Важным направлением в современной концепции охраны здоровья молодежи является ранняя донозологическая диагностика психосоматических заболеваний и предупреждение дизадаптаций [1-8].
Психофизиология профессиональной деятельности человека изучается, с одной стороны, естественными науками, с другой – разделами психологической науки, такими как психология труда, инженерная психология. Главной задачей этих дисциплин является исследование свойств человека, оказывающих влияние на качество конкретной деятельности, определяя главным образом надежность и работоспособность человека. Профессиональная психофизиологическая диагностика в наибольшей степени актуальна в области таких профессий, которые предъявляют жесткие требования к психофизиологическим возможностям работающего человека. Свойства нервных процессов оказывают влияние на общую умственную и физическую работоспособность человека как основную составляющую надежности [12-29].
В отечественной психофизиологии выделяют следующие стадии работоспособности:
1. Стадия врабатывания;
2. Стадия оптимальной работоспособности; 3.
Стадия полной компенсации;
4. Стадия неустойчивой компенсации;
5. Стадия "конечного порыва";
6. Стадия декомпенсации.
Работоспособность человека связана с особенностями деятельности, которую выполняет. Профессиональный психофизиологический отбор и выявление профессиональной пригодности человека в данном аспекте осуществляются путем сопоставления свойств нервных процессов человека с психофизиологической "стоимостью" профессиональной деятельности [11].
Материалы и методы исследования. В исследованиях приняли участие 368 студентов первого курса и 376 студентов четвертого курса Оренбургского государственного университета (ОГУ). Обследование проводилось в рамках профилактических и оздоровительных программ ОГУ: «Образование и здоровье» 2 этап на 2010-2015 г.; «Совершенствование системы профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения), коррекция вузовской дезадаптации и сохранения здоровья студенческой молодежи» на 2007–2012 гг.»; «Образовательная модель профилактики социально обусловленных заболеваний и девиантных форм поведения молодежи средствами физической культуры и спорта на 2010-2015 гг.»; «Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» на 2012-2017 гг.» [1,4,6,12-29].
Критерием отбора для проведения исследования был фактор добровольности. Нами был использован опросник поведения и переживания, связанного с работой "AVEM", который разработан У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Потсдамского университета и адаптирован под руководством Т.И. Ронгинской [9]. Опросник является многофакторным диагностическим инструментом, позволяющим определять типы поведения людей в ситуациях предъявления им профессиональных требований. [10,11].
Согласно концепции авторов, профессиональное поведение определяется тремя основными факторами:
1. Профессиональная активность – готовность человека к энергетическим затратам в профессиональной деятельности и факторы, ее определяющие;
2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций – активное решение проблем либо их избегание;
3. Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность – отношение человека к профессиональной деятельности, основанное на чувстве профессионального успеха и удовлетворенности жизнью.
Опросник состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал. Каждая шкала состоит из 6 утверждений, степень согласия с которыми обследуемый оценивает по пятибалльной шкале от "Полностью согласен" – 5 баллов до "Абсолютно не согласен" – 1 балл. В зависимости от соотношения показателей по различным шкалам определяется тип поведения в профессиональной среде, который позволяет, в том числе сделать вывод о наличии либо отсутствии синдрома профессионального "выгорания".
К типам профессионального поведения авторы методики относят следующие:
1. Здоровый тип – характеризуется высокой, но не экстремальной профессиональной активностью; склонен к конструктивному решению проблемных ситуаций в профессиональной сфере и рассматривает их не как источник стресса, а как стимул к активному преодолению препятствий. Положительная установка на выполнение профессиональной деятельности усиливается мобилизующим воздействием положительных эмоций.
2. Экономный тип – обладает средним уровнем профессиональной мотивации и активности и высокой удовлетворенностью профессиональными результатами, как правило, не очень высокими, и особенно жизнью в целом. По отношению к работе склонен сохранять дистанцию. В длительной перспективе для экономного типа вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей.
