Оценка индивидуальных параметров поведения студентов как профилактика нарушений профессиональной адаптации

Оренбургский государственный университет

Важным направлением в современной концепции охраны здоровья молодежи является ранняя донозологическая диагностика психосоматических заболеваний и предупреждение дизадаптаций [1-8].

Психофизиология профессиональной деятельности человека изучается, с одной стороны, естественными науками, с другой – разделами психологической науки, такими как психология труда, инженерная психология. Главной задачей этих дисциплин является исследование свойств человека, оказывающих влияние на качество конкретной деятельности, определяя главным образом надежность и работоспособность человека. Профессиональная психофизиологическая диагностика в наибольшей степени актуальна в области таких профессий, которые предъявляют жесткие требования к психофизиологическим возможностям работающего человека. Свойства нервных процессов оказывают влияние на общую умственную и физическую работоспособность человека как основную составляющую надежности [12-29].

В отечественной психофизиологии выделяют следующие стадии работоспособности:

1. Стадия врабатывания;

2. Стадия оптимальной работоспособности; 3.

Стадия полной компенсации;

4. Стадия неустойчивой компенсации;

5. Стадия "конечного порыва";

6. Стадия декомпенсации.

Работоспособность человека связана с особенностями деятельности, которую выполняет. Профессиональный психофизиологический отбор и выявление профессиональной пригодности человека в данном аспекте осуществляются путем сопоставления свойств нервных процессов человека с психофизиологической "стоимостью" профессиональной деятельности [11].

Материалы и методы исследования. В исследованиях приняли участие 368 студентов первого курса и 376 студентов четвертого курса Оренбургского государственного университета (ОГУ). Обследование проводилось в рамках профилактических и оздоровительных программ ОГУ: «Образование и здоровье» 2 этап на 2010-2015 г.; «Совершенствование системы профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения), коррекция вузовской дезадаптации и сохранения здоровья студенческой молодежи» на 2007–2012 гг.»; «Образовательная модель профилактики социально обусловленных заболеваний и девиантных форм поведения молодежи средствами физической культуры и спорта на 2010-2015 гг.»; «Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» на 2012-2017 гг.» [1,4,6,12-29].

Критерием отбора для проведения исследования был фактор добровольности. Нами был использован опросник поведения и переживания, связанного с работой "AVEM", который разработан У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Потсдамского университета и адаптирован под руководством Т.И. Ронгинской [9]. Опросник является многофакторным диагностическим инструментом, позволяющим определять типы поведения людей в ситуациях предъявления им профессиональных требований. [10,11].

Согласно концепции авторов, профессиональное поведение определяется тремя основными факторами:

1. Профессиональная активность – готовность человека к энергетическим затратам в профессиональной деятельности и факторы, ее определяющие;

2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций – активное решение проблем либо их избегание;

3. Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность – отношение человека к профессиональной деятельности, основанное на чувстве профессионального успеха и удовлетворенности жизнью.

Опросник состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал. Каждая шкала состоит из 6 утверждений, степень согласия с которыми обследуемый оценивает по пятибалльной шкале от "Полностью согласен" – 5 баллов до "Абсолютно не согласен" – 1 балл. В зависимости от соотношения показателей по различным шкалам определяется тип поведения в профессиональной среде, который позволяет, в том числе сделать вывод о наличии либо отсутствии синдрома профессионального "выгорания".

К типам профессионального поведения авторы методики относят следующие:

1. Здоровый тип – характеризуется высокой, но не экстремальной профессиональной активностью; склонен к конструктивному решению проблемных ситуаций в профессиональной сфере и рассматривает их не как источник стресса, а как стимул к активному преодолению препятствий. Положительная установка на выполнение профессиональной деятельности усиливается мобилизующим воздействием положительных эмоций.

2. Экономный тип – обладает средним уровнем профессиональной мотивации и активности и высокой удовлетворенностью профессиональными результатами, как правило, не очень высокими, и особенно жизнью в целом. По отношению к работе склонен сохранять дистанцию. В длительной перспективе для экономного типа вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей.

3. Тип риска "А" – характеризуется экстремально высокой субъективной значимостью профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам. Это обусловливает легкость возникновения неудовлетворенности профессиональными результатами, низкую толерантность к стрессорам и высокую вероятность формирования психической перегрузки и развития синдрома профессионального "выгорания". Кроме того, для данного типа свойственно отсутствие или недостаточность социальной поддержки, что, по мнению авторов, в сочетании с высокой профессиональной активностью является одной из причин психосоматических заболеваний.

4. Тип "выгорания" – обладает низким уровнем значимости профессиональной деятельности в сочетании с низкой стрессоустойчивостью и способностью к релаксации, тенденцией к уходу от проблемных ситуаций. Характерной особенностью данного типа является неспособность к сохранению дистанции по отношению к работе.

