Современные тенденции здоровья работающего населения

Санкт-Петербургский государственный университет

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова

Введение. Несмотря на некоторую положительную динамику демографических процессов, отмечаемую за последние годы, смертность трудоспособного населения от всех ведущих причин смерти в России остается значительно выше по сравнению с развитыми странами [4].

Причем, особенно выраженными являются эти различия среди мужчин (доля которых среди умерших в трудоспособном возрасте достигает 80% [2]), что ведет к выраженной половой диспропорции в трудоспособном возрасте и (среди прочего) сказывается неблагоприятно на показателях рождаемости [6].

Имеет место также рост заболеваемости лиц трудоспособного возраста [5,7]. Поэтому вопросам охраны здоровья работающего населения в последние годы стало уделяться довольно пристальное внимание. Так, в Резолюции XI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», состоявшегося в 2012 г., отмечается, что сохранение здоровья работающего населения по-прежнему остается важнейшим приоритетом государства [3]. В связи с этим актуальной является задача создания и реализации «Национального плана действий по охране здоровья работающих».

Важно подчеркнуть, что актуальность данной проблемы в полной мере признается и мировым сообществом. Согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН) 45% населения планеты составляет рабочую силу мира, которая поддерживает материальную и экономическую основу общества. Сохранение здоровья работающих не только предпосылка высокой производительности труда, повышения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития любой страны [9].

В 2007 г. на 60-й сессии Всемирной ассамблеи Здравоохранения был одобрен и принят «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2011 гг.». Среди приоритетных направлений охраны здоровья работающих в нем выделены: первичная профилактика профессиональных рисков, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте, более четкое реагирование системы здравоохранения на здоровье работающих, обеспечение безопасных условий труда, разработка национальных подходов к профилактике профессиональных заболеваний и травматизма, подготовка квалифицированных кадров по охране здоровья работников, пропаганда здорового образа жизни, эффективная координация деятельности всех заинтересованных служб [1,10].

Решение поставленных задач невозможно без тщательного анализа тенденций здоровья данной группы населения (в т.ч. проживающих в районных центрах и сельской местности) и факторов, на него влияющих [8].

Материалы и методы. При изучении здоровья работающего населения проанализированы результаты дополнительной диспансеризации работающего населения Ленинградской области (отчетные данные): как по области в целом, так и по отдельным районам за период 2010-2012 г. (243 тыс. единиц наблюдения). Полученные данные были дополнены сведениями из медицинской документации (500 единиц), которые позволили выявить особенности здоровья работающих с учетом возрастно-половых, социальных различий и места проживания. Исследование проводилось на базе одного из наиболее крупных районов области. Выкопировка данных из медицинской документации проводилась на специально разработанные «Карты изучения», которые включали 20 вопросов. Полученные данные были проверены, в соответствии с составленными группировками зашифрованы, подвергнуты статистической обработке с использованием пакета прикладных программ Statistica 7. При этом были рассчитаны статистические показатели экстенсивности, их ошибки. Достоверность разности показателей оценивалась по критерию Стьюдента (степень надежности превысила 95,5%).

Результаты и их обсуждение. По данным дополнительной диспансеризации частота ранее известных хронических заболеваний составила (в расчете на 1000 населения) 1325,8, увеличившись за три года на 5,5% (в 2010-2011 г. темп прироста составлял 3,2%; в 2011-2012 г. – 2,2%). Наиболее частыми являлись болезни глаза и его придаточного аппарата (310,1‰), преимущественно миопия (143,7‰); болезни системы кровообращения (288,5‰), главным образом, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (178,8‰); костно-мышечной системы и соединительной ткани (233,1‰), мочеполовой системы (131,0‰). Далее следовали болезни нервной системы (83,8‰), эндокринной системы (79,8‰), органов пищеварения (56,5%). Ниже была частота других заболеваний (табл.1).

В динамике за три года отмечается увеличение частоты инфекционных и паразитарных болезней, новообразований (в т.ч. злокачественных), заболеваний крови и кроветворных органов, эндокринной, нервной системы, уха и сосцевидного отростка, болезней системы кровообращения (в т.ч. артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца), костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы. Наиболее устойчивой была тенденция к росту частоты заболеваний эндокринной, костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также мочеполовой системы. В 2012 г. наиболее высоким оказался темп прироста заболеваемости инфекционными болезнями, новообразованиями, потери слуха, заболеваемость болезнями нервной системы и системы кровообращения в динамике увеличивается, но темпы прироста в динамике снижаются.

