Одним из факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, является действие мышц челюстно-лицевого комплекса, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы. Нарушение же функции в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов является мощным этиологическим фактором возникновения аномалий положения зубов и челюстей, приводящих к аномалиям прикуса [4,9,10], деформациям лицевого скелета и мышц шеи [1]. Миодинамический баланс может быть нарушен между круговой мышцей рта, подбородочной, мышцами дна полости рта, а также между жевательными и щечными мышцами [15].
Нарушение миодинамического равновесия может возникнуть уже в раннем детском возрасте (например, вследствие вредных привычек), поскольку организм находится под влиянием не только биологических, но и социальных факторов (например, характер вскармливания) [8]. Отмечено, что вредные привычки влияют на изменения профиля лица и в 71,8% являются ведущим этиологическим фактором возникновения и развития зубочелюстных аномалий [4,5,7,12,19,20]. Чем сильнее выражены вредные привычки у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий [18]. Данные Н.Н. Бажанова подтвердили, что у 20% детей в возрасте 4-5 лет выявлены те или иные вредные привычки, у 75% из них обнаружены зубочелюстные аномалии [2]. По данным К. Guaba и соавт., к 15 годам патологические привычки сосания сохраняются у 10,3% детей [22]. По сведениям И.М. Тепериной, распространённость вредных привычек среди детей 3-15 лет выглядит следующим образом: инфантильное глотание — 31,6%; ротовое дыхание — 15,5%; нарушение жевания — 2,5%; нарушение речи — 4,4% [15].
Некоторые авторы отмечают взаимосвязь между психоневрологическими состояниями и миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы, приводящих к нарушению роста и развития челюстей [11,12]. Зубочелюстные аномалии встречаются значительно чаще среди детей, имеющих сопутствующие соматические заболевания, например, заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, и среди детей, имеющих вредные привычки и нарушения функций зубочелюстной системы [1,3,5,21]. S. Goto и соавт. отметили, что в основе привычек сосания лежат психологические проблемы ребенка. К.В. Седых и В.Д. Куроедова обнаружили четкую этиологическую связь у 65 % детей 4-5 лет с нарушениями прикуса с вредными привычками, которые являются проявлением невротических нарушений [13]. A.Geis и H. Piarelle определили, что уровень невротизации у детей с вредными привычками выше, период проявлений и степень выраженности этих вредных привычек зависят от ситуации, в которой находится ребенок [22].
Широкая распространенность зубочелюстных аномалий настоятельно диктует необходимость ранней диагностики миофункциональных нарушений, являющихся причиной большинства аномалий зубочелюстно-лицевого комплекса [5,9,10,15,16].
В отечественной литературе (Узбекистан) мы не нашли данных об изучении распространенности миофункциональных нарушений зубочелюстной системы среди детей дошкольного и школьного возраста нашего региона.
Цель исследования. Изучить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей дошкольного и школьного возраста на примере города Ташкента.
Задачи исследования:
1) Изучить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей 3-6 лет и 7-11 лет;
2) Выявить наиболее часто встречающиеся миофункциональные нарушения у детей 3-6 лет и 7-11 лет;
3) Выяснить имеется ли взаимосвязь между миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы и психоневрологическим статусом у организованных детей.
Материал и методы исследования. В Юнус-абадском районе г. Ташкента проведен осмотр 2800 детей в возрасте 3-6 лет (в детских садах) и 7-12 лет (в школах) с целью выявления частоты встречаемости миофункциональных нарушений челюстно-лицевой области. Все дети были распределены на 2 группы по возрасту и полу.
Таблица 1. Распределение обследованных в зависимости от пола и возраста
При клиническом осмотре детей 3-6 лет миофункциональные нарушения в зубочелюстной системе выявлены в 77,8% случаях, формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии в 69,7%случаях.
Рис. 1. Ребенок 3 года. Вертикальная резцовая дизокклюзия, нарушение носового дыхания (вредная привычка - сосание соски-пустышки).
У детей 7-12 лет выявлено: миофункциональных нарушений в 47,9%, а зубочелюстные аномалии – в 63,4% случаях.
Важно отметить, что у детей с физиологической окклюзией так же встречались миофункциональные нарушения в 40,5 % случаях у детей дошкольного возраста и в 32,8% - у детей школьного возраста.
Таблица 2. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и зубочелюстными аномалиями (ЗЧА)
Наиболее часто встречающимися миофункциональными нарушениями у детей 3-6 лет являлись вредные привычки, затем нарушения глотания, речи, дыхания и жевания. У детей 7-12 лет наиболее часто встречались нарушения дыхания, глотания, вредные привычки, жевания и речи. Это отражено на рис 2.
Рисунок 2. Распределение миофункциональных нарушений в зависимости от их вида.
Всем детям проводилось анкетирование для выявления Синдрома гиперактивности и дефицита внимания и минимальных мозговых дисфункций (СДВГ и ММД) [6]. Ее заполняли родители. Анкета содержала вопросы по 76 симптомам, которые могут наблюдаться при различных формах СДВГ и ММД. По ответам на вопросы можно не только зафиксировать те или иные симптомы, но и оценить степень их выраженности в баллах. Дети были распределены на 2 группы с миофункциональными нарушениями и без них.
Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них них в зависимости от психоневрологического статуса в (%)
Выводы. Высокий процент миофункциональных нарушений у детей дошкольного возраста диктует необходимость их ранней диагностики и коррекции на начальных этапах развития. Ранее не устраненные миофункциональные нарушения не имеют тенденции к саморегуляции и способствуют формированию зубочелюстных аномалий, что, в свою очередь, усугубляет лечение сформированных зубочелюстных аномалий и деформаций, и сохранение стабильности результатов ортодонтического лечения. Имеется тесная взаимосвязь между наличием миофункциональных нарушений в зубочелюстной системе и психосоматическим статусом у детей.