Основные нейроиммунологические особенности часто болеющих детей

Тверская государственная медицинская академия

Институт иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН

Введение. В отечественной медицине принято выделять особую группу диспансерного наблюдения - часто болеющих детей (ЧБД). В неё относят детей и подростков, с более частыми, чем у сверстников, простудными заболеваниями. Распространенность ЧБД зависит от возраста детей и может колебаться от 10 до 80% [1, 2].

Необходимость выделения данной диспансерной группы связана не только с большой распространенностью состояния, но и с тем, что частые ОРЗ являются фактором риска формирования целого ряда заболеваний, в том числе нарушений нервно-психического развития детей и, как следствие, формирования различных невротических реакций [2-4].

В настоящее время считается, что нервной и иммунной системам присущ ряд общих свойств и функций, показано их взаимное влияние как при патологических, так и при физиологических процессах.

При этом для различных нозологических форм патологии нервной и иммунной систем характерны именно сочетанные неврологические и иммунологические расстройства [5, 6]. В это же время, нейроиммунологические особенности часто болеющих детей изучены недостаточно.

Цель исследования. Изучить особенности параметров тревожности, адаптации и негативных переживаний у ЧБД. Выявить и оценить их взаимосвязь с изменениями в иммунном статусе.

Материалы и методы. Всего осмотрено 2040 детей школьного возраста, проживающих в Тверской области. Все участники программы были осмотрены врачом аллергологом-иммунологом с выделением группы детей, часто болеющих инфекционными заболеваниями дыхательных путей.

В работе были использованы критерии, предложенные В.Ю. Альбицким и А.А. Барановым [3].

В соответствии с ними, дети в возрасте от 1 до 3 не должны переносить более 6 острых респираторных заболеваний (ОРЗ) в год, дети от 4 до 5 лет более 5 простудных заболеваний за год, а дети старше 5 лет и взрослые не должны болеть инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей чаще 4 раз год.

Все дети заполняли опросник Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой по предложенному авторами методу [7].

Это позволило оценить показатели тревожности, познавательной активности и уровень негативных переживаний. Указанные параметры оценивались на занятиях и вне учебного времени.

Исследование иммунного статуса произведено у 280 детей. Из них 208 школьников относились к группе ЧБД (мальчиков - 102 (49 %) , девочек - 106 (51%), средний возраст - 10±3,3 лет), 72 ребенка переносили ОРЗ эпизодически и были отнесены к группе контроля (группа эпизодически болеющих детей (ЭБД)) (мальчиков - 34 (47,5 %) , девочек - 38 (52,5%), средний возраст - 10±2,7 лет).

Статистически значимых различий по возрасту и полу между выделенными группами не было.

В работе использовали комплекс иммунологических тестов: фенотипирование иммунокомпетентных клеток по кластерам дифференцировки CD3+, CD19+, CD3+CD8+, CD3+CD4+, CD3+CD16+CD56+, с определением соотношения CD4/CD8, оценка концентрации сывороточных иммуноглобулинов M, G, A, изучение цитокинового профиля (INF-альфа, фактор некроза опухолей альфа (TNF-альфа)), постановка НСТ-тестов спонтанного и индуцированного.

В работе использованы методы иммуноферментного анализа и проточной цитофлюорометрии.

При оценке достоверности признаков определялись критерий Стьюдента (t) и коэффициент корреляции Пирсона (r).

Результаты и их обсуждение. Наибольшая распространенность ЧБД отмечалась в младших классах (33,3%) и в дальнейшем снижается по мере взросления ребенка.

В средней школе распространенность ЧБД составила – 24,7%, в старших классах 18,8% обследованных (р <0.0001, r > 0.6).

Результаты оценки основных психических параметров, имеющие статистически значимые различия, при сравнении между группами представлены в табл. 1.

Таблица 1. Психические и личностные особенности ЧБД и детей с эпизодическими простудными заболеваниями

Таблица 1. Психические и личностные особенности ЧБД и детей с эпизодическими простудными заболеваниями

Примечания: * р<0.0001; r>0.6; ** р<0.05; r>0.5; *** р<0.001; r>0.6; **** р<0.05; r>0.6

В группе ЧБД достоверно чаще встречались высокие показатели обычной (личностной) тревожности и тревожности на занятиях, выше уровень негативных переживаний. Подобная динамика способна привести к затруднению приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям [5].

Для детей из группы ЧДБ характерным явилось повышенное напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность.

Параметры, полученные при оценке иммунного статуса, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели иммунного статуса часто болеющих детей и детей с эпизодическими простудными заболеваниями

Таблица 2. Показатели иммунного статуса часто болеющих детей и детей с эпизодическими простудными заболеваниями

Примечания: * р<0.0001; r>0.6; ** р<0.001; r>0.5; *** р<0.005; r>0.55

При анализе результатов иммунологического обследования видно, что в группе ЧБД, достоверно ниже относительный и абсолютный уровень Т-хелперов и NK клеток, при сравнении с группой ЭБД.

При этом содержание CD3+CD4+ клеток у ЧБД выходит за границы возрастной нормы, что приводит к снижению иммунорегуляторного индекса, являющегося одним из показателей активности адаптативного иммунитета.

Снижена у детей из группы ЧБД и способность к фагоцитозу (НСТ-тест индуцированный).

Большую настороженность вызывает увеличение в группе ЧБД уровня TNF-альфа и IgG.

На момент лабораторного обследования все дети находились в состоянии относительного клинического здоровья, и выявленные изменения, типичные для острых или хронических воспалительных реакций, указывают на значимость влияния частых респираторных инфекций на здоровье школьников.

Таким образом, мы видим сочетанные нарушения как психических (уровень тревожности и негативных переживаний), так и иммунологических (показатели клеточного иммунитета, фагоцитоза, уровень TNF-альфа и IgG) параметров у ЧБД.

Это позволяет говорить о комплексных нейроиммунологических особенностях, присущих данной категории детей.

Безусловно, взаимное влияние иммунологических и психологических параметров требует дальнейшего изучения, но данные, полученные в ходе исследования, подчеркивают важность выделения диспансерной группы ЧБД, показывают значимость проводимых профилактических мероприятий и позволит их совершенствовать.

Выводы

1) Распространенность часто болеющих детей в Тверской области является чрезвычайно высокой и колеблется от 18,8% до 33,3% в зависимости от возраста.

2) У часто болеющих детей достоверно чаще отмечаются высокие показатели тревожности и негативных переживаний.

3) При оценке иммунного статуса часто болеющих детей отмечен достоверно более низкий уровень Т-хелперов и NK-клеток, снижение иммунорегуляторного индекса и НСТ-теста индуцированного, повышение уровня TNF-альфа и IgG при сравнении с группой эпизодически болеющих детей.

4) Сочетание иммунологических и психологических показателей позволяет говорить о комплексных нейроиммунологических изменениях в диспансерной группе часто болеющих детей.

Список использованных источников:

1. Иванова Н.А. Часто болеющие дети: нужны ли иммуномодуляторы// Пульмонология и аллергология. – 2001.- №4. –С. 18-20.

2. Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии// Педиатрия. – 2005. -№1. – С. 66–74.

3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. – М.: Медицина, 1986.

4. Коровина Н.А., Заплатников А.Л. и соавт. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: руководство для врачей. - М.: Медицина, 2001.

5. Корнева Е.А. Введение в иммунофизиологию.- СПб.: Элби, 2003.- 48 с.

6. Магаева С.В., Морозов С.Г., Грибова И.Е. Психонейроиммунология как область психосоматики// Нейроиммунология. 2006. Т. IV, №3-4, с. 4-15.

7. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002.