В структуре хронических заболеваний преобладают болезни глаза и его придаточного аппарата (23,4%), системы кровообращения (21,8%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (17,6%), мочеполовой системы (9,9%). В динамике отчетливо увеличивается доля заболеваний нервной системы, костно-мышечной системы и мочеполовой системы.

В ходе проведения дополнительной диспансеризации вновь было выявлено 672,7 заболеваний на 1000 осмотренных. Наиболее часто выявляемыми заболеваниями были: болезни глаза и его придаточного аппарата (105,7‰), системы кровообращения (111,4‰), костно-мышечной и соединительной ткани (94,6‰), мочеполовой системы (72,4%), а также симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических лабораторных исследованиях (92,6‰).

За три сравниваемые года частота вновь выявленных заболеваний увеличилась на 73,3%. Наиболее высоким был темп прироста при заболеваниях костно-мышечной системы (121,5%), глаза (56,3%), мочеполовой системы (52,4%), нервной системы (37,3%).

В структуре вновь выявленных во время дополнительной диспансеризации заболеваний преобладают заболевания системы кровообращения (16,6%) с тенденцией к снижению в динамике; болезни глаза и его придаточного аппарата (15,7%), доля которых в динамике увеличивается; эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ (14,6%) при тенденции к снижению; костно-мышечной системы и соединительной ткани (14,1%) с наиболее выраженной (по сравнению с другими классами патологии) тенденцией к росту; мочеполовой системы (10,8%), доля которых несколько растет в динамике, а также симптомов, признаков (13,8%) (табл. 2).

Таблица 1. Частота ранее известных хронических заболеваний среди осмотренных (на 1000 осмотренных)

Таблица 1. Частота ранее известных хронических заболеваний среди осмотренных (на 1000 осмотренных)
В определенной степени об уровне «запущенности» патологии можно судить по двум показателям: проценту заболеваний, выявленных на поздней стадии, и проценту госпитализированных (из числа больных с вновь выявленными заболеваниями). Первый показатель оказался небольшим и составил 0,1%. Из числа поздно выявленных заболеваний большинство (73,7%) составили болезни системы кровообращения. Невысок (0,5%) был также процент госпитализированных из числа пациентов с впервые выявленными заболеваниями, причем в динамике он снижается (в 2010 г. показатель составлял 1,6%).

Таблица 2. Структура заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, %

Таблица 2. Структура заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, % 

На 1000 граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию (по ее результатам), были взяты под диспансерное наблюдение 163,4. В динамике за три года данный показатель сократился на 10,6%. Тенденция к увеличению показателя имеет место только при заболеваниях нервной системы и органов дыхания. Из общего числа взятых под диспансерное наблюдение почти треть (32,3%) составили пациенты с заболеваниями системы кровообращения (табл. 3). Далее с почти равным удельным весом следовали заболевания костно-мышечной (12,8%), мочеполовой (12,5%), эндокринной системы (11,2%). Ниже была доля других заболеваний. В динамике имеет место устойчивая тенденция к росту доли взятых на учет по поводу болезней нервной системы, органов дыхания, костно-мышечной и мочеполовой системы.

Изучение результатов диспансеризации в отдельных районах области показало, что в целом по области прошли дополнительную диспансеризацию 88,9% из числа подлежащих. При этом показатель колебался от 21,8% до 100%; в 9 районах он составил 100%. Динамика показателя за три сравниваемых года неоднозначна. Так, в 2010 г. он составлял 95,2%; в 2011 г. – 99,5%, а в 2012 г., как отмечалось выше, снизился до 88,9%.

По итогам диспансерного осмотра были отнесены к I группе здоровья 17,0% осмотренных, причем в динамике этот показатель снижается. По отдельным районам области показатель колеблется от 2,4% до 48,1%. На наш взгляд, столь существенные различия связаны не с реальными различиями существующего уровня здоровья, а с разными подходами (и возможностями) в выявлении и регистрации той или иной патологии. Кроме того, проведя корреляционный анализ, мы установили, что между долей осмотренных в порядке диспансеризации и долей отнесенных к I-й группе здоровья имеется обратная отрицательная связь средней силы (p=-0,36), то есть, чем больший контингент осматривается, тем меньше выявляется здоровых граждан. Четкая тенденция к снижению доли лиц с I группой здоровья отмечается как в области в целом (за 3 года показатель снизился на 18,7%), так и почти в половине (47,1%) районов.

