Актуальность. Здоровье населения России является одним из приоритетных условий роста экономического могущества государства. Последнее десятилетие развитие России характеризуется реформированием общественно-политических, социально-экономических, военно-медицинских систем. В условиях реформ повышаются требования к профилактике заболеваемости и у потенциальных военнослужащих, и проходящих службу по призыву и контракту. Как говорилось в документе ещё 90-х годов: «Одним из основных направлений социально-политического обеспечения военной безопасности Российской Федерации является обеспечение требуемой укомплектованности войск с учетом демографических факторов» [3], что приобрело в последние годы особую остроту в связи с постоянной тенденцией к ухудшению здоровья призываемых по призыву и контракту, проявляющейся в снижении показателя «годные к военной службе». В резолюции XV Конгресса педиатров России отмечено, что общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 34,1%, а в возрасте 15-17 лет - на 68,2%. Среди детей подросткового возраста отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30% [11]. Вызывает серьезную тревогу состояние психического здоровья, особенно детей старшего подросткового возраста. Если за последние 5 лет частота психических расстройств среди детей в возрасте до 14 лет снизилась на 7,3%, то среди 15-17-летних отмечается рост на 35,8%. Большинство подростков имеют 2 и более заболевания, а также 2-3 морфофункциональных расстройства [2]. То есть сегодня под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Проблема охраны здоровья детей подросткового возраста и юношей привлекает к себе всё большее внимание медицинской общественности и рассматривается как угроза национальной безопасности. Трудности переходного периода к новым экономическим отношениям послужили пусковым механизмом к ухудшению состояния здоровья призывников на всём протяжении призывного возраста, военнослужащих и, естественно повышению, уровня увольняемости из Вооруженных Сил РФ. Организация подготовки и призыв на военную службу в настоящее время проводится применительно к Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г., введённого в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р [10]. В Воронежской области постановлением правительства Воронежской области от 13 сентября 2010 г. №769 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Допризывная подготовка молодёжи Воронежской области к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации (2011-2015 годы)» [8]. Целью её является создание условий для развития физических и морально-психологических качеств молодежи, получения знаний и умений, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества. В документе показаны цифры, отражающие категории молодёжи, находящейся на службе в армии по призыву – 1,5% от всего количества молодёжи Воронежской области, находящейся на службе в армии по контракту – 1,4% от того же количества и не подлежащих призыву по состоянию здоровья – 1,6% [8]. При этом крайняя цифра в постановлении является первой из двух, отражающих необходимость работы по улучшению здоровья призывного контингента Воронежской области. Вторая цифра отражена в приложении №5 к указанному выше постановлению: «снизить долю молодых людей, по состоянию здоровья не подходящих к службе, до 1%»[8].
Медицинская же помощь в разрезе данного постановления находится на уровне текущей работы, мероприятия и финансирование её в постановлении не отражены. Военно-врачебные комиссии, решающие задачи медицинского освидетельствования приписного состава, призывников, лиц, желающих проходить службу по контракту и находящихся в запасе, следует рассматривать как важнейший элемент системы информационного обеспечения управления состоянием здоровья лиц, подлежащих призыву. Объективной основой для такого вывода является значительная ценность информации, накапливаемой военно-врачебными комиссиями в процессе приписки граждан, проведения призыва на действительную военную службу и медицинского обслуживания контингента, изъявляющего желания служить по контракту. Но эта работа также выпала из постановления.
Поэтому за конкретными диагнозами, трудопотерями, способами лечения и реабилитации, диспансерными осмотрами утрачивается стратегическая линия сохранения здоровья призываемых и призванных. Возрастает потребность в новых методах оценки состояния индивидуального и коллективного здоровья, изучения взаимосвязи заболеваемости с условиями службы и быта, оценки возможного влияния на медицинскую ситуацию, то есть по существу в мониторинговом подходе к охране здоровья. Основная проблема заключается в отсутствии единых подходов к сбору информации и унифицированного перечня критериев, по которым можно отслеживать ситуацию и принимать соответствующие управленческие решения.
В выступлении экс-министра (на настоящее время) Татьяны Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России 16 марта 2012 г. говорится: «В 2011 году впервые в России проведена углубленная диспансеризация подростков. Охват диспансеризацией составил более 96% (автор добавляет: «Но не 100»). Регионам с учетом результатов диспансеризации необходимо принять меры по наиболее полному охвату детей лечебно-оздоровительными мероприятиями» и «Теперь задача развития человеческого потенциала должна решаться на новом качественном уровне – более эффективном, целевом и адресном использовании средств…» [4].
В работах руководства ГВМУ МО РФ, в частности Калмыкова А.А. показана стратегия и тактика деятельности военных комиссариатов и военных поликлиник для улучшения здоровья призываемого контингента и военнослужащих [6].
Для решения вышеназванной проблемы необходимо создание эффективного механизма управления состоянием здоровья. Необходима разработка и внедрение автоматизированных систем, позволяющих создать взаимосвязанную и координируемую систему мониторинга здоровья на региональном уровне, что создаст возможность оптимального призыва на военную службу, как по призыву, так и по контракту.
Цель. На основе комплексного социально-гигиенического исследования и автоматизированного мониторинга здоровья призываемых (включая изучение современных тенденций в состоянии здоровья 15-17-летних подростков и юношей 18-27 лет), качества и эффективности медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе в Воронежском регионе, обосновать Концепцию организации данной системы в современных условиях, а также пути ее реализации.
