Проблемы и перспективы введения добровольного страхования профессиональной ответственности врачей в стоматологической организации

Кемеровская государственная медицинская академия

Проблема страхования профессиональной ответственности (СПО) медицинских работников постоянно актуализируется [3, 4]. Из доклада главы Минздравсоцразвития следует, что в ближайшие годы здравоохранение будет работать в новых законодательных условиях, которые привнесут в отрасль вместе с современными стандартами и порядком оказания медицинской помощи, механизмы страхования профессиональной ответственности [6]. Подчеркивается, что подобные изменения возможны только при активной и совместной работе государства и профессионального медицинского сообщества.

Исследуя причины недостаточного распространения данного вида страхования в клинике стоматологии, среди некоторых других указано на отсутствие достаточного уровня знаний по вопросу СПО у врачей-стоматологов [1]. На основании изложенного, сформулировано предположение об актуальности проведения образовательной программы для врачей-стоматологов, освещающей существенные условия СПО, а так же основы гражданского права, для влияния на мотивацию к добровольному страхованию.

В рамках программы по изучению возможности введения профессионального страхования в клинике стоматологического профиля по итогам проведения образовательной программы, проводилось исследование, которое преследовало цель: изучение влияния образовательной программы на мотивацию врачей-стоматологов к СПО, с последующей оценкой некоторых показателей медико-социологического статуса лиц, застраховавших свою профессиональную ответственность.

Материалы и методы. Исследование проводилось в двух группах врачей разных стоматологических клиник. Одна группа (10 стоматологов) состояла из врачей негосударственной стоматологической клиники, другая группа (19 стоматологов) была представлена врачами муниципального учреждения здравоохранения. На сформированной из двух указанных медицинских организаций, целевой серийной выборке врачей-стоматологов, в состав которой вошли организованные по профессионально-производственному признаку субъекты наблюдения, исследовались психологические установки до и после проведения образовательной программы.

Под установкой принималось индивидуальное ценностное отношение респондента к СПО, которое выражалось в положительной или отрицательной психологической реакции, на данный предмет. Для оценки происходящих перемен в аудитории врачей использовалась анкета с опросными пунктами по 5-балльной шкале Лайкерта. Варианты ответов от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен», предложенные врачам для оценки суждения, выражают отношение к различным аспектам СПО. Чем положительней предустановленная реакция респондента на данный предмет, тем выше степень его согласия с предлагаемым суждением, соответственно выше положительная психологическая установка, оцененная в баллах с использованием шкалы Лайкерта.

Также анкета содержала раздел для исследования социально-психологического статуса врача. Пункты раздела разработаны на основе «Матрицы медико-социологической оценки социально-психологического статуса врача» [5]. В аспекте добровольного коллективного страхования групповая сплоченность – важный показатель, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Поэтому для измерения указанной характеристики в пилотных коллективах врачей, рекомендуемые анкетные индикаторы блока социально психологического состояния в коллективе, были заменены на тест «Групповая сплоченность», так же известный как тест Сишора.

Таким образом, в исследовании сочетались два подхода к изучению возможности добровольного СПО: формирование психологических установок, достаточных для добровольного коллективного страхования; а также фиксация наличного социально-психологического статуса врача в различных коллективах врачей пилотных стоматологических клиник.

Период исследования: с октября по ноябрь 2011 г. Всего в исследовании принимали участие 29 врачей-стоматологов по специальностям: стоматология терапевтическая – 15; стоматология ортопедическая – 4; стоматология хирургическая – 3; детская стоматология – 5; ортодонтия – 2.

Образовательный этап предусматривал проведение цикла лекций (4 академических часа), освещающих существенные условия СПО, а так же основы гражданско-правовых отношений, возникающих при оказании амбулаторной стоматологической помощи. Материалы для проведения образовательной программы являются собственными разработками.

