1. Введение
Информационное сопровождение жизнедеятельности человека (рождение, учеба, воспитание, непосредственно деятельность, научная, производственная, бизнес, творчество и т.д.) одно из важнейших условий существования современного общества. Информация накапливается, передается, теряется, уничтожается (случайно или сознательно). Не претендуя на полноту охвата, можно все-таки обозначить ряд информационных потоков, сопровождающих жизнь человека:
- паспортная, своего рода учетно-сопроводительная информация (год рождения, место рождения, пол, место жительства (регистрации), номер паспорта, номер водительского удостоверения, номер социального страхования и т.д.);
- социальная информация;
- информация о профессиональной подготовке (диплом об образовании, ученая степень, послужные списки и т.д.);
- информация о профессиональной деятельности (место работы, стаж работы, результаты и достижения);
- юридическая информация;
- информация о состоянии здоровья.
Потребителями информации могут быть органы государственной власти и управления, сфера бизнеса, другие сферы и, наконец, сами люди. Реальный эффект от владения информацией можно определить общий крылатой фразой Ротшильда: "Тот кто владеет информацией — владеет Миром". Для каждого потребителя информации степень, важность и соответственно необходимость владения информацией неодинакова. Кроме того, информация не нужна, если она не вызывает конкретных действий (решений, поступков) по изменению существующей, не устраивающей ситуации или не подтверждает правильность принятых ранее решений, обеспечивая тем самым оптимальное поступательное развитие. Другими словами - информация не нужна, если нет системы пользования этой информацией. Применительно к жизни каждого конкретного человека это так же имеет самое прямое отношение. Здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе – от образа жизни, от факторов внешней среды, от генетической предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. Граница между состоянием человека «здоров» и «болен» часто бывает нечёткой. Вывод – в идеале, контроль состояния здоровья человека должен вестись постоянно, а не только во время болезни. Кроме своевременного обнаружения заболевания, это позволит предсказывать возможные заболевания на основании данных об индивидуальной предрасположенности человека и текущих показателях здоровья. Именно такими системами должны быть оснащены все лечебные и лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Основные требования к такого рода системам сформулированы, но хотелось бы выделить главные:
- максимально возможно полная информация о пациенте (речь идет о самом ценном — здоровье) при условии так же максимальной достоверности. То есть информация, полученная из самых разнообразных источников: местных и удаленных, имеющих прямое отношение к медицине и нет. Такую задачу выполняют так называемые распределенные системы;
- эффективная автоматизированная обработка и представление данных специалисту. Специфика в том что в отличие от производственных АСУ решение всегда остается за врачом и избыточная, не систематизированная информация только задержит лечебный процесс;
- техническая реализуемость и кадровая обеспеченность. То есть реализуемость в условиях конкретной страны, конкретной, традиционно сложившейся, системы здравоохранения, конкретной системы подготовки кадров. Решение этой задачи потребует качественного моделирования лечебных процессов, призванного не допустить не эффективного использования ресурсов государства и, в том числе, активной поддержки развития частной медицины.
