Некоторые аспекты социологического исследования уровня знаний и навыков профилактики ВИЧ-инфекции у подростков

Запорожская областная клиническая детская больница, Украина

Масштабы распространения инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) сегодня приобрели глобальный характер и представляют реальную угрозу социально-экономическому развитию большинства стран мира.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 33,0 млн. человек, инфицированных ВИЧ, из которых 2,2 млн. подростки до 15 лет. Молодежь является основной группой, подверженной эпидемии ВИЧ. В странах с высоким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции молодые люди, особенно молодые женщины, подвергаются повышенному риску инфицирования ВИЧ-инфекции. На протяжении последних лет почти 50% людей, инфицировавшихся ВИЧ (около 5 тыс. человек ежедневно), – это женщины и молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет [8].

Именно молодежь является основной группой, нуждающейся в профилактике, уходе и лечении, что является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Сегодня самые быстрые в мире темпы роста эпидемии ВИЧ наблюдаются в странах Центральной и Восточной Европы. С 2000 г. в этом регионе число людей, живущих с ВИЧ, выросло почти в три раза и составляет сегодня 1,4 миллиона человек. Об этом говорится в новом докладе регионального бюро Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), опубликованном в Женеве. Его авторы отмечают, что в странах региона эпидемия ВИЧ поражает все большее число подростков из групп риска. В некоторых странах уровень инфицирования ВИЧ в данной группе населения сравним с показателями региона Африки к югу от Сахары, сильнее всего пострадавшего от эпидемии.

Эксперты ЮНИСЕФ отмечают, что распространение ВИЧ в регионе тесно связано с социальной изоляцией наиболее уязвимых групп. Наибольшему риску заражения подвергаются те, кто уже исключен из общества, или те, кто не имеет доступа к базовым социальным услугам по причине бедности, этнической принадлежности или девиантного поведения, а также дети из неблагополучных семей, подвергающиеся насилию, социальной изоляции, а также находящиеся в конфликте с законом. Эпидемия ВИЧ в Украине давно признана одной из наиболее быстротекущих в Европе и Центральной Азии: по оценке национальных экспертов, распространенностью ВИЧ среди взрослого населения (в возрасте 15-49 лет) составляет 1.1% [1], почти 78 % ВИЧ-инфицированных в Украине – люди молодого, репродуктивного возраста. Согласно данным Украинского Центра профилактики и борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) [2], с начала эпидемии ВИЧ/СПИД в Украине в 1987 г. и до января 2013 г. количество официально зарегистрированных случаев ВИЧ в Украине достигло 225 363 чел. (в том числе детей до 14 лет – 37 124 чел.); новых зарегистрированных случаев СПИД – 57 279. За этот период от СПИД умерли 28 781 чел. При этом, по мнению экспертов, только каждый четвертый гражданин Украины знает о своем ВИЧ - позитивном статусе [3].

Запорожская область является весьма уязвимым регионом для возрастающей эпидемии ВИЧ. На 01.01.2013 с начала эпидемии зарегистрированных случаев ВИЧ - 5 902 человека, новых случаев СПИД – 1 761, смертей от СПИД – 982 человека, на диспансерном учете в области находится 3 304 человек, из них в стадии СПИД - 694, в том числе 217 детей до 18 лет. Основное количество выявленных ВИЧ-инфицированных в 2012 году– это лица репродуктивного и работоспособного возраста 18 – 49 лет – 368 человек (70,6 %). На первое место по Запорожской области в 2012 году вышел половой путь передачи 56.62% случаев, при употреблении инъекционных наркотиков – 20.73%, от матери к ребенку – 19.96%, неустановленных путь – 2.69%. [7].

Эпидемии ВИЧ динамичны и многообразны, их характер зависит от модели общественного поведения людей, которая либо увеличивает, либо снижает риск заражения ВИЧ [8].

На сегодняшний день Украина пребывает на стадии концентрированной эпидемии с тенденцией к генерализации в некоторых регионах [4].

Из-за быстрых темпов распространения ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи вопросы сохранения и укрепления здоровья в этой возрастной группе стоят как никогда остро, и требуют незамедлительного решения.

Основные защитные факторы, способные стабилизировать или снизить уровень уязвимости и помочь избежать перехода к рискованным практикам подростков:

- доверительные отношения с родителями или любыми другими взрослыми в сообществе;

- благополучная школьная среда, внимание к подросткам со стороны педагогов;

- хорошо развитые жизненные навыки;

- адекватная самооценка, уверенность в себе, эмоциональная стабильность;

- развитие духовности;

- активное вовлечение в общественную жизнь;

- повышение доступа к получению качественных медико-социальных и психолого-педагогических услуг [5].

