Повышение прозрачности работы медицинского учреждения с помощью внедрения медицинской информационной системы

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Введение. В современном мире с ростом объемов информации и скорости ее изменения встает вопрос о получении доступа к необходимым данным, которые должны быть актуальными и достоверными. Предоставление своевременной и точной информации является проблемой, в том числе, и в области здравоохранения [8].

Подобные проблемы помогают решить информационные технологии, быстрое развитие которых создает большой потенциал для увеличения производительности [8] и качества работы сотрудников любого учреждения, в том числе врачей и руководителей медицинских учреждений.

Внедрение информационных систем в деятельность медицинского учреждения должно рассматриваться в рамках их интеграцией с рабочими процессами сотрудников данного учреждения [8]. То есть должно предусматриваться внесение информации и получение ее из системы всеми лицами, участвующими в рабочем процессе учреждения, в зависимости от потребностей и с учетом ограничений в уровне доступа различных групп пользователей к информации.

В связи с увеличением количества оказываемых медицинских услуг лечебными поздразделениями КрасГМУ руководством университета было принято решение об оптимизации работы своих лечебных подразделений с помощью внедрения в их работу медицинской информационной системы. Для внедрения была выбрана медицинская информационная система qMS, разработанная в компании «СП.АРМ». Выбор данной МИС обусловлен следующими фактами:

- Продукт создан на основе СУБД Intersystems Cache, активно использующейся в здравоохранении Европы и США.

- Открытый исходный код с возможностью доработки функционала, что является важным преимуществом медицинской информационной системы [1,4].

- Опыт внедрения в лечебном учреждении г. Красноярска – Сибирском клиническом центре ФМБА России.

Цель. С момента покупки МИС руководством КрасГМУ была поставлена задача – в качестве пилотного проекта внедрить qMS в работу одного из восьми лечебных подразделений ВУЗа, обеспечив возможность ведения базы данных пациентов и электронной истории болезни.

В процессе внедрения системы, по мере вовлечения сотрудников в работу с qMS и наполнения системы медицинской информацией, встал вопрос о получении отчетных данных о работе клиники непосредственно из qMS, минуя региональные АИС «Госпиталь» и «Поликлиника», которые также используются в работе клиники для формирования отчетов по ОМС.

Данную задачу удалось частично решить с помощью стандартных отчетных форм, поставляемых в комплекте с qMS и находящихся в разделе «Отчеты». С их помощью мы смогли вывести данные в виде, соответствующем утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития стандартам для отчетных форм и использовать их для оформления необходимой учреждению документации.

Однако помимо обеспечения возможности использования отчетных данных в качестве официальных документов появилась необходимость генерации простых внутренних отчетов. Такая потребность возникла у руководства ВУЗа, решение которой позволило бы ему владеть актуальной информацией по работе учреждения и тем самым повысить прозрачность деятельности последнего.

В требованиях, выдвигаемых руководством университета, говорилось следующее: отчеты должны включать в себя данные о распределении пациентов внутри подразделений клиники и распределение пациентов по районам проживания; получаемая информация должна была быть обновляемой в режиме реального времени и легко доступной руководству университета. Последние два требования являются обязательными условиями для повышения качества информации и решений, принятых на ее основании [2,3].

Методы. Изначально для решения данной задачи рассматривался вариант с созданием дополнительных форм внутри qMS и обеспечение руководству ВУЗа доступа к системе qMS. Данное решение было отклонено в силу нескольких причин. Главной причиной послужила необходимость установки рабочих мест qMS руководителям ВУЗа, что повлекло бы за собой избыточный расход лицензий на рабочие места qMS, а это в свою очередь приведет к дополнительным финансовым затратам и тем самым снизит рентабельность внедрения данной информационной системы [6]. Следующей причиной стали сложности по настройке структуры подразделений внутри системы. Также стоит отметить, что рабочее место qMS представляет собой достаточно сложный программный продукт, ориентированный на специалистов, прошедших курс обучения работы с программой. Данный факт делает невозможным быстрое получение необходимых данных неподготовленными пользователями.

В поисках другого решения мы обратили внимание на поиск возможности вывода данных из базы данных qMS на веб-страницы. Ряд ранее проведенных исследований показали, что получение информации через интернет делает ее более доступной для пользователей, что соответствует вышеизложенным требованиям [5,7].

Стоит отметить, что с 2005 года в КрасГМУ внедрена собственная корпоративная информационная система, основанная на SaaS-технологии и использующая веб-интерфейс. Учитывая этот факт, было принято решение о разработке способа вывода данных из БД qMS на веб-страницы и интеграция полученных веб-страниц с корпоративной информационной системой КрасГМУ.

