Распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы среди организованных детей

Ташкентский институт усовершенствования врачей, Узбекистан

Одним из факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, является действие мышц челюстно-лицевого комплекса, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы. Нарушение же функции в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов является мощным этиологическим фактором возникновения аномалий положения зубов и челюстей, приводящих к аномалиям прикуса [4,9,10], деформациям лицевого скелета и мышц шеи [1]. Миодинамический баланс может быть нарушен между круговой мышцей рта, подбородочной, мышцами дна полости рта, а также между жевательными и щечными мышцами [15].

Нарушение миодинамического равновесия может возникнуть уже в раннем детском возрасте (например, вследствие вредных привычек), поскольку организм находится под влиянием не только биологических, но и социальных факторов (например, характер вскармливания) [8]. Отмечено, что вредные привычки влияют на изменения профиля лица и в 71,8% являются ведущим этиологическим фактором возникновения и развития зубочелюстных аномалий [4,5,7,12,19,20]. Чем сильнее выражены вредные привычки у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий [18]. Данные Н.Н. Бажанова подтвердили, что у 20% детей в возрасте 4-5 лет выявлены те или иные вредные привычки, у 75% из них обнаружены зубочелюстные аномалии [2]. По данным К. Guaba и соавт., к 15 годам патологические привычки сосания сохраняются у 10,3% детей [22]. По сведениям И.М. Тепериной, распространённость вредных привычек среди детей 3-15 лет выглядит следующим образом: инфантильное глотание — 31,6%; ротовое дыхание — 15,5%; нарушение жевания — 2,5%; нарушение речи — 4,4% [15].

Некоторые авторы отмечают взаимосвязь между психоневрологическими состояниями и миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы, приводящих к нарушению роста и развития челюстей [11,12]. Зубочелюстные аномалии встречаются значительно чаще среди детей, имеющих сопутствующие соматические заболевания, например, заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, и среди детей, имеющих вредные привычки и нарушения функций зубочелюстной системы [1,3,5,21]. S. Goto и соавт. отметили, что в основе привычек сосания лежат психологические проблемы ребенка. К.В. Седых и В.Д. Куроедова обнаружили четкую этиологическую связь у 65 % детей 4-5 лет с нарушениями прикуса с вредными привычками, которые являются проявлением невротических нарушений [13]. A.Geis и H. Piarelle определили, что уровень невротизации у детей с вредными привычками выше, период проявлений и степень выраженности этих вредных привычек зависят от ситуации, в которой находится ребенок [22].

Широкая распространенность зубочелюстных аномалий настоятельно диктует необходимость ранней диагностики миофункциональных нарушений, являющихся причиной большинства аномалий зубочелюстно-лицевого комплекса [5,9,10,15,16].

В отечественной литературе (Узбекистан) мы не нашли данных об изучении распространенности миофункциональных нарушений зубочелюстной системы среди детей дошкольного и школьного возраста нашего региона.

Цель исследования. Изучить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей дошкольного и школьного возраста на примере города Ташкента.

Задачи исследования:

1) Изучить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей 3-6 лет и 7-11 лет;

2) Выявить наиболее часто встречающиеся миофункциональные нарушения у детей 3-6 лет и 7-11 лет;

3) Выяснить имеется ли взаимосвязь между миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы и психоневрологическим статусом у организованных детей.

Материал и методы исследования. В Юнус-абадском районе г. Ташкента проведен осмотр 2800 детей в возрасте 3-6 лет (в детских садах) и 7-12 лет (в школах) с целью выявления частоты встречаемости миофункциональных нарушений челюстно-лицевой области. Все дети были распределены на 2 группы по возрасту и полу.

Таблица 1. Распределение обследованных в зависимости от пола и возраста

Таблица 1. Распределение обследованных в зависимости от пола и возраста

При клиническом осмотре детей 3-6 лет миофункциональные нарушения в зубочелюстной системе выявлены в 77,8% случаях, формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии в 69,7%случаях.

Рис. 1. Ребенок 3 года. Вертикальная резцовая дизокклюзия, нарушение носового дыхания (вредная привычка - сосание соски-пустышки). Рис. 1. Ребенок 3 года. Вертикальная резцовая дизокклюзия, нарушение носового дыхания (вредная привычка - сосание соски-пустышки).

Рис. 1. Ребенок 3 года. Вертикальная резцовая дизокклюзия, нарушение носового дыхания (вредная привычка - сосание соски-пустышки).

У детей 7-12 лет выявлено: миофункциональных нарушений в 47,9%, а зубочелюстные аномалии – в 63,4% случаях.

 Важно отметить, что у детей с физиологической окклюзией так же встречались миофункциональные нарушения в 40,5 % случаях у детей дошкольного возраста и в 32,8% - у детей школьного возраста.

Таблица 2. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и зубочелюстными аномалиями (ЗЧА)

Таблица 2. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и зубочелюстными аномалиями (ЗЧА)

Наиболее часто встречающимися миофункциональными нарушениями у детей 3-6 лет являлись вредные привычки, затем нарушения глотания, речи, дыхания и жевания. У детей 7-12 лет наиболее часто встречались нарушения дыхания, глотания, вредные привычки, жевания и речи. Это отражено на рис 2.