Перечисленные свойства приводят к эмоциональному истощению и характеризуют профессиональное "выгорание". Бальная интерпретация результатов по методике "AVEM":6 – 10 особо низкие значения; 11 – 15 низкие значения; 16 – 20 средние значения; 21 – 25 высокие значения, 26 – 30 экстремально высокие значения [9-11].

Результаты исследования и их обсуждение. Использование опросника AVEM показало, что у студентов не отмечалось параметров с экстремально высоким или особо низким значением. В высоких значениях были активная стратегия решения проблем, стремление к совершенству, удовлетворенность жизнью и профессиональные притязания, как на первом курсе, так и на четвертом. На четвертом курсе высокие значения также были чувства успешности в профессиональной деятельности и готовности к энергетическим затратам, что отражает зрелость и конструктивный настрой на профессиональную деятельность. Оценку степени психической нагрузки студентов отражают отдельные шкалы опросника AVEM (табл. 1).

Таблица 1. Особенности поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM

Таблица 1. Особенности поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM

Примечание: р - уровень значимости по тесту Уилкоксона, Мана-Уитни, Колмогорова-Смирнова, серий Вальда – Вольфовица; М - среднее ; m - стандартная ошибка (среднего); 25-95% ДИ - доверительный интервал

Как показывают вышеприведенные данные, студенты характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи. Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить адаптацией студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде [12,13,22]. В этот период формируется новая социальная роль студента. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и, как результат, возрастание успешности деятельности [24,26,29].

Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации [18,20].

На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности [29].

Для дополнительной интерпретации полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей теста AVEM студентов первого и четвертого курсов. В результате этого были установлены статистически значимые различия по отдельным шкалам опросника (рис.1). Для распределения отдельных параметров по значимости для студентов первых и четвертых курсов нами проведено ранжирование (табл.2).

Рис. 1 Сравнительный анализ показателей теста AVEM студентов первого и четвертого курсов: здесь и далее *- р≤0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,005; **** - р≤0,0005 - уровень достоверности при сравнении групп студентов 1 и 4 курсов; BA — Субъективное значение деятельности; BE — Профессиональные притязания; VB — Готовность к энергетическим затратам; PS — Стремление к совершенству; DF — Способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе; RT — Тенденция к отказу в ситуации неудачи; OP — Активная стратегия решения проблем; IR — Внутреннее спокойствие и равновесие; EE — Чувство успешности в профессиональной деятельности; LZ — Удовлетворенность жизнью; SU — Чувство социальной поддержки.

Рис. 1 Сравнительный анализ показателей теста AVEM студентов первого и четвертого курсов: здесь и далее *- р≤0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,005; **** - р≤0,0005 - уровень достоверности при сравнении групп студентов 1 и 4 курсов; BA — Субъективное значение деятельности; BE — Профессиональные притязания; VB — Готовность к энергетическим затратам; PS — Стремление к совершенству; DF — Способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе; RT — Тенденция к отказу в ситуации неудачи; OP — Активная стратегия решения проблем; IR — Внутреннее спокойствие и равновесие; EE — Чувство успешности в профессиональной деятельности; LZ — Удовлетворенность жизнью; SU — Чувство социальной поддержки.

Ранжирование параметров поведения студентов по шкале AVEM выявило приоритет в поведении активных стратегий решения проблем и стремление к совершенству. Последнее преобладало на четвертом курсе. Профессиональные притязания и удовлетворенность жизнью занимали третье и четвертые места.

Удовлетворенность жизнью в большей степени была у первокурсников.

Одинаковое место занимали на обоих курсах чувство успешности в профессиональной деятельности, способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе и тенденция к отказу в ситуации неудачи, которые занимали пятое, десятое и одиннадцатое место соответственно.

Чувство социальной поддержки, готовность к энергетическим затратам, внутреннее спокойствие и равновесие и субъективное значение деятельности были сопоставимы. Приоритет чувству социальной поддержки, внутреннего спокойствия и равновесия отдали первокурсники.

Результаты анализа данных методом ранговой корреляции Спирмена показали взаимосвязи между некоторыми количественными признаками (табл. 3).

Методом одновременной регрессии выявлена обратная корреляционная зависимость средней степени между субъективным значением деятельности и такими показателями как, стремление к совершенству, чувством успешности в профессиональной деятельности, внутренним спокойствием и равновесием.

Таблица 2. Ранги параметров поведения студентов первого и четвертого курсов

Таблица 2. Ранги параметров поведения студентов первого и четвертого курсов

Таблица 3. Коэффициенты корреляции и достигнутый уровень значимости параметров поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM

Таблица 3. Коэффициенты корреляции и достигнутый уровень значимости параметров поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM

Прямая корреляционная зависимость средней степени есть между субъективным значением деятельности и общим суммарным баллом, что является закономерным, так как совокупность всех параметров максимально отражает поведение.

