Миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области в последнее время становятся серьезной проблемой, и встречаются как у детей, так и у взрослых. Многие исследователи подчеркивают значимость миофункционального фактора в формировании зубочелюстных аномалий и деформаций. Еще в прошлом веке многие ученые указывали, что одной из основных причин большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области является неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также нарушение функций дыхания, глотания и рече-образования. [5,6,8,15,17,19].
Парафункции мышц, окружающих зубные ряды, способствуют недоразвитию и смещению нижней челюсти, вызывают нарушение положения отдельных зубов, групп зубов, изменение формы зубных рядов, нарушения прикуса в сагиттальном, трансверсальном и вертикальном направлениях.
Миофункциональные нарушения в зубочелюстно-лицевой области нередко обусловлены вредными привычками, что приводит к возникновению аномалий прикуса [4,5,9,11,14,17].
Некоторые авторы отмечают взаимосвязь между психоневрологическими состояниями и миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы, приводящих к нарушению роста и развития челюстей [13,14]. Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) встречаются значительно чаще среди детей, имеющих сопутствующие соматические заболевания, например, заболевания ЛОР-органов, неврологические заболевания, и среди детей, имеющих вредные привычки и нарушения функций зубочелюстной системы [1,3,5,7,10,18,21]. S. Goto и соавт. [23] отметили, что в основе привычек сосания лежат психологические проблемы ребенка. К.В. Седых и В.Д. Куроедова [16]обнаружили четкую этиологическую связь у 65% детей 4-5 лет с нарушениями прикуса с вредными привычками, которые являются проявлением невротических нарушений. A.Geis и H. Piarelle [22] определили, что уровень невротизации у детей с вредными привычками выше, период проявлений и степень выраженности этих вредных привычек зависят от ситуации, в которой находится ребенок. S.Green [24] считает, что вредные привычки для детей являются успокаивающим средством в каких-либо стрессовых ситуациях, и чем сильнее они выражены у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий и деформаций.
Вредные привычки представляют собой патологические привычные действия, в основе которых лежит болезненная фиксация определенных произвольных действий, свойственных чаще всего детям раннего возраста и являются одним из проявлений психоневрологических нарушений. Отмечено, что вредные привычки влияют на изменения профиля лица и в 71,8% являются ведущим этиологическим фактором возникновения и развития зубочелюстных аномалий [4,5,7,12,14,18,21]. Чем сильнее выражены вредные привычки у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий [19]. Данные Н.Н. Бажанова [2] подтвердили, что у 20% детей в возрасте 4-5 лет выявлены те или иные вредные привычки, у 75% из них обнаружены ЗЧА. По данным К. Guaba и соавт. [25] к 15 годам патологические привычки сосания сохраняются у 10,3% детей.
Определение активности жевательных и мимических мышц, в клинике может быть использовано для уточнения миогенного фактора и повышения эффективности ортодонтического лечения, а также для определения продолжительности проходящего ретенционного периода после лечения [19, 20, 25].
Данные литературы о частоте встречаемости психоневрологических нарушений и их влиянии на формирование ЗЧА противоречивы, что и определило цель и задачи исследования.
Цель нашего исследования: определить, имеется ли взаимосвязь между миофункциональными нарушениями зубочелюстной системы и психоневрологическим статусом у детей 5-7 лет.
Задачи исследования:
- Определить распространенность миофункциональных нарушений зубочелюстной системы у детей в возрасте 5-7 лет;
- Выявить наиболее часто встречаемые миофункциональные нарушения;
- Изучить функциональную активность мышц зубочелюстной системы в зависимости от их взаимосвязи с психоневрологическим статусом детей.
Материал и методы исследования. Всем пациентам проведено клиническое обследование с применением дополнительных методов диагностики. Клиническое обследование включало осмотр лица, полости рта, функциональные пробы, сбор анамнеза у родителей ребенка. Дополнительными методами были: электромиографическое исследование, анкетирование родителей на определение психоневрологического статуса их ребенка.
Обследовано 110 детей в возрасте 5-7 лет. Все дети были распределены на 2 группы. Первую группу составили дети с физиологической окклюзией - 32, вторую - дети с наличием ЗЧА - 78.
Распространенность миофункциональных нарушений у детей 5-7 лет в зависимости от вида представлена в табл. 1
Таблица 1. Распространенность миофункциональных нарушений у детей 5-7 лет в зависимости от вида
Всем детям проведено электромиографическое исследование на аппарате Нейрософт (Россия). Изучали биоэлектрические потенциалы правых и левых височных, жевательных мышц и круговой мышцы рта.
На коже, в области моторной зоны исследуемой мышцы пациента параллельно мышечным волокнам фиксировали одноразовые самоклеющиеся электроды диаметром 10 мм на основе хлорида серебра (с нанесенным гелем – проводником) с положительными и отрицательными полюсами, активные датчики и заземляющий пассивный датчик. ЭМГ проводили, используя функциональные тесты (пробы):
- относительный физиологический покой нижней челюсти (зубные ряды разомкнуты, зубы слегка сомкнуты);
- физиологическая окклюзия;
- максимальное волевое смыкание зубных рядов.
Основным показателем, отражающим функциональное состояние исследуемой мышцы, является величина амплитуды биоэлектрических потенциалов (БП). Все дети были распределены на две группы: основная - дети с наличием миофункциональных нарушений (76), группа сравнения - дети с отсутствием миофункциональных нарушений (34). В группе сравнения показатели, отражающие биоэлектрическую активность мышц, количество жевательных движений и продолжительность жевательного периода, соответствуют возрастной норме.
Таблица 2. Амплитуда биопотенциалов собственно жевательных мышц у детей по группам наблюдений в возрасте 5-7лет (M±m)
В основной группе показатели снижены и достоверно отличаются от аналогичных в группе сравнения в каждом возрастном периоде. Нарушение функции собственно жевательных мышц у пациентов основной группы наблюдения создает предпосылки для формирования аномалий окклюзии.
Всем пациентам обеих групп проводилось анкетирование родителей для выявления Синдрома гиперактивности и дефицита внимания и Минимальных мозговых дисфункций (СДВГ и ММД) [7]. Ее заполняли родители. Анкета содержала вопросы по 76 симптомам, которые могут наблюдаться при различных формах СДВГ и ММД. В ее общей части дается характеристика основных трудностей в поведении и обучении, указываются перенесенные ребенком заболевания. Помимо балльной оценки отдельных симптомов дается количественная оценка поведения по специальным шкалам (путем суммирования баллов за несколько сочетающихся друг с другом симптомов). Такой подход позволяет давать качественную и количественную характеристику имеющихся расстройств. Анкета содержит также вопросы по симптомам расстройств, с которыми СДВГ и ММД часто сочетаются.
Таблица 3. Распределение детей с миофункциональными нарушениями и без них, в зависимости от психоневрологического статуса
Выводы
1) Распространенность миофункциональных нарушений у детей с ЗЧА сохраняет высокую стабильность;
2) Наиболее распространенным видом миофункциональных нарушений являются вредные привычки;
3) Среди детей с ЗЧА вредные привычки встречаются чаще (69%) , чем другие миофункциональные нарушения;
4) Имеется тесная взаимосвязь между психоневрологическим статусом ребенка и вредными привычками, приводящими к зубочелюстным аномалиям;
5) Среди детей с миофункциональными нарушениями психоневрологические симптомы наиболее выражены, чем у детей с отсутствием миофункциональных нарушений.
Таким образом, при планировании ортодонтического лечения необходимо учитывать психоневрологический статус пациента, что поможет достичь устойчивого результата лечения, а также нормального функционирования зубочелюстной системы.