Рисунок 2. Распределение миофункциональных нарушений в зависимости от их вида.

Рисунок 2. Распределение миофункциональных нарушений в зависимости от их вида.

Всем детям проводилось анкетирование для выявления Синдрома гиперактивности и дефицита внимания и минимальных мозговых дисфункций (СДВГ и ММД) [6]. Ее заполняли родители. Анкета содержала вопросы по 76 симптомам, которые могут наблюдаться при различных формах СДВГ и ММД. По ответам на вопросы можно не только зафиксировать те или иные симптомы, но и оценить степень их выраженности в баллах. Дети были распределены на 2 группы с миофункциональными нарушениями и без них.

Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них них в зависимости от психоневрологического статуса в (%)

Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них них в зависимости от психоневрологического статуса в (%)

Выводы. Высокий процент миофункциональных нарушений у детей дошкольного возраста диктует необходимость их ранней диагностики и коррекции на начальных этапах развития. Ранее не устраненные миофункциональные нарушения не имеют тенденции к саморегуляции и способствуют формированию зубочелюстных аномалий, что, в свою очередь, усугубляет лечение сформированных зубочелюстных аномалий и деформаций, и сохранение стабильности результатов ортодонтического лечения. Имеется тесная взаимосвязь между наличием миофункциональных нарушений в зубочелюстной системе и психосоматическим статусом у детей.

Список использованных источников:

  1. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н. Ортодонтия. – М.: МЕДпресс- информ. – 2008. – С.60-66.
  2. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учеб. для мед. вузов. - М.: ГЭОТАР- Медицина. - 2001. - С.277-279.
  3. Гасимова З.В. Взаимосвязь зубочелюстных аномалий с ротовым дыханием, нарушением осанки и способы комплексного лечения// Стоматология для всех. – 2003. - №2. – С.22-25.
  4. Данилова М.А., Гвоздева Ю.В. Состояние общесоматического статуса у детей с выраженными миофункциональными нарушениями в раннем детском возрасте// Ортодонтия. - 2009. - №3. - С.6-8.
  5. Дистель В.А., Сунцов В.Г., Вагнер В.Д. Пособие по ортодонтии. - М. -2000. - 56 с.
  6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Academia. - 2005. - 255с.
  7. Образцов Ю.Л. Выявление и устранение факторов риска возникновения зубочелюстных аномалий у детей. – Архангельск. – 1990.- 25 с.
  8. Окушко В.П. Сага о зубах. - Тирасполь: РИО ПГУ. - 2003. - 191с.
  9. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. - М.: Медицина. - 2004. - С. 112-118.
  10. Персин Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. - М., 2007. - С-105-128.
  11. Рублева И.А., Слабковская А.Б., Персин А.С. Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями// Российская стоматология – 2008. - №1. – С.52-55.
  12. Сальковская Е.А. Нарушение смыкания губ и глотания, методы их диагностики и устранения с целью профилактики рецидивов аномалий прикуса: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1981. - 17с.
  13. Седых К.В., Куроедова В.Д. Результаты психокоррекции у детей с невротическими привычными действиями// Актуальные вопросы психиатрической практики. - Вып. 7. - Полтава, 1993. - С. 114-118.
  14. Фаррел К. Коррекция вредных миофункциональных привычек у детей// Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний. - 2003. - № 1-2. - С. 14-18.
  15. Хорошилкина Ф.Я., Персии Л.С., Окушко-Калашникова В.П. Ортодонтия. Кн. IV. - М., 2005. - 25-48.
  16. Чапала В.М. Кто займется профилактикой? Проблемы ранней диагностики и коррекции аномалий прикуса у детей дошкольного возраста// Стоматология детского возраста.- 2004.- №1-2.-С.10-12.
  17. Яковлева М.Б. Особенности когнитивной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности// Российский научный журнал. 2009. - №3 (10). - С. 220-225.
  18. Green S. That little thumb can do an awful amount of damage// Int.J. Orofacial Myol. - 2005.-P.67-80.
  19. Maciel C.T., Leite I.C. Etiological aspects of anterior open bite and its implications to the oral functions// Pro Fono. - 2005. - Vol. 17, N 3. - P.293-302.
  20. Tausche E., Luck O., Harzer W. Prevalence of malocclusions, in early mixed dentition and orthodontic treatment need// Eur. J. Orthod. - 2004. - Vol. 26, №3.-P: 237-244.
  21. Gois E.G. at al. Influence of Nonnutritive Sucking Habits, Breathing Pattern and Adenoid Size on the Development of Malocclusion// The Angle Orthodontist.- 2007.- Vol. 78.- No. 4.- С 647-654.
  22. Geis A., Piarulle H. Psychological Aspects of Prolonged Thumbsucking Habits// Journal of Clinical Othodontics. - 1988. - Aug. - P. 492-495.