Интересным параметром оказалось чувство успешности в профессиональной деятельности, которое прямой корреляцией связано с общим баллом и обратной с субъективным значением деятельности и стремлением к совершенству. Тенденция к отказу в ситуации неудачи обратной корреляцией связано с активной стратегией решения проблем, что является логичным и говорит о конструктивной составляющей поведения студентов. Наибольшее влияние на суммарную оценку профессионального поведения студентов оказывают такие характеристики, как стремление к совершенству, чувство успешности в профессиональной деятельности, субъективное значение деятельности, тенденция к отказу в ситуации неудачи, внутреннее спокойствие и равновесие, готовность к энергетическим затратам. Выше перечисленные параметры находятся в прямой корреляционной связи с общим суммарным баллом и в целом определяют тип профессионального поведения и тип риска профессиональной дизадаптации.

Выводы

1. Большинство студентов первого и четвертого курсов относятся к здоровому типу, который характеризуется высокой, но не экстремальной профессиональной активностью и склонен к конструктивному решению проблемных ситуаций в профессиональной сфере и рассматривает их не как источник стресса, а как стимул к активному преодолению препятствий;

2. Высокой степенью готовности к энергетическим затратам характеризуются студенты четвертого курса, что возможно само по себе является риском быстрого истощения и должно учитываться при распределении профессиональной нагрузки;

3. Наибольшее влияние на суммарную оценку профессионального поведения студентов оказывают такие характеристики, как стремление к совершенству, чувство успешности в профессиональной деятельности, субъективное значение деятельности, тенденция к отказу в ситуации неудачи, внутреннее спокойствие и равновесие, готовность к энергетическим затратам;

4. В отношении к работе склоны сохранять дистанцию в большей степени студенты четвертого курса, что в длительной перспективе, возможно, приведет к профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей;

5. На четвертом курсе высокие значения чувства успешности в профессиональной деятельности и готовности к энергетическим затратам отражают зрелость и конструктивный настрой на профессиональную деятельность.

Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника AVEM указывают на степень вероятности развития симптомов профессиональной дизадаптации и выявляют конкретную сферу поведения с обозначением возможных проблем. Ранняя диагностика индивидуальных резервов студента может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления трудных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования среды [11,12,17].

Наши результаты исследований обращают внимание на безусловное наличие у данной категории студентов отличий уровня адаптации к условиям университета и интеграции в социум в целом[1,4,5,6,17]. Это выявляется, как в соматических параметрах здоровья, так и психофизиологических, а также в уровне успеваемости и проценте отчисления из университета [12,15,20,21,24]. Индивидуальный подход, таким образом, является высоко действенным средством повышения успеваемости и профилактики дизадаптации [17].

Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2012 Урал: Оренбургская область, проект № 12-16-56002, а/У: «Разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально значимых заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дизадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области».

Список использованных источников:

1. Барышева Е.С. Медико-профилактические аспекты сохранения и укрепления здоровья студентов Оренбургского государственного университета// Матер. обл. НПК «Актуальные вопросы медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни». - Оренбург: Изд. ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», Оренбург, 2012.- С. 6-11.

2. Давыдова Н.О. Дифференцированный подход к диагностике и коррекции индивидуального здоровья детей-сирот// Тез. междунар. симп. «Активное долголетие и качество жизни». -М: Национальная ассоциация специалистов восстановительной медицины, 2012. – С.37-40.

3. Давыдова Н.О. Особенности физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постнатальном онтогенезе// Технологии живых систем №7, 2012.- С. 3-7.

4. Давыдова Н.О., Барышева Е.С., Маркунина Е.В. Технология мониторинга адаптации студентов к образовательному процессу в многопрофильном Вузе// Матер. Всеросс. НПК «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: ОГУ, 2012. - С.1027-1030.

5. Давыдова Н.О., Черемушникова И.И. Концептуальный подход к анализу заболеваемости и инвалидности детей-сирот// «Современная медицина: теоретические и практические аспекты»: матер. междунар. заоч. НПК. — Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С.75-81.

6. Давыдова Н.О., Черемушникова И.И., Барышева Е.С. Опыт изучения адаптационных возможностей студентов на аппаратно - программном комплексе «НС-Психотест»// Тр. Всеросс. НТК «Энергетика: состояние, проблемы, перспективы». - Оренбург: ОГУ, 2012.- С. 45-49.

7. Давыдова Н.О., Черемушникова И.И., Нотова С.В.Интерактивно - аналитическая система мониторинга здоровья студентов как инновационная технология в Оренбургском государственном университете// Тр. Всеросс. НТК «Энергетика: состояние, проблемы, перспективы». - Оренбург: ОГУ, 2012.- С. 50-53.