 

Рис. 1. Корпоративная информационная система КрасГМУ.

Рис. 1. Корпоративная информационная система КрасГМУ.

Учитывая, что qMS использует в качестве базы данных InterSystems Cache, мы приняли решение использовать для генерации веб-страниц фреймворк InterSystems ZEN, поставляющийся вместе с Cache, начиная с версии 2008. Данное решение позволяет использовать возможность сервера приложений, имеющиеся в Cache, что позволяет получать мгновенный доступ к хранящимся данным.

Результаты. Для получения доступа к БД qMS и возможности задействования библиотеки qWORD, лежащей в основе qMS, нами был разработан метод, позволяющий веб-страницам имитировать вход в БД в качестве браузера qARM, служащего средством отображения пользовательского интерфейса qMS. Далее, после входа в систему, веб-страница делает необходимый запрос к данным, используя функци qWORD, после чего создает HTML-разметку и выводит полученные и обработанные данные на страницу с помощью ZEN. Страница создается на сервере Cache в формате .cls, после чего с помощью фрейма вставляется в другую веб-страницу корпоративной информационной системы КрасГМУ. Результат обработки представлен на рис. 2,3,4.

 

Рис. 2. Посещения на выбранную дату.

Рис. 2. Посещения на выбранную дату.

 

Рис. 3. Данные по регионам города.

Рис. 3. Данные по регионам города.

 

Рис. 4. Данные по регионам города на каждое отделение.

Рис. 4. Данные по регионам города на каждое отделение.

Данный способ реализации позволяет руководству ВУЗа оперативно получать необходимую информацию, изложенную в краткой форме, избегая при этом установки и использования рабочих мест qMS при просмотре информации. К тому же защищенность данных, отображаемых на веб-страницах, соответствует уровню защищенности данных qMS, так как веб-страницы генерируются на том же сервере Cache, на котором хранится медицинская информация. Интеграция с корпоративной информационной системой позволяют использовать стандартную систему прав КИС для ограничения уровня доступа, а изолированность данных позволяет просматривать данные только внутри локальной сети КрасГМУ.

К тому же, при выборе данного способа, отпадает необходимость учить новых пользователей – руководителей ВУЗа, работать с достаточно сложным модулем формирования отчетности qMS, что помогает руководству работать в привычной среде КИС.

Таким образом, на основании проделанной нами работы и обзора литературы, можно сказать, что внедрение медицинской информационной системы в работу учреждения способно повысить прозрачность, производительность и качество работы как сотрудников, так и всего учреждения в целом.

Об эффективности работы МИС говорит ее интеграция с рабочими процессами учреждения, косвенным отражением которой является доля сотрудников задействованной в вводе и получении информации из системы.

Говоря об эффективности работы МИС, нужно учесть доступность и своевременность получаемой информации различными группами пользователей. В нашей работе продемонстрировано, возможность повышения эффективности работы системы при интеграции ее с web-технологиями, что позволяет снизить затраты и максимально гибко адаптировать работу узкой группы людей с системой, в соответствии с их потребностями и без дополнительного обучения. Интеграция с КИС ВУЗа позволяет работать руководству в привычной среде.

Список использованных источников:

  1. Clifford G.D., Blaya J.A., Hall-Clifford R., Fraser H.S. Medical information systems: A foundation for healthcare technologies in developing countries// BioMedical Engineering OnLine 2008, 7:18. - www.biomedical-engineering-online.com/content/7/1/18.
  2. Eiseman E., Fossum D. The Challenges of Creating a Global Health Resource Tracking System. Santa Monica, CA: RAND Corporation; 2005
  3. Kisow M.R., Ochota J. Patient-Based Decision Support Systems: a Call to Action// Issues in Information Systems. Vol. IX, No. 2, 2010.
  4. Mandl K.D., Simons W.W., Crawford W.C., Abbett J.M. Indivo: a personally controlled health record for health information exchange and communication// BMC Medical Informatics and Decision Making 2007, 7:25. - www.biomedcentral.com/1472-6947/7/25.
  5. O’Brien J.A. Management Information Systems: Managing Information Technology in the Internetworked Enterprise. - Boston: Irwin McGraw-Hill 1999.
  6. Petter S., DeLone W., McLean E. Measuring Information Systems Success: Models, Dimensions, Measures, and Interrelationships// European J of Information Systems, 2008, 17:3, p. 236-263.
  7. Raghupathi W. Health Care Information Systems// Communications of the ACM 1997 40(8): 81-82.
  8. Tulu B., Hilton B., Horan T.A. Physicians' acceptance of web-based medical assessment systems: findings from a national survey// 9th Americas Conf. on Information Systems (AMCIS 2003). - Tampa, Florida, USA, 2003.