Профилактическая работа с данной целевой группой, а также комплексная помощь таким подросткам в решении их сложных жизненных ситуаций, приведших к рискованным практикам, является сегодня одной из важнейших проблем медико-социальной работы в Украине и нашей Запорожской области. Согласно выводам, сделанным институтом социальных исследований можно констатировать отсутствие системности в проведении информационной работы, низкий уровень информированности относительно ВИЧ-инфекции на уровне общества в целом, недостаточная подготовка по этим вопросам преподавателей, учителей, социальных работников, работников учреждений здравоохранения, предосудительность к ВИЧ-инфицированным, нетолерантное отношение к данной проблеме – все это выступает барьером на пути доступности к получению достоверной информации [10]. Это объясняется тем, что большинство существующих профилактических программ были преимущественно, разработаны для взрослых. Поэтому критически важным является доступ подростков и молодежи к целевым и высококачественным услугам; также важно увеличить объем информации, которая предоставляется этой группе и поможет предупредить ВИЧ-инфицирование и сохранить свое здоровье.

Для решения этой проблемы крайне необходима интеграция всех социальных институтов, выработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД (в рамках межведомственного взаимодействия). Формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде; единой концептуально-методологической базы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД; базисных принципов обучающих профилактических программ.

Создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовой формы, в том числе общественными объединениями.

Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения вопросам профилактики ВИЧ/СПИД за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации. На сегодня в Украине предпринят ряд шагов по организации профилактики ВИЧ-инфицирования среди детей и подростков групп высокого риска. Существует определенная сеть заведений и организаций как государственных, так и общественных, предоставляющие услуги подросткам, основной целью которых является предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и сохранения репродуктивного здоровья.

В частности, в Украине действует сеть «Клиник, дружественных к молодежи», где предоставляется спектр психологических и медицинских услуг подросткам в условиях анонимности и конфиденциальности. Разработаны программы профилактики, направленные на предупреждение рискованных поведенческих практик Часть услуг предоставляется в рамках модели снижения вреда, в частности функционируют пункты обмена шприцев при поддержке государства и общественных организаций.

Гигиеническое воспитание населения является одним из основных методов профилактики ВИЧ-инфекции. Ни одно мероприятие по отдельности не может предотвратить или остановить эпидемию ВИЧ-инфекции в регионе. Должна проводиться комплексная, адресная программа профилактики для различных групп населения.

Наиболее обширная целевая группа профилактической работы – это здоровые подростки. Профилактика в этой группе основывается преимущественно на формировании и развитии защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию. Поэтому самыми распространенными и эффективными в этой группе являются многочисленные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни учащихся, формирование социально безопасного поведения. Очень важным в этой работе является информационно-образовательная работа по половому воспитанию, а также информация о сущности ВИЧ-инфекции и путях ее предупреждения, которая должна проводиться в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными психологическими особенностями детей и подростков.

Не менее многочисленной является целевая группа, включающая подростков групп риска. В профилактической работе в этой группе наряду с формированием защитных факторов приоритет приобретает раннее выявление факторов риска и последующая психолого-педагогическая коррекция поведенческих отклонений для снижения возможности заражения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Следующая целевая группа ВИЧ-профилактики в образовательной среде представлена ВИЧ-инфицированными студентами и учащимися лицеев и колледжей. В этой группе наиболее адекватной является работа по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, улучшение качества жизни лиц с ВИЧ-инфекцией, а также их интеграцию в образовательную среду.

Группа лиц, контактирующих с ВИЧ – инфицированными, включает учащихся подростков, их родителей, членов семей, здоровых детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, а также специалистов, работников образовательной сферы, которые в силу семейных, профессиональных и ситуативных обстоятельств находятся в контакте с ВИЧ-инфицированными. Особенность профилактической работы с этой группой представляет изучение вопросов семейного сопровождения, а также развитие идеологии толерантности и поддержки в отношении ВИЧ-инфицированных.

Отдельную группу профилактической работы в области ВИЧ/СПИД составляют родители здоровых учащихся зачастую не осознающие важность и необходимость проведения ВИЧ-профилактики с их детьми. Довольно часто встречаются родители, которые категорически не хотят, чтобы такая работа проводилась с их детьми.

Одним из очень важных на сегодняшний день остается вопрос, касающийся учебных программ и учебных материалов ВИЧ-профилактики. Содержание учебных программ и материалов по ВИЧ/СПИДу должно отражать конкретные факты, значительно расширять знания и навыки учащихся, быть ориентировано на сокращение применения связанных с риском моделей поведения. Программа должна отражать не только вопросы профилактики, но и давать представление об уходе, лечении и поддержки ВИЧ-инфицированных людей, освещать проблемы их стигматизации и дискриминации [11].

Преподавание учебных программ по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, формирования здорового образа жизни и толерантного отношения к ВИЧ - положительным людям должно начинаться на ранних ступенях обучения, еще до того, как учащиеся начинают вступать в половые контакты и соответствовать возрастному развитию. Учебные программы должны быть ориентированы на конкретные возрастные группы, учитывать культурные аспекты. Обучение по данной программе должно осуществляться в определенной последовательности на начальной, средней и высшей ступенях образования и учитывать различные условия ее реализации. Одним из доказавших свою эффективность путей улучшения ситуации является введение систем полового образования подростков. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и опубликовали рекомендуемые "Стандарты полового образования в Европе". Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту информацией. Над документом работала группа экспертов из девяти европейских стран, представляющих разные сферы знаний - от медицины и психологии до общественных наук [12].