2. Информатизация ЛПУ
Проблема информатизации медицины вот уже несколько лет находится в зоне пристального внимания как руководителей государственных органов, так и ИТ-сообщества. За это время, казалось бы, сделано многое. Так, стартовал национальный проект “Здоровье”, в рамках которого тысячи российских лечебных учреждений получили современную компьютерную технику и прикладные программы. А 1 января 2008 г. вступил в силу национальный стандарт “Электронная история болезни. Общие положения”. Как уже упоминалось, информация о состоянии здоровья имеет шанс быть названной самой важной, так как здоровье определяет многое, и разнообразие подходов, способов построения систем в период активизации решения проблемы в целом играет положительную роль. Достаточно интересен один из видов информационного сопровождения представленный в докладе В.А. Васильева «Баллистический подход к построению медицинских информационных систем» [1]. В докладе предложена концептуальная модель информатизации наблюдения за состоянием здоровья, построенная на принципе «жизнь как движение в трёх пространствах: реальное (географическое) жизненное пространство и два виртуальных метрических пространства: пространство объективных параметров здоровья и пространство жизненной активности». Баллистический подход позволяет формировать критерии оценки текущего состояния здоровья как отклонения определённого параметра от нормы на основании некой метрики. Также, возможно отслеживать эффективность воздействия на определённый показатель здоровья (терапии) на основании сопоставления прогнозируемой и реальной траекторий движения этого показателя (параметра) в соответствующих координатах. Траектория такого движения в каждом из пространств рассматривается как последовательность координат, которые, в свою очередь, являются следствием воздействия на определённый параметр некой силы (приём лекарственного препарата, например). Общий характер такого движения, соответственно, является следствием воздействия на организм суммы всех сил. Это пример нестандартного подхода, примеров же условно типовых, стандартных решений сейчас достаточно много. И только эффективная мо-дель процессов информационного обмена, в обязательном порядке учитывающая распределенный характер обмена, позволит выбрать оптимальное решение.
3. Проблемы информатизации
Информация о здоровье человека в разные эпохи развития общества имела различную ценность для государства, работодателя, да и для самого человека. Но в современном обществе возможно впервые наступил момент в какой то мере совпадения интересов всех потребителей. Государство уже практически независимо от социально и политического устройства хотело бы знать все о здоровье нации и эффективно влиять на его улучшение, так как современный стрессовый ритм жизни, экология и многие другие отрицательные факторы могут привести к необратимым изменениям в обществе. Частные и государственные организации хотел бы располагать длительно и плодотворно работающими сотрудниками и иметь меньше проблем с компенсацией государству потерь здоровья граждан. И, наконец, сами люди стали все больше заботится о собственном здоровье. К сожалению, вышесказанное в большей степени относится к развитым западным странам, чем к России. Однако, ряд государственных программ, законодательных актов, решений в области улучшения здравоохранения позволяют с достаточным оптимизмом смотреть на будущее информатизации Российской медицины. Дополнительную надежду вселяет и ряд государственных программ по внедрению в России новых информационных технологий общего вида (цифровое телевидение, ГЛОНАСС и др.). Есть и определенный положительный момент в отсталости России в этой области - возможность выбрать наиболее эффективные программные продукты, единые формы документации и единую тактику и стратегию этого направления в целом. При этом, работая на практически "чистом поле", меньше необходимо задумываться о том, как состыковать уже имеющиеся локальные медицинские информационные системы (МИС). При этом очень желательно сразу выходить на уровни действующих европейских стандартов, конечно же учитывая национальную специфику. Внедрение информационных технологий в медицину и здравоохранение России сейчас становится одной из насущных задач, поскольку позволяет не только на 20-30% повысить производительность труда медиков, сократить потери общественного времени и повысить доступность и качество медицинских услуг, но главным образом потому, что для частных ЛПУ информационные технологии обеспечивают существенное повышение прибыльности и управляемости, а для государственных — прозрачность расходов. В значительной степени выбор модели — аналога зависит от соотношения в стране частной и государственной медицины, основополагающих задач и многого другого. Авторитетные Российский аналитик Эдуард Пройдаков [2] полагает, что наиболее полезным будет изучение опыта Швеции. Национальная стратегия Швеции разделена на шесть областей. Из них выделяются