Удельный вес граждан, отнесенных ко II-й группе здоровья, мало меняется в динамике и в 2011 г. составил 24,7% при колебаниях от 5,7% до 41,5%. Более половины (57,1%) прошедших диспансеризацию были отнесены к III-й группе здоровья (колебания показателя – от 21,0% до 86,1%). В целом по области за три года показатель изменился незначительно. Отчетливая тенденция к его росту отмечается в 4 районах. Невелика (1,1%) доля лиц, отнесенных к IV группе здоровья, причем в динамике она изменяется мало. Колебания показателя составили от 0,9 до 5,1%. 0,1% осмотренных (и только в 2012 г.) был отнесен к V группе здоровья. Указанное имело место в 6 районах.

Выборочный анализ результатов дополнительной диспансеризации работающего населения базового (для проведения исследования) района показал следующее. Были зарегистрированы хронические заболевания до проведения осмотра у 44,7% осмотренных, в т.ч. у 33,8% - одно; у 8,3% - два; у 2,7% - три и более. Имели хронические заболевания 38,3% рабочих; 47,2% служащих и 50,0% руководителей, причем среди последних выше был процент имеющих 3 и более заболеваний.

Согласно существующей нормативной базе пациенты были осмотрены всеми регламентированными специалистами, и им проводилось большое число дополнительных исследований: в среднем оно составило 12,31±0,07 (11,42±0,12 у мужчин и 12,67±0,08 у женщин). Изучение характера проведенных исследований показало следующее. Всем пациентам был сделан клинический анализ крови, биохимические исследования (общий белок, холестерин, липопротеиды низкой плотности, креатинин, мочевая кислота, билирубин, амилаза, глюкоза), клинический анализ мочи, электрокардиография, флюорография. Практически всем (96,8%) женщинам проводилось исследование на онкомаркер СА-125, маммография (98,6%), цитологическое исследование мазка из цервикального канала (98,7%). Мужчинам в 99,3% случаев проводилось исследование на простатспецифический антиген.

Таблица 3. Структура патологии у взятых под диспансерное наблюдение, %

Таблица 3. Структура патологии у взятых под диспансерное наблюдение, %

После проведения профилактического осмотра те или иные заболевания (патологические состояния) были выявлены практически у всех (90,4%) пациентов, в т.ч. одно – у 26,3%; два – у 29,6%; три и более – у 34,5%. При этом для женщин в большей степени, чем для мужчин, была характерна множественность патологии (три и более заболевания выявлялись соответственно в 40,2% и 22,2% случаев). Почти у половины (48,1%) осмотренных имелась патология органа зрения. В 40,9% случаев были выявлены отклонения от нормы биохимических показателей. Примерно у каждого пятого были выявлены болезни системы кровообращения (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и варикозное расширение вен нижних конечностей), заболевания костно-мышечной системы, новообразования (в подавляющем большинстве – доброкачественные); у 40,8% женщин имелась гинекологическая патология; в каждом десятом случае выявлялись болезни органов пищеварения и прочая патология. Интересно отметить, что среди лиц с отсутствием в анамнезе хронических заболеваний те или иные заболеваний (патологические состояния) были выявлены в 87,2% случаев (при наличии их показатель превышал 90%).

По результатам осмотра к первой группе диспансерного наблюдения были отнесены 10,7% осмотренных (11,0% мужчин и 10,6% женщин); ко второй – 31,7% (36,8% мужчин и 29,7% женщин); к третьей – 54,4% (50,0% мужчин и 56,2% женщин); к четвертой – 3,2% (2,2% мужчин и 3,5% женщин) Процент отнесенных к первой группе здоровья сокращается с 44,6% (в возрасте 20-29 лет) до 2,0% (в возрасте 60 лет и старше). В то же время, нельзя не отметить, что в возрасте до 20 лет ни один из осмотренных не был отнесен к первой группе. К IV группе были отнесены 3,1% лиц 40-49 лет; 7,5% - 50-59 лет; 4,1% - 60 лет и старше. Распределение осмотренных по группам здоровья существенно отличалось в зависимости от места работы. В частности, среди работающих на промышленных предприятиях минимальной (8,0%) была доля отнесенных к первой группе и максимальной (3,7%) – к четвертой; а среди работающих в коммерческих организациях к первой группе были отнесены 21,6% осмотренных, а к четвертой группе – никто.

По результатам профилактического осмотра почти всем (88,4%) осмотренным были даны различные рекомендации, в т.ч. 32,6% - одна; 24,9% - две; 23,5% - три и более. Их среднее число составило 1,91±0,06 (1,78±0,11 у мужчин и 1,96±0,07 у женщин). Более чем половине (52,6%) было рекомендовано наблюдение «узкого» специалиста; почти половине осмотренных были даны рекомендации по диете; трети (33,2%) было рекомендовано повторить лабораторные анализы, а почти четверти (23,8%) – провести дополнительные инструментальные исследования; каждому пятому (21,1%) рекомендовали наблюдение терапевта; 6,1% - плановую операцию.