Цель исследования. Изучение уровня знаний и навыков профилактики заболеваний, передающихся половым путем, в т. ч. ВИЧ–инфекции у подростков колледжей и лицеев.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось по специально разработанной анкете, состоящей из 34 вопросов. Было опрошено 500 респондентов, учащихся пяти образовательных заведений (4 профессионально-технических лицеев и колледжа при национальном университете). Все опрошенные обучались на первых курсах лицеев и колледжа, после 9 класса общеобразовательной школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Распределение по полу в исследуемой группе составило: 243 (48,6%) мужчины и 257 (51,4%) женщин.

Респондентов 17-18 лет было 14 (2,8%) человек, 15-16 лет - 486 человек (97,2%). Из всех опрошенных оценили свое здоровье, как хорошее - 214(42,8%) человек, у 64(12,8%) – энергичное, что имеют удовлетворительное здоровье считают 154 (30,8%), а ослабленное – 68 (13,8%) человек.

По результатам анкетирования на вопрос, «каким образом возможно заразиться СПИДом?» правильно ответили 302 опрошенных (табл. 1).

Таблица 1. Варианты ответов на вопрос «каким образом возможно заразиться СПИДом?» среди лиц, принявших участие в опросе

Таблица 1. Варианты ответов на вопрос «каким образом возможно заразиться СПИДом?» среди лиц, принявших участие в опросе

Хотят ли больше узнать информации о ВИЧ-инфекции, сказали «да» - 315 (63%) человек, что «нет» - 185 (37%) респондентов.

Мнение респондентов по вопросу, «можно ли практиковать незащищенные половые контакты», распределилось следующим образом: считают, что можно - 37 (7,4%), иногда – 116 (23,2%), соответственно нет - 249 (49,8%), не знают – 98 (19,6%).

Так же мнение опрошенных разделились и по вопросу о количестве половых партнеров, только один считают – 275 (55%), два – 23 (4,6%), более двух – 38 (7,6%), не знают – 164 (32,8%).

Хотя на вопрос «насколько Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса и контрацепции», ответили, что знаний вполне достаточно - 279 (55,8%), знают практически все – 93 (18,6%), не знаю и не хочу знать 17 (3,4%), и считают, что знают очень мало и хотели бы узнать больше, только 111 (22,2%).

При изменении формы вопроса «хотели ли Вы узнать больше информации о средствах и способах безопасного секса, контрацепции, способах защиты от инфекций, передающихся половым путем», ответы респондентов разделились следующим образом: хотят узнать больше информации – 347(69,4%) человек, не хотят - 153 (30,6%).

На просьбу оценить, количество рискованных ситуаций после окончания школы, что участились, отметили -101 (20,2%) опрошенных.

О необходимости получения дополнительных знаний о способах безопасного поведения, отмечают 351 (70,2%)человек.

На необходимость информации об учреждениях, которые оказывают помощь подросткам и молодежи и куда можно обратиться в случае возникновения проблем, указало 389 (77,8%) человек.

Выводы 1. У подростков выявлен низкий уровень знаний навыкам здорового образа жизни и безопасного полового поведения.

2. Информации относительно профилактики заболеваний, передающихся половым путем, в т. ч. ВИЧ–инфекции, которую получили подростки в общеобразовательной школе недостаточно.

3. Учитывая тенденцию распространения аддиктивных зависимостей инфекций передающийся половым путем и особенно ВИЧ-инфекции в подростковой среде необходимо выработать интегрированную систему подачи информации и практических знаний подросткам, которая будет доступной для восприятия и конкретной по практическим вопросам безопасного поведения.

Список использованных источников:

1. ВІЛ-інфекція в Україні: Інформ. бюлетень/ МОЗ України, Укр. центр профілактики і боротьби зі СНІДом, Ін-т епідеміології та інфекц. хвороб ім. Л.В. Громашевського АМН України, ЦСЕС МОЗ України. – 2010. – № 34. – 41с.

2. http://ukraids.gov.ua.

3. http://dssz.gov.ua.

4. ВІЛ-інфекція в Україні: Информаційний бюлетень МОЗ України. – Київ, 2010. – № 32.

5. Подростки групп риска: доказательная база для усиления ответа на эпидемию ВИЧ в Украине: аналит. отчет/ ЮНИСЕФ, УИСИ им. А.Яременко. – К.: К.И.С., 2008. –192 с.

6. Надання медико-соціальних послуг дітям та молоді на основі дружнього підходу: методичні рекомендації. – К., 2008. – 6 с.

7. http://aidszp.blogspot.com.

8. Подростки групп риска к инфицированию ВИЧ (книга для участника). – К., 2012. – 8 с.

9. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде: Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № АС-1270/06 и Роспотребнадзора от 4 октября 2005 г.

10. Нормативно-правовий огляд щодо профілактики ВІЛ/СНІД та доступу до медико-соціальних послуг серед підлітків, у тому числі підлітків груп ризику. - Київ, 2012.

11. Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения: метод. рек./ Мин-во здравоохр. и соц. развития РФ, 20 декабря 2006 г., N 6834-РХ (Д). – М., 2006.

12. Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. - Cologne, 2010.