3. Тип риска "А" – характеризуется экстремально высокой субъективной значимостью профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам. Это обусловливает легкость возникновения неудовлетворенности профессиональными результатами, низкую толерантность к стрессорам и высокую вероятность формирования психической перегрузки и развития синдрома профессионального "выгорания". Кроме того, для данного типа свойственно отсутствие или недостаточность социальной поддержки, что, по мнению авторов, в сочетании с высокой профессиональной активностью является одной из причин психосоматических заболеваний.
4. Тип "выгорания" – обладает низким уровнем значимости профессиональной деятельности в сочетании с низкой стрессоустойчивостью и способностью к релаксации, тенденцией к уходу от проблемных ситуаций. Характерной особенностью данного типа является неспособность к сохранению дистанции по отношению к работе.
Перечисленные свойства приводят к эмоциональному истощению и характеризуют профессиональное "выгорание". Бальная интерпретация результатов по методике "AVEM":6 – 10 особо низкие значения; 11 – 15 низкие значения; 16 – 20 средние значения; 21 – 25 высокие значения, 26 – 30 экстремально высокие значения [9-11].
Результаты исследования и их обсуждение. Использование опросника AVEM показало, что у студентов не отмечалось параметров с экстремально высоким или особо низким значением. В высоких значениях были активная стратегия решения проблем, стремление к совершенству, удовлетворенность жизнью и профессиональные притязания, как на первом курсе, так и на четвертом. На четвертом курсе высокие значения также были чувства успешности в профессиональной деятельности и готовности к энергетическим затратам, что отражает зрелость и конструктивный настрой на профессиональную деятельность. Оценку степени психической нагрузки студентов отражают отдельные шкалы опросника AVEM (табл. 1).
Таблица 1. Особенности поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM
Примечание: р - уровень значимости по тесту Уилкоксона, Мана-Уитни, Колмогорова-Смирнова, серий Вальда – Вольфовица; М - среднее ; m - стандартная ошибка (среднего); 25-95% ДИ - доверительный интервал
Как показывают вышеприведенные данные, студенты характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи. Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить адаптацией студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде [12,13,22]. В этот период формируется новая социальная роль студента. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и, как результат, возрастание успешности деятельности [24,26,29].
Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации [18,20].
На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности [29].
Для дополнительной интерпретации полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей теста AVEM студентов первого и четвертого курсов. В результате этого были установлены статистически значимые различия по отдельным шкалам опросника (рис.1). Для распределения отдельных параметров по значимости для студентов первых и четвертых курсов нами проведено ранжирование (табл.2).
Рис. 1 Сравнительный анализ показателей теста AVEM студентов первого и четвертого курсов: здесь и далее *- р≤0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,005; **** - р≤0,0005 - уровень достоверности при сравнении групп студентов 1 и 4 курсов; BA — Субъективное значение деятельности; BE — Профессиональные притязания; VB — Готовность к энергетическим затратам; PS — Стремление к совершенству; DF — Способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе; RT — Тенденция к отказу в ситуации неудачи; OP — Активная стратегия решения проблем; IR — Внутреннее спокойствие и равновесие; EE — Чувство успешности в профессиональной деятельности; LZ — Удовлетворенность жизнью; SU — Чувство социальной поддержки.
Ранжирование параметров поведения студентов по шкале AVEM выявило приоритет в поведении активных стратегий решения проблем и стремление к совершенству. Последнее преобладало на четвертом курсе. Профессиональные притязания и удовлетворенность жизнью занимали третье и четвертые места.
Удовлетворенность жизнью в большей степени была у первокурсников.
Одинаковое место занимали на обоих курсах чувство успешности в профессиональной деятельности, способность к поддерживанию дистанции по отношению к работе и тенденция к отказу в ситуации неудачи, которые занимали пятое, десятое и одиннадцатое место соответственно.
Чувство социальной поддержки, готовность к энергетическим затратам, внутреннее спокойствие и равновесие и субъективное значение деятельности были сопоставимы. Приоритет чувству социальной поддержки, внутреннего спокойствия и равновесия отдали первокурсники.
