В свете современных требований большое внимание отводится первичному звену медицинской помощи: ранней диагностике, профилактике заболеваний и осложнений. Все это невозможно без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи. В этой связи не последнюю роль играет качество оказания медицинской помощи, ее оценка и управление, разработка четких критериев оценки для исключения возможности разночтения [1].
Оптимальное здоровье - это лучший подарок самому себе. Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья - важнейшая из проблем человека в современном мире. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция к росту социального запроса на здоровый образ жизни. Одной из сторон деятельности каждого среднего медицинского работника является работа по гигиеническому воспитанию и обучению населения [1,2].
Сестринское дело - это самостоятельная профессия, подразумевающая рост в рамках профессии и независимость в принятии решений, с достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом.
Медицинская сестра должна в большей степени соответствовать нуждам населения, а не потребностям системы здравоохранения. Она должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, самостоятельно работать с населением, способствуя укреплению здоровья общества [3].
В настоящее время медицинским сестрам-руководителям приходится решать множество вопросов, связанных с переработкой большого объема разнообразной информации. Между тем, не все руководители обеспечены современными средствами по накоплению, использованию и передаче информации, они почти не получают новейших нормативных материалов по вопросам организации работы сестринского персонала.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Узбекистан № 594 от 29 декабря 2007 г. «О создании городских экспериментальных учреждений первичной медико-санитарной помощи (ГЭУ ПМСП)» особое внимание уделено организации медицинской помощи городскому населению. Предусмотрены поэтапный переход городских поликлиник к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики, медицинских сестер общей практики (МСОП), а также подготовка квалифицированных специалистов и унификация требований к организации и оценке их работы [4].
Исходя из вышеизложенных профессиональная деятельность сестринского персонала, уровень качества сестринской помощи является одной из актуальных проблем современного здравоохранения.
Целью исследования явилось оценка преемственности подготовки главных медицинских сестёр, работающих в городских экспериментальных учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
Материал и методы исследования. При обследовании материала нами был использован гнездно-типологический метод обследования.
Общее количество семейных поликлиник в г.Ташкент составило 70, из них были отобраны 14 семейных поликлиник, которые были переведены в экспериментальные учреждения ПМСП (6 из Учтепинского, 3 из Юнусабадского и 5 из Яккасарайского районов). Таким образом, было сформировано основная группа, в которую вошли 14 главных медсестёр работающих в этих учреждениях.
В качестве контрольной группы нами были выбраны городские поликлиники не экспериментального типа, которые располагались в прилегающих районах основной группы. В контрольную группу вошли 16 городских поликлиник: 7 из Чиланзарского, 8 из Алмазарского и 1 из Мирзо Улугбекского районов. Таким образом, было сформировано контрольная группа, в которую вошли 16 главных медсестёр работающих в этих учреждениях.
Нами было проведено анкетирования главных медсестёр специально разработанной комплексной анкетой, где оценивалось рациональность использования их труда, уровень знания, умения и навыков.
Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью специальной вычислительной формулы, рекомендованной в анкете.
Результаты. Распределение всего материала по возрасту показало, что из 30 обследованных 1 (3,3%) была в молодом возрасте от 25 до 29 лет, 16 (53,4%) – в зрелом возрасте от 30 до 44 лет, 9 (30,0%) – в среднем возрасте от 45 до 54 лет и 4 (13,3%) главных медсестёр были в пожилом возрасте 55 лет и старше.
Этот показатель по группам исследования выглядел следующим образом, в основной группе 1 обследованная (7,1%) была в молодом возрасте от 25 до 29 лет, 7 (50,0%) –зрелом возрасте от 30 до 44 лет, 4 (28,6%) – среднем возрасте от 45 до 54 лет и 2 (14,3%) главных медсестёр были в пожилом возрасте 55 лет и старше. В контрольной группе никто не был в молодом возрасте, 8 (50,0%) –зрелом возрасте от 30 до 44 лет, 5 (31,3%) – среднем возрасте от 45 до 54 лет и 3 (18,7%) главных медсестёр были в пожилом возрасте 55 лет и старше.
Никто из обследованных как в основной, так и в контрольной группе не имели стажа до 4 года, от 5 до 9 лет стажа имели 1 (7,1%) из основной группы и 1 (6,2%) из контрольной, от 10 до 14 лет стажа имели 3 (21,4%) из основной и 4 (25,0%) из контрольной группы, от 15 до 19 лет стажа имели 1 (7,1%) из основной группы и 2 (12,5%) из контрольной, 20 лет и выше стажа имели в основной группе 9 (64,4%) и в контрольной группе – 9 (56,3%) обследованных.
Не имели категорию 1 (7,1%) обследованный из основной группы и 2 (12,6%) из контрольной группы, вторую категорию имели 1 (7,1%) обследованных из основной группы и 3 (18,7%) из контрольной, первую категорию имели из основной группы 2 (14,3%) и из контрольной – 3 (18,7%), высшую категорию имели 10 (71,5%) из основной группы и 8 (50,0%) из контрольной,
Результаты оценки знаний главных медсестер по организации деятельности среднего медперсонала показали что, о реформирования и реструктуризации системы отечественного здравоохранения знали 71,4% обследованных из основной группы и 37,5% из контрольной (табл. 1).
Таблица 1. Комплексная оценка преемственности подготовки главных медсестер
О методах оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения знали 78,6% обследованных из основной группы и 62,5% из контрольной. 57,1% обследованных из основной и 37,5% из контрольной группы были осведомлены опытом ведущих стран мира по организации и управлении в сестринском деле.
Оценка умений главных медсестер по организации деятельности среднего медперсонала выявил что, 64,3% обследованных из основной и 50,0%) из контрольной группы умели использовать современные информационные и коммуникационных технологий. Кроме этого 92,9% обследованных из основной и 68,7% из контрольной группы знали, как организовать работу по подбору, расстановке и использованию кадров. Также было выявлено, что половина главных медсестер из основной группы умели составлять бизнес планы, определить приоритеты и принять самостоятельно правильное решения, тогда как этот показатель в контрольной группе составил 37,5%.
Оценка навыков главных медсестер по организации деятельности среднего медперсонала выявил что, 85,7% обследованных из основной группы имели навыки по планированию и организации сестринского дела, а в контрольной группе имели только 68,7% обследованных. В основной группе 78,6% главных медсестер могли организовать статистические исследования, тогда как в контрольной группе этого умели 62,5% обследованных. Навыками организации делопроизводства и ведения медицинской документацией имели 85,7% главных медсестер из основной группы и 68,7% из контрольной.
Выводы
- Главные медсестры городских экспериментальных учреждений ПМСП имели 1,5 раза больше объема знаний по методам управления сестринской медицинской помощи населению, чем главные медсестры городских поликлиник неэкспериментального типа.
- Умение организовать работу сестринской медицинской помощи у главных медсестер городских экспериментальных учреждений ПМСП было почти в 1,3 раза больше чем у главных медсестер городских поликлиник не экспериментального типа.
- Навыки организации научно-исследовательских работ в сестринской помощи у главных медсестер городских экспериментальных учреждений ПМСП были в 1,2 раза больше чем у таковых работающих в городских поликлиниках не экспериментального типа.