возможность интероперабельности (включает согласованные спецификации и интерфейсы), создание общей технической инфраструктуры, облегчение доступа к информации через организационные барьеры, а также задача сделать информацию и сервисы легкодоступными для граждан. Для достижения этих целей задействовано большое количество участников: парламент, Национальный совет по здравоохранению и социальной помощи, все региональные подразделения и представители всех муниципальных властей. Есть также ассоциация, объединяющая власти разных регионов, которая обеспечивает их взаимодействие между собой по этой проблеме, — в её рамках создан Национальный центр по внедрению ИТ в здравоохранение. Это орган, вырабатывающий консолидированное решение для разных регионов. А, кроме того, создана специальная организация по менеджменту проектов в рамках национальной eHealth-стратегии и организация, ответственная за электронное выписывание рецептов (в Швеции до сих пор существует монополия государства на лекарственное обеспечение. Снабжение лекарственными препаратами централизовано). Если говорить об электронном здравоохранении (eHealth) в Швеции, то следует отметить уже имеющуюся хорошую инфраструктуру и наличие подготовленных к работе с компьютерами пользователей. Создано много веб-сайтов для информирования населения, но сравнительно мало сайтов по предоставлению медицинских услуг. Так как эти системы не объединены на национальном уровне, то в каждой из таких служб приходится регистрироваться отдельно. Этот подход сложился исторически: поскольку медицинские системы в каждом регионе страны развивались независимо, они пока не связаны друг с другом и не могут взаимодействовать. Сейчас разрабатывается несколько проектов для консолидации (объединения) региональных систем. Проведем некоторое сравнение показателей Швеции и России, исходя из аналитических обзоров и сведений, опубликованных в печати и размещенных в Интернет. Данные представим в табл. 1. Первые впечатления от анализа данных не очень оптимистичные. Понятно, что даже при активной государственной помощи и "непаханом поле" для разработчиков и поставщиков МИС, отставание ликвидировать очень непросто. Однако, цель - не догнать и перегнать (разница велика не только в уровнях информатизации, но и в территориях, подготовленности населения и специалистов и многом другом), цель в необратимом переходе Российской медицины на мировые информационные стандарты. Конечно же, этот переход должен быть осуществлен с учетом особенности создания национальной электронной медицины. Видимо не будет особенно сложной подготовка необходимой законодательной базы, не так уж и далеки мы по степени оснащенности государственных структур и бизнес-структур, а так же непосредственно населения. Необходимо учитывать и то, что темпы этой информатизации очень высоки, даже несмотря на действующие сейчас посткризисные явления.
Таблица 1.
Особыми "болевыми точками" можно считать:
- отсутствие нормативной базы;
- практическое отсутствие электронных баз данных;
- отсутствие самой концепции (модели) подбора единой МИС, учитывающей всю специфику в целом и специфику отдельных регионов, а также отдельных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
- отсутствие моделей отдельных процессов, например подготовки и ведения электронных историй болезни (ЭИБ);
- недостаточная подготовка кадров.
Не отрицая важности решения проблем нормативной базы и подготовки кадров можно заключить, что первоочередных решений требуют все-таки технические проблемы: подготовка максимально-полных и унифицированных баз данных (болезней, специалистов, лекарственных препаратов и т.д.) и подготовка эффективных систем ведения истории болезни пациентов. По сути дела, и та и другая задачи соответствуют задачам так называемого электронного документооборота, принципы которого вполне применимы для их решения. В свою очередь, электронный документооборот уже в достаточной степени и уже в России работает в государственных органах, в учебных заведениях, в промышленном производстве. Составные части электронного документооборота - электронный архив, система коллективного пользования архивом и система обмена данными (и та и другая должны быть безусловно защищенными системами). Электронный архив - начало создания электронного документооборота, так как без исходного информационного материала дальнейшая его обработка теряет смысл, в то же время и сам архив теряет смысл без системы, обеспечивающей его эффективное использование и пополнения, то есть в нашем случае - электронной истории болезни. Таким образом, есть аналоги, есть опыт создания ИС в производственных системах и госструктурах, есть активное желание государства решить вопрос информатизации всех отраслей, и есть понимание задачи. Необходимо пусть не тщательное, но очень внимательное локальное и распределенное моделирование всех процессов, построение пусть пока внутрироссийских систем, но эффективных и готовых к интеграции в европейские и мировые системы.