Гигиеническая грамотность и медицинская активность семьи как основа профилактики стоматологических заболеваний у детей с врожденной челюстно-лицевой патологией

Ижевская государственная медицинская академия

Основы здоровья каждого поколения закладываются в семье, являющейся важнейшей социально-демографической группой и единицей первичной амбулаторно-поликлинической помощи, выполняющей функции гигиенического воспитания, профилактики заболеваний и реабилитации членов семьи [1, 4].

Анализ сложившихся подходов к организации лечебной помощи и восстановительной терапии позволяет утверждать, что в проблеме реабилитации пациентов с расщелинами губы и неба, существуют еще до конца не реализованные резервы комплексного воздействия на организм ребенка. Несмотря на огромные успехи, которые были достигнуты в лечении этих детей, особенно хирургами-стоматологами, до настоящего времени остаются не полностью разрешенными вопросы оказания терапевтической стоматологической помощи таким больным [5].

Недостаточное внимание к гигиеническим мероприятиям в полости рта является причиной, условием и следствием различных видов стоматологической патологии. Как причина, они приводят к возникновению заболеваний; как условие, они способствуют его развитию и прогрессированию; как следствие, в большинстве случаев при заболеваниях полости рта пациенты прекращают соблюдать гигиену полости рта в силу тех или иных причин, что, в свою очередь приводит к ухудшению состояния и обострению в течение заболевания [7].

Без правильного понимания основополагающих принципов гигиены полости рта не может быть правильного ее действия, направленного на предохранение, предупреждение возникновения, развития и интенсивного течения стоматологических заболеваний за счет сохранения здоровья зубов и других органов и тканей полости рта [6].

Одним из основных критериев медицинской функции является медицинская активность, характеризующая поведение человека в связи с персональной оценкой своего здоровья и здоровья окружающих, выполнение медицинских рекомендаций, посещение лечебно-профилактического учреждения с профилактической целью и при заболевании, характер лечения, самолечения [3]. Медицинская активность – важнейший фактор здорового образа жизни, являющейся основой первичной профилактики заболеваний, предупреждения развития хронического заболевания, его рецидивирования [2].

К важным характеристикам социально-экономического статуса относятся уровень образования и социально-профессиональная принадлежность членов семей. Образовательный уровень семей, имеющих детей с расщелинами был ниже: 72,6% отцов и 69,9% матерей имели среднее, 8,3% матерей и 15,9% отцов – среднее специальное образование, высшее и незаконченное высшее отмечено у 11,4% отцов и 21,7% матерей. Образовательный уровень семей, имеющих здоровых детей: 36,1% отцов и 37,3% матерей имели среднее; 30,3% матерей и 34,1% отцов – среднее специальное образование, высшее и незаконченное высшее отмечено у 29,8% отцов и 32,4% матерей (табл.1).

Таблица 1. Распределение обследованных по уровню образования (на 100 опрошенных)

Таблица 1. Распределение обследованных по уровню образования (на 100 опрошенных)

Анализ профессионального статуса показал, что половина (53,1%) супругов работали на промышленных предприятиях, в бюджетной сфере – 30,3%; занимались бизнесом – 2,0%; находились на пенсии и занимались домашним хозяйством 7,2%. В сельских районах супруги преимущественно были заняты в сельском хозяйстве (47,8%); работали в бюджетной сфере – 30,5%, занимались домашним хозяйством и находились на пенсии – 8,3%.

В процессе исследования установлено, что большинство семей имели низкий уровень медицинской активности. Рекомендации по совершенствованию образа жизни и гигиенического поведения выполнялись меньше половины семей. Основной мотивацией для несоблюдения режима дня и невыполнения оздоровительных мероприятий у 55,7% матерей и 35,1% отцов являлась нехватка времени, не считали нужным их соблюдение и проведение соответственно 23,1% и 55,4%. Это привело к тому, что практически все дети (74,3%) не выполняют закаливающие процедуры.

В целом рекомендации по совершенствованию образа жизни и гигиенического поведения выполнялись только третью родителей: соответственно 32,6% и 29,7% опрошенных. И это вполне объяснимо, так как прием лекарств не требует практически никаких усилий, изменение же сложившихся стереотипов питания и других характеристик образа жизни возможно только при большом желании и усилиях, как самого больного, так и участкового врача и свидетельствует о необходимости серьезной работы с семьями и резервах снижения общей заболеваемости за счет более быстрого восстановления ее при осуществлении всего комплекса профилактических мер.

В связи с высокой неудовлетворенностью (18,6% - каждая пятая семья) медицинской помощью части семей и довольно широким распространением самолечения представлял интерес анализа причин этого. Первое место занимали нравственно-этические характеристики врача: невнимательность, постоянная спешка, недостаточный уровень культуры. На них указали 33,2% матерей, 30,7% отцов. Может быть поэтому, части пациентов рекомендации врача по совершенствованию гигиенического поведения и казались неубедительными. Обращает внимание на себя, что в числе других основных причин неудовлетворенности были такие, как отсутствие интереса врачей к образу жизни семьи (21,7% матерей и 18,4% отцов), отсутствие советов по сохранению здоровья (43,9% и 37,5%, соответственно). Отсутствие контроля медицинского персонала за выполнением рекомендаций, сделанных раньше, не удовлетворяло 5,9% матерей и 6,7% отцов.