На контрольном этапе, который следовал сразу после образовательной программы, повторно проводилось анкетирование в целевой аудитории врачей, принимавших участие в первом опросе, с использованием тех же опросных пунктов по шкале Лайкерта.

Сравнивались показатели психологических установок врачей о СПО до и после прослушивания лекций с использованием шкалы Лайкерта. В данной шкале используются оценочные суждения являющиеся единицами измерения, которым присваивается соответствующий балл: абсолютно согласен (АС); согласен (С); затрудняюсь ответить (ЗО); не согласен (НС); абсолютно не согласен (АНС) (табл. 1).

Результаты, полученные с использованием шкалы Лайкерта, основывались на том, что чем выше оценка в баллах респондента, тем большим количеством измеряемого признака он обладает. Если суждение содержит положительную оценку (<+>), то большей степени согласия с ним соответствует больший балл, если негативный характер (<->), то шкальные значения приписываются в обратном порядке.

Агрегирование этих оценок путем вычисления среднего арифметического неприемлемо с математической точки зрения, поскольку эта шкала не является интервальной. Получение корректных результатов сравнения данных до и после проведения образовательной программы, реализовано путем суммирования баллов аудитории врачей-стоматологов, с учетом того обстоятельства, что носители измеряемого признака – респонденты, оставались те же, до и после.

Для статистического анализа материала использовался пакет Statistica 6.1 (лицензионное соглашение BXXR006B092218FAN11). В работе использовались различные психологические опросники, имеющие дискретные шкалы. Учитывая то, что дискретные признаки не могут иметь нормального распределения, они описаны медианой (Ме), процентилями распределения и представлены в формате Ме (25-й-75-й).

Таблица 1. Матрица шкальной оценки в баллах при ответе на вопросы об отношении врача-стоматолога к СПО

Таблица 1. Матрица шкальной оценки в баллах при ответе на вопросы об отношении врача-стоматолога к СПО

Для сравнения двух независимых выборок применялся критерий Манна-Уитни (U). Зависимые выборки сравнивались с использованием критерия Вилкоксона (Т). При проверке нулевых гипотез, критическое значение уровня статистической значимости, принималось равным 0,05. В случае превышения достигнутого уровня значимости (р) статистического критерия этой величины, принималась нулевая гипотеза.

С целью визуализации результатов исследования проводилось построение различных типов диаграмм.

Результаты. Проведено сравнение психологических установок врачей до и после проведения образовательной программы. Если перед началом общая оценка в аудитории врачей по шкале Лайкерта составляла 16 (14-18) баллов, то после проведения, этот показатель увеличился до 21 (19-22) баллов; р=0,000007 (рис. 1).

Рис. 1. Влияние образовательной программы на мотивацию врачей-стоматологов к СПО

Рис. 1. Влияние образовательной программы на мотивацию врачей-стоматологов к СПО

Мнение врачей относительно СПО, как средства увеличения бюрократии не изменилось. Как до так и после образовательной программы средний балл по этому вопросу анкеты составил 2 (1-3), р=0,656 (табл. 2). Как видно из табл. 2, статистически значимые различия наблюдаются при ответах на 5 пунктов анкеты из 6.

Ожидаемым результатом образовательной программы можно считать наиболее значимые положительные изменения психологических установок относительно того, что СПО – шаг навстречу прогрессу, и СПО – практическая защита для врача.

Сравнительное измерение психологических установок показало, что проведение образовательной программы для врачей положительно влияет на их мотивацию, способствующую добровольному СПО.

Таблица 2. Распределение баллов при ответе на вопросы об отношении к СПО в целевой аудитории врачей до и после образовательной программы

Таблица 2. Распределение баллов при ответе на вопросы об отношении к СПО в целевой аудитории врачей до и после образовательной программы

Этот вывод подтверждается практикой. С началом 2012 г. все врачи негосударственной стоматологической клиники застраховали свою профессиональную ответственность в крупной страховой компании, действующей на территории города Кемерово, и имеющей лицензию на данный вид деятельности с 2005 г.