8. Давыдова Н.О., Черемушникова И.И., Сманцер Т.А., Барышева Е.С. Гендерные особенности психофизиологических аспектов адаптации студентов// Вестник новых медицинских технологий, №1. 2013. - http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/4098.pdf.

9. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2008. - 216 с.

10. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

11. Ронгинская Т. И. Профилактика стресса в студенческой среде// Тез. НПК «Ананьевские чтения – 2001»)/ Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 808 с.

12. Черемушникова И.И., Нотова С.В. Оценка адаптивности системы микроэлементного гомеостаза у лиц с агрессивными тенденциями в поведении// Врач – аспирант.- 2013.-№ 2(57). С.53-59.

13. Черемушникова И.И. Давыдова Н.О. Общие неспецифические адаптационные реакции у студентов с разным видом межполушарного доминирования// «Современная медицина: теоретические и практические аспекты»: матер. междунар. заоч. НПК. — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012.- С.87-91

14. Черемушникова И.И. Изучение микроэлементных аспектов агрессивных тенденций в поведении// Вопросы медицины: теория и практика: матер. междунар. заоч. НПК. – Новосибирск: Изд. «Сибак», 2012.- С. 88-99.

15. Черемушникова И.И. Микроэлементные аспекты агрессивных тенденций в поведении// Микроэлементы в медицине. №. 13(4), 2012. – С.24.-31

16. Черемушникова И.И. Петросиенко Е.С., С.В. Нотова. Изучение роли физкультуры и спорта в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии// Сб. матер. всеросс. НПК «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.- С. 454 – 460 .

17. Черемушникова И.И. Снижение агрессивных видов поведения как одна из форм первичной профилактики социально обусловленных заболеваний// Тез. междунар. симп. «Активное долголетие и качество жизни». - М: Национальная ассоциация специалистов восстановительной медицины, 2012. - С79-82.

18. Черемушникова И.И., Витун E.В.Изучение роли физической культуры в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки».- 2009. №9 (43).- С.66-69.

19. Черемушникова И.И., Витун Е.В. Психологические тесты в практике физического воспитания студенческой молодёжи Оренбургской области// Вестник ОГУ. Спец. вып., матер. 4 всеросс. НПК «Проблемы экологии южного Урала». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.- С. 703-705.

20. Черемушникова И.И., Витун Е.В., Нотова С.В., Петросиенко Е.С. Возможности теста Люшера (8-цветовой вариант) в диагностике характерологических и поведенческих особенностей студентов с различным уровнем физической подготовки// Вестник ОГУ.- 2010. - №.12(118) – С.108-110.

21. Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Барышева Е.С., Гривко Н.В. Интерактивно-аналитическая система мониторинга социально обусловленных заболеваний как инновационная технология в Оренбургском государственном университете// Международный журнал экспериментального образования. - 2012.-№7. - С. 104-105.

22. Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Гривко Н.В. Барышева Е.С. Мониторинг биологического возраста студентов как показатель адаптации в вузе// Врач- аспирант № 4.2 (53).- 2012.- С.285-292.

23. Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Гривко Н.В.Культура здоровъесбережения в инновационном пространстве Оренбургского государственного университета// Матер. Междунар. НПК ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы. Шуя: ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный пед. Университет, 2012.- С.273-276.

24. Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Сманцер Т.А., Гривко Н.В. Онлайн мониторинг адаптации студентов к процессу обучения в Оренбургском государственном университете// Матер. XV Всеросс. симп. с междунар. участием «Эколого-физиологические проблемы адаптации». –М.: Изд. РУДН, 2012. - С. 256-257.

25. Черемушникова И.И., Нотова С.В., Петросиенко Е.С. Сравнительная оценка психофизиологических параметров и элементного статуса студентов с различными типами функциональной межполушарной асимметрии// Технологии живых систем. - 2012.- Т.9, №4. - С. 49-54.

26. Черемушникова И.И., Нотова С.В., Петросиенко Е.С. Физкультура и спорт как ведущий компонент формирования здоровья студентов и профилактики девиантных форм поведения// Сб. матер. Всеросс. НПК «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения». – М.: РУДН ,2009. – С.494-495.

27. Черемушникова И.И., Петросиенко Е.С., Витун Е.В. Психофизиологические аспекты функциональной асимметрии центральной нервной системы// Вестник ОГУ. - 2012. - №2(138).-С.186-190.

28. Черёмушникова И.И., Петросиенко Е.С., Нотова С.В., Витун Е.В.Проблемы психомоторной асимметрии в зависимости от физической подготовленности студентов// Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12 – С. 79-80.

29. Черемушникова И.И., Сманцер Т.А., Барышева Е.С., Давыдова Н.О. Анализ механизмов эмоциональной напряженности и индивидуальных особенностей личности студентов// Фундаментальные исследования.- 2012.- №11(4). -С. 900-904.