повышение управляемости системой здравоохранения, улучшение медицинских и экономических результатов ее работы будут способствовать снижению себестоимости перевозок и повышать безопасность этих перевозок с позиций человеческого фактора [2.3].
В настоящее время одной из важнейших проблем железнодорожного ведомства является повышение безопасности движения поездов, что напрямую зависит от состояния здоровья работников отрасли. По литературным данным, в структуре причин аварий на железнодорожном транспорте человеческий фактор составляет 60-70%, поэтому медицинское обеспечение безопасности движения поездов - важное звено в снижении аварийности на железной дороге [2].
Материал и методы. Исследовано состояние и тенденции изменения уровня, структуры и динамики заболеваемости, травматизма, причин ВУТ (временная утрата трудоспособности), структура первичного выхода на инвалидность работников ЖДТ (железнодорожного транспорта) по профессиональным группам и категориям в 2007 – 2010 г., а также медико-социальные характеристики населения, прикрепленного к «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД».
Разработана общая схема оценки состояния и тенденций изменения основных показателей здоровья указанных групп. Были использованы статистические источники медицинского информационно-аналитического центра Воронежской области, сборники статистических материалов деятельности негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» и ЮВжд (Юго-Восточной железной дороги) за исследуемые годы.
Кроме того, в работе были использованы: первичная учетно-отчетная документация (промаркированные амбулаторные карты – ф. №25, контрольные карты диспансерного наблюдения – ф. №30у, дневник работы врача – ф. №39у, журнал учёта и движения диспансерной группы больных, журнал учёта и движения диспансерной группы больных, наблюдавшихся у врачей узкого профиля, журнал со списком и учётом осмотров инвалидов и участников Отечественной войны (ИОВ и УОВ), список больных, перенёсших инфаркт миокарда, список онкологических больных, список больных, состоящих на учёте в тубдиспансере, списки ИОВ и УОВ, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, журнал учёта больных, направленных на МСЭ (медико-социальная экспертиза), журнал учета больных, направленных на МСЭ для получения автотранспорта, журнал учёта больных, направленных на стационарное лечение, журнал учёта больных, получивших санаторно-курортное лечение, журнал учёта смертности, пояснительные записки к годовым отчётам за все года), нормативно-правовые акты, регламентирующие медицинскую помощь в «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД», персональный компьютер с программным обеспечением.
Результаты и их обсуждение. За исследуемый период (усреднено) в «Железнодорожной поликлинике на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД» зарегистрировано 24918 случая заболеваний у лиц старше 18 лет, из них заболеваний, установленных впервые в жизни – 10141. Заболеваемость подростков на 1000 - 561,6; охват диспансерным наблюдением и профилактическими осмотрами - 100 %. Анализируя общую заболеваемость на 1000 населения, отмечается ее рост: 2010 - 994,9; 2009 - 979,61; 2008 - 957,6; 2007 - 940,1.
Но на основе проведенной оценки сделан вывод об устойчивом характере выявленных данных и необходимости учета их при формировании лечебно-профилактических мероприятий.
Для оценки качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий и определения основных направлений корректировки этих мероприятий, в первую очередь, необходимо объективно оценить тенденции изменения основных показателей качества. К числу таких основных показателей, в первую очередь относятся показатели, характеризующие ВУТ, как по всему личному составу железнодорожного узла, так и по отдельным категориям. Для проведения таких оценок на первом этапе исследований были выбраны обобщенные данные о показателях временной утраты трудоспособности за период 2007 – 2010 г. (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели ВУТ за 2007 – 2010 г.
Для анализа проверки значимости различий в количестве (частоте встречаемости) случаев временной утраты трудоспособности эквивалентна классической в математической статистике задаче определения значимости различий параметра распределения для двух биномиальных генеральных совокупностей [3].
При решении этой задачи для того, чтобы ответить на вопрос, является ли различие частот и
статистически значимым (т. е., фактически, ответить на вопрос, является ли это различие следствием некоторых случайных колебаний, или отражает определенные объективно существующие тенденции изменения частоты). Рассчитывается величина χ2:
Результаты расчета сравниваются с критическим значением χ2, которое выбирается исходя из заданной вероятности правильного определения факта различия частот Рпр. Значения величины χ2 для типовых значений вероятности Рпр приведены в табл. 2. Если рассчитанное по формуле (1) значение показателя оказывается больше соответствующего значения χ2, то с вероятностью Рпр различие сравниваемых частот является существенным (статистически значимым или «неслучайным»).
Таблица 2. Критические значения для типовых вероятностей Рпр
При проведении расчетов в качестве величин N1 и N2 использовалось общее количество работников (либо на железнодорожном узле в целом, либо определенной категории) для сравниваемых лет, а в качестве величин K1 и K2 - количество случаев временной утраты трудоспособности в эти годы. Один из результатов расчета приведен в табл.3.
Таблица 3. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла
При этом справа от главной диагонали приведено значение величины χ2, а слева от главной диагонали – вербальная оценка направления изменения частоты возникновения случаев временной утраты трудоспособности (по отношению к предыдущему году).
Следует отметить, что из-за достаточно большого объема выборок (количества работников) имеет место проявление «гиперчувствительности» критерия χ2, которая проявляется в том, что несущественные различия в частотах формально рассматриваются как значимые. Поэтому в ходе исследований были проведены повторные расчеты с использованием в качестве исходных данных количества случаев временной утраты трудоспособности на 100 работников. Один из результатов для последнего варианта приведен в табл. 4.
Таблица 4. Результаты расчетов значимости различий частоты возникновения ВУТ по всему личному составу железнодорожного узла (на 100 работников)
Для наглядности в таблице 4 полужирным шрифтом выделены значения χ2, которым соответствует решение о том, что различия в соответствующих частотах не являются статистически значимыми с вероятностью 0,9.
Результаты расчетов позволяют сделать следующие выводы:
- Наиболее стабильная ситуация со случаями временной утраты трудоспособности имеет место для категорий работников «машинист» и «помощник машиниста». Колебания частоты возникновения этих случаев не являются статистически значимыми и носят характер колебаний около некоторых средних значений.
- Применительно ко всему личному составу железнодорожного узла и к сотрудникам первой категории имеет место статистически значимое снижение в течение 2008–2010 г. частоты случаев временной утраты трудоспособности, что свидетельствует о правильности выбора совокупности лечебно-профилактических мероприятий для данных категорий работников и достаточной эффективности этих мероприятий.
- Применительно к работникам первой группы первой категории имеет место статистически значимый рост частоты возникновения случаев временной утраты трудоспособности начиная с 2007 г.
Следующим этапом первичного анализа имеющихся данных является оценка тенденций изменения частот первичного выхода на инвалидность, которая выполнялась с использованием описанного выше математического аппарата. Результаты расчетов, приведенные в таблицах, свидетельствуют о том, что колебания рассматриваемого показателя носят в целом случайных характер и не являются статистически значимыми, что свидетельствует о достаточно стабильной ситуации с состоянием здоровья личного состава железнодорожного узла, обслуживаемого «Железнодорожной поликлиникой на станции Воронеж 1 ОАО «РЖД».