Результаты анализа данных методом ранговой корреляции Спирмена показали взаимосвязи между некоторыми количественными признаками (табл. 3).
Методом одновременной регрессии выявлена обратная корреляционная зависимость средней степени между субъективным значением деятельности и такими показателями как, стремление к совершенству, чувством успешности в профессиональной деятельности, внутренним спокойствием и равновесием.
Таблица 2. Ранги параметров поведения студентов первого и четвертого курсов
Таблица 3. Коэффициенты корреляции и достигнутый уровень значимости параметров поведения студентов первого и четвертого курсов многопрофильного ВУЗа по шкале AVEM
Прямая корреляционная зависимость средней степени есть между субъективным значением деятельности и общим суммарным баллом, что является закономерным, так как совокупность всех параметров максимально отражает поведение.
Интересным параметром оказалось чувство успешности в профессиональной деятельности, которое прямой корреляцией связано с общим баллом и обратной с субъективным значением деятельности и стремлением к совершенству. Тенденция к отказу в ситуации неудачи обратной корреляцией связано с активной стратегией решения проблем, что является логичным и говорит о конструктивной составляющей поведения студентов. Наибольшее влияние на суммарную оценку профессионального поведения студентов оказывают такие характеристики, как стремление к совершенству, чувство успешности в профессиональной деятельности, субъективное значение деятельности, тенденция к отказу в ситуации неудачи, внутреннее спокойствие и равновесие, готовность к энергетическим затратам. Выше перечисленные параметры находятся в прямой корреляционной связи с общим суммарным баллом и в целом определяют тип профессионального поведения и тип риска профессиональной дизадаптации.
Выводы
1. Большинство студентов первого и четвертого курсов относятся к здоровому типу, который характеризуется высокой, но не экстремальной профессиональной активностью и склонен к конструктивному решению проблемных ситуаций в профессиональной сфере и рассматривает их не как источник стресса, а как стимул к активному преодолению препятствий;
2. Высокой степенью готовности к энергетическим затратам характеризуются студенты четвертого курса, что возможно само по себе является риском быстрого истощения и должно учитываться при распределении профессиональной нагрузки;
3. Наибольшее влияние на суммарную оценку профессионального поведения студентов оказывают такие характеристики, как стремление к совершенству, чувство успешности в профессиональной деятельности, субъективное значение деятельности, тенденция к отказу в ситуации неудачи, внутреннее спокойствие и равновесие, готовность к энергетическим затратам;
4. В отношении к работе склоны сохранять дистанцию в большей степени студенты четвертого курса, что в длительной перспективе, возможно, приведет к профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей;
5. На четвертом курсе высокие значения чувства успешности в профессиональной деятельности и готовности к энергетическим затратам отражают зрелость и конструктивный настрой на профессиональную деятельность.
Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника AVEM указывают на степень вероятности развития симптомов профессиональной дизадаптации и выявляют конкретную сферу поведения с обозначением возможных проблем. Ранняя диагностика индивидуальных резервов студента может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления трудных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования среды [11,12,17].
Наши результаты исследований обращают внимание на безусловное наличие у данной категории студентов отличий уровня адаптации к условиям университета и интеграции в социум в целом[1,4,5,6,17]. Это выявляется, как в соматических параметрах здоровья, так и психофизиологических, а также в уровне успеваемости и проценте отчисления из университета [12,15,20,21,24]. Индивидуальный подход, таким образом, является высоко действенным средством повышения успеваемости и профилактики дизадаптации [17].
Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Оренбургской области. Региональный конкурс РК 2012 Урал: Оренбургская область, проект № 12-16-56002, а/У: «Разработка новой интерактивно-аналитической системы мониторинга социально значимых заболеваний и коррекции психосоматических осложнений, обусловленных дизадаптивным поведением в новой образовательной среде студенческой молодёжи Оренбургской области».