На основании изложенного, можно утверждать, что обеспечение врачей знаниями по страхованию ответственности, и основам гражданского права – один из организационных аспектов, направленных на интеграцию коллективного СПО в практику амбулаторной стоматологии.

Коллектив муниципального учреждения здравоохранения имел достаточный срок для практической передачи существующих рисков посредством СПО, тем не менее, они не изменили наиболее частую позицию недооценки ситуаций, связанных с возникновением имущественной ответственности исполнителя медицинских услуг.

Сравнение пунктов анкеты, касающихся социально-психологического статуса врача, в коллективах пилотных клиник показало, что существуют статистически значимые различия. По результатам исследования с использованием теста Сишора, уровень групповой сплоченности в коллективе врачей негосударственной клиники составил 15 (14-15) баллов по сравнению с муниципальной – 12 (11-13) баллов (р=0,0002) (рис. 2).

Таким образом, сравнение одной из составляющих социально-психологического статуса врача показало, что групповая сплоченность в коллективе врачей негосударственной клиники, выше по сравнению с таковой в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении.

Обращают на себя внимание различия в профессиональной подготовке. Стоматологи негосударственной клиники имеют более высокий уровень: 5 из десяти врачей отметили, что у них есть ученики, последователи: большинство (7) участвовали в профессиональных конкурсах, а четверо указали, что имеют публикации в специализированных медицинских изданиях.

По вопросу о том, достаточно ли руководитель организации уделяет внимание лично каждому сотруднику, варианты ответов врачей негосударственной клиники преобладали в пунктах «да» и «скорее да, чем нет». По мнению всех этих стоматологов, уровень их информированности о перспективах работы, кадровых переменах, иных изменениях очень хороший. В муниципальной поликлинике больше половины врачей (15) не имеют такой информированности. Известно, что недостаток официальной информации является косвенным свидетельством низкого статуса лечащего врача в лечебном учреждении.

Рис. 2. Уровень групповой сплоченности в коллективах врачей-стоматологов муниципальной и негосударственной клиниках

Рис. 2. Уровень групповой сплоченности в коллективах врачей-стоматологов муниципальной и негосударственной клиниках

Полученные результаты свидетельствуют о том, что готовность к добровольному СПО врачей муниципального учреждения здравоохранения оказалась меньше ожидаемой, что связано с более низким социально-психологическим статусом врача.

Заключение. Реализация образовательной программы для врачей, показала, что её проведение представляет один из значимых аспектов, повышения мотивации к добровольному СПО врачей-стоматологов. В то же время представленные результаты свидетельствуют о том, что только образовательные программы не могут решить проблему недооценки возможных ситуаций, связанных с возникновением имущественной ответственности исполнителя медицинских услуг. Вероятные причины – невысокий уровень позиций, таких как экономическое положение врача, его статус в организации, престиж клиники. Можно предположить, что коллектив стоматологической организации, подготовленный к работе в новых условиях, в соответствии с действующими стандартами качества, а так же потенциально готовый страховать профессиональную ответственность, отличает достаточно высокий социально-психологический статус врача.

Список использованных источников:

1. Афанасьева, О.Ю., Малюков А.В. Отношение врачей-стоматологов к страхованию профессиональной ответственности// Медицинское право. – 2009. – № 2. – С. 42–43.

2. Дубина И.Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2006. – 263 с.

3. Каплунов О.А. К вопросу о страховании врачебной профессиональной ответственности// Менеджер здравоохранения. – 2009. – № 9. - С.60 – 61.

4. Леонтьев В.К. Страхование профессиональных рисков в стоматологии (опыт стоматологов и страховых компаний)// Институт стоматологии. – 2010. – №2. – С. 12-14.

5. Решетников А. В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. – М.: Медицина, 2003. – 1048 с. 6. Министр Татьяна Голикова поздравила медицинских работников с профессиональным. - http://www.nizhgma.ru/news/6300.html