Заключение. Проведенное исследование показало сравнительно высокий уровень распространенности хронической патологии среди работающего населения, проживающего в районных центрах и области в целом. Большую роль в ее выявлении (а также в выявлении предпатологических состояний) играют профилактические осмотры (дополнительная диспансеризация).

По уровню распространенности преобладающими являются болезни глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, костно-мышечной системы, а также мочеполовых органов. При этом в динамике имеет место увеличение частоты ранее известных заболеваний (за три года – на 5,5%) и вновь выявленной патологии (73,3%). Наиболее выраженным является увеличение частоты заболеваний костно-мышечной системы, а также глаза и его придаточного аппарата.

Частота, структура хронической патологии и распределение прошедших диспансеризацию по группам отличаются среди разных контингентов осмотренных. В частности, увеличивается частота хронических заболеваний с увеличением возраста. Удельный вес имеющих множественную патологию выше среди женщин (по сравнению с мужчинами). Соотношение групп диспансерного учета в определенной степени зависит от числа осмотренных и существующих подходов к выявлению и регистрации заболеваний (патологии).

Исследование доказало необходимость воссоздания в полной мере системы промышленной медицины в новом ее формате – медицины труда. Основной задачей Службы медицины труда должно являться управление профессиональными рисками с целью охраны здоровья работающих и с учетом конкретных условий труда. В рамках ее реализации должны осуществляться следующие функции:

- текущий санитарный контроль (включая оценку рисков различных производственных факторов);

- мониторинг состояния здоровья работающих (в т.ч. случаев временной утраты трудоспособности с их экспертизой);

- санитарно-бытовое обеспечение работников, их санитарно-гигиеническое воспитание;

- контроль за формированием безопасной производственной среды, за проведением процедуры аттестации рабочих мест;   

- консультирование всех заинтересованных сторон по вопросам требований к здоровой производственной среде, динамике показателей профессиональных рисков, адаптация трудовых процессов к способностям работников, состоянию их физического и психического здоровья;

- осуществление контроля за полнотой осмотров и реализацией данных в ходе его проведения рекомендаций;

- предупреждение производственного стресса, социально-психологи-ческая поддержка работающих.

Данная служба должна иметься во всех организациях (с дифференцированием ее структуры в зависимости от характера и особенностей трудовых процессов и организационно-функциональной структуры учреждения/ предприятия), а также необходим координирующий орган на региональном уровне.

Список использованных источников:

  1. Башкирева А.С. Связь заболеваний с профессией с позиции доказательной медицины// Матер. Всеросс. НПК. – Казань, 2011. - с. 68-70.
  2. Климова Е.В. Демографическая ситуация в России// Проблемы городского здравоохранения. Вып. 8: Сб. науч.тр. Под ред. проф. Н.И. Вишнякова. – СПб., 2013.- с.8-11.
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ №302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
  4. Прокопенко Л.В., Головкова Н.П., Чеботарев А.Г. Проблемы оздоровления условий труда, профилактики профессиональных заболеваний на предприятиях ведущих отраслей экономики // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №9. с. 6-13.
  5. Сквирская Г.П., Ильченко И.Н., Сырцова Л.Е. и др. Медицинская профилактика. Современные технологии: Руководство/ Под ред. А.И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 232 с.
  6. Синельников А.Б. Влияние социального и демографического статуса на состояние здоровья и его самооценку // Социальные аспекты здоровья населения. 2012. 6(98).
  7. Тептин С.Е. Современное состояние проблемы охраны здоровья работающего населения// Проблемы городского здравоохранения. Вып.18: Сб. науч. тр. Под ред. проф. Н.И. Вишнякова, д.м.н Ю.П.Линца.- СПб., 2013. - с.40-44.
  8. Baker E.L., Potter M.A., Jons D.R. e.a. The Public Health Infrastructure and our national`s health // Ann. Rev. Publ. Hlth. - 2005.- vol. 26. - p. 303-318.
  9. Menviella A., Stirbu I., Roskam A.J. Socioeconomic inqualities in mortality // Medicine science. - 2009.- vol. 25, №2.- p. 192-196.
  10. 1Nicholls D.A., Walton J.A., Price K. Making breathing your business: enterprising practices at the margins of orthodoxy // Health: an interdisciplinary J. for the social study of health, illness and medicine.- 2009.- vol. 13, №13.- p. 337-360.