Методы и результаты исследования. В работе применяются следующие методы исследования: социологический, исторический, методы математической статистики, поиска трендов, экспертных оценок, программирование и моделирование на персональном компьютере, прогнозирование случайных процессов, аппарат теории баз данных. Используемые средства: первичная учетно-отчетная документация Воронежской областной военно-врачебной комиссии (медицинские карты амбулаторного больного, личные дела призывников, карты медицинского освидетельствования, книги протоколов заседаний призывных комиссий), свидетельства о болезни, медицинские книжки военнослужащих, социологические анкеты, нормативно-правовые акты, регламентирующие медицинское освидетельствование призывников.
По материалам Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА, 1999) используются следующие градации [7]:
- дети - с рождения до 18 лет;
- подростки - с 10 до 19 лет;
- молодежь - с 15 до 24 лет;
- молодые люди - 10-24 года;
- иждивенцы - с рождения до 15 лет.
По заключению Исследовательской группы по делам молодежи ВОЗ (1987 г.) при определении понятия «подростковый контингент» рекомендуется иметь в виду единый возрастной период с 10 до 24 лет, при котором при необходимости могут выделяться три периода продолжительностью в пять лет каждый (10-14, 15-19 и 20-24) [7].
С учётом законодательной базы России, касаемо подготовки и призыву в Вооружённые Силы, мы решили использовать показатель ЮНФПА «молодёжь», но расширив его до 27 лет – критический возраст призыва.
Во многих работах показано, что связь роста уровня заболеваемости детей подросткового возраста, а также заболеваемости и увольняемости военнослужащих призывного возраста зависит от условий службы (жизни), быта и факторов вредности. Для исследования медико-социальных факторов, влияющих на медицинские аспекты призывных кампаний нами разработаны анкеты с 43 вопросами. Совершенствование и развитие медицинской помощи в новых экономических условиях и этапах реформирования Вооруженных Сил РФ является трудной задачей, приобретающей все большую актуальность и остроту. Поэтому нами проводится анализ современных компьютерных информационных технологий, ориентированных на управление оказания медицинской помощи. Формируются базы данных по отдельным категориям обследуемых по частям Воронежского гарнизона и подросткам призывного возраста от 15 до 27 лет. Ранжируются факторы окружающей среды, параметры здоровья и обосновываются приоритетные критерии медико-биологического благополучия. Оцениваются количественные статистические взаимосвязи показателей заболеваемости с количественными параметрами факторов риска. Результаты исследования позволят получить новые данные и закономерности о состоянии здоровья и заболеваемости призывников, повысят эффективность лечебно-профилактических мероприятии данному контингенту. Разрабатываемые методики обработки информации о физическом состоянии призывников по категориям годности, нозологическим формам и административным территориям будут использованы для обработки статистической информации военно-врачебных комиссий. Это позволит определять территории риска заболеваемости призывников по ретроспективной информации (в том числе в автоматизированном режиме), планировать лечебно-профилактические мероприятия, как на уровне региона, так и на уровне отдельных административных единиц. Предполагаемая технология обработки данных позволит реализовать информационную поддержку принятия управленческих решений в задачах военно-врачебной экспертизы и представить пользователям дополнительную визуальную информацию.
В результате проведенных исследований будет сформирована концепция прогнозирования изменения состояния здоровья указанного контингента и на основе полученных данных будут разработаны алгоритмы управления планированием профилактических и оздоровительных мероприятий.
Выводы. Для решения поставленной проблемы необходимо создание эффективного механизма управления состоянием здоровья. Необходима разработка и внедрение автоматизированных систем, позволяющих создать взаимосвязанную и координируемую систему мониторинга здоровья на региональном уровне, что создаст возможность создания оптимального призывного контингента как по призыву, так и по контракту.
Несмотря на то, что ведущие организации занимаются проблемой количества и качества призываемых, многие вопросы улучшения их медицинского обеспечения получили научную проработку в ряде докторских (В.Н. Ядчук [13]; А.Г. Ильин [5]; О.С. Работкин [9]) и кандидатских диссертационных работ (Т.Ф. Коровяк [7]; И.И. Трифонов [12]; И.А. Андроненков [1]), но ни одна из названных работ, даже последняя, защищённая в 2012 г., не опирается на Концепцию федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, на которой мы останавливались выше и в которой рекомендовано федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе руководствоваться её положениями на период до 2020 г. За последние годы в Минздраве и Минобороны России произошли значительные организационно-функциональные перемены, повлекшие изменения в системе медицинского обеспечения 15-27-летних юношей, и многие предложения по ее совершенствованию, изложенные в вышеперечисленных научно-исследовательских работах (к сожалению, захватывают лишь возраст 15-18 лет, а не до 27), требуют доработки с учетом требований сегодняшнего дня, т.к. сохраняется тенденция к снижению категорий годности к призыву в Вооруженные Силы (до 30%), отсутствует единая система управленческих лечебно-профилактических мероприятий, способная остановить рост заболеваемости. Поэтому избранное направление: формирование Концепции медицинского обеспечения при подготовке к военной службе в отдельном регионе нуждается в дальнейшей проработке.