После рождения ребенка с расщелиной губы и/или неба помимо психологических проблем родители испытывают трудности при кормлении и гигиеническом уходе за полостью рта ребенка. Невозможность полноценного кормления приводит к тому, что ребенок становится более капризным, плохо спит, беспокоен. Все это негативно сказывается на всех членах семьи. Плохая гигиена полости рта и таких детей приводит к росту числа воспалительных заболеваний. Для предупреждения этих негативных явлений необходимо обучать родителей навыкам, как кормления, так и гигиенического ухода за полостью рта, своевременно выявлять факторы, ухудшающие эти процессы.

При опросе родителей детей с врожденными расщелинами губы и/или неба было выявлено, что 100% матерей нуждались в специальном обучении навыкам кормления и уходу за полостью рта. В свою очередь родители детей с данной патологией не имели информации о том, где можно получить данные навыки, вследствие чего своевременного обращения к специалистам не было.

Нами была выявлена положительная тенденция: большинство (76,4%) семей предпочитало бы получать информацию от лечащих врачей, что свидетельствует о необходимости обучения родителей. Интересен тот факт, что 35,0% матерей здоровых детей выразили мнение, что тоже нуждались в обучении, а 11,7% матерей испытывали трудности при кормлении здоровых детей.

Большинство родителей считают, что ортодонтическое лечение требует более пристального внимания к гигиене полости рта. Практически у всех родителей гигиенический уход за ортодонтической аппаратурой не вызывает никаких сложностей, но лишь 80,3% родителей выполняют все рекомендации врачей. Зубную щетку меняют раз в 3-4 месяца 30,3%, раз в 2 месяца – 60,6% детей группы наблюдения (55,5% и 45,4% в группе сравнения, соответственно). Половина детей, носящих ортодонтическую аппаратуру постоянно, чистят зубы и аппарат два раза в день, вторая половина предпочитает проводить гигиенические мероприятия в полости рта после каждого приема пищи. Необходимость использовать при этом флоссы (зубные нити) отметили половина родителей детей с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП), что в 1,7 раза меньше, чем в группе сравнения, а 27,0% родителей вообще не знали что это такое. И только 10,0% детей группы наблюдения их в действительности используют, в группе сравнения же при 85,0% убежденности в необходимости их применения не использовал никто. Необходимость применения пенки отметили 17,0% родителей в группе наблюдения и 25,0% в группе сравнения, остальные родители не знали, что подобное средство гигиены вообще существует. В арсенале средств гигиены полости рта у большинства детей обеих групп не присутствуют ополаскиватели для полости рта (80,0-87,0%).

Необходимость ухода за полостью рта с момента рождения ребенка отметили по 32,2% родителей, после прорезывания первого зуба – 48,5% (32,3% и 61,1% в группе сравнения, соответственно), и лишь после прорезывания всех молочных зубов - 19,3% родителей группы наблюдения.

Большинство родителей обеих групп считают, что необходимо чистить зубы (71,0% и 83,3%) 2 раза в день. В 4,5 раза больше, чем в группе сравнения, родителей детей с ВЧЛП (25,8%) отметили необходимость чистки зубов ребенку после каждого приема пищи; и 77,4% - чистить язык ребенку.

Преобладающее число детей чистят зубы традиционно с применением зубной щетки и пасты. А 16,1% родителей группы наблюдения заменяют зубную пасту пенкой. Возможность использования ребенком зубного эликсира для ухода за полостью рта отметили практически треть родителей. Выбирать средства и предметы гигиены после консультации врача-специалиста предпочитают 61,3% родителей детей с ВЧЛП, что в 3 раза больше, чем в группе сравнения. Необходимость замены детской зубной щетки по мере ее износа, без учета времени использования, отметили 16,1% родителей, по мере ее износа, не более чем через 3 месяца 25,8%, и не считают нужным 27,7% родителей.

На вопрос «Как часто необходимо посещать врача-стоматолога детского?» 44,4% родителей ответили – 1 раз в полгода, но посещают данного специалиста раз в полгода лишь 20,0% детей. При этом посещение стоматолога детского проходили с целью пломбирования кариозных зубов у 66,6% детей, что в два раза превысило число детей, проходящих очередной курс профилактических мероприятий.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что большинство родителей детей с врожденной челюстно-лицевой патологией имеют низкий уровень гигиенической грамотности и медицинской активности. Все это свидетельствует о необходимости введения в систему реабилитации ребенка обучающие курсы для родителей и всех специалистов, с которыми сталкиваются матери сразу после рождения ребенка.

Своевременное посещение специалистов, знание алгоритма лечебно-профилактических мероприятий, уход за ребенком и методичное выполнение всех рекомендаций специалистов – все это элементы тесного сотрудничества между всеми членами семьи, без которого невозможно добиться хороших результатов.

Список использованных источников:

  1. Медицинская активность и информированность современной семьи по вопросам рождения и воспитания здорового ребенка/ Л.В. Абольян, В.А. Полесский, А.Н. Коломенская, И.Ю. Самусенко, А.Р. Нонина// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2002. – №5. – С. 33-36.
  2. Дымова, И.А. Характеристика и динамика показателей здоровья детей первого года жизни в семьях разной медицинской активности: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Н. Новгород, 2004. – 26 с.
  3. Лисицын, Ю.П. «Модус» здоровья россиян// Экономика здравоохранения. – 2001. – № 2. – С. 32-37.
  4. Оценка качества жизни как критерия эффективности лечения больных с хронической патологией/ Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина, Е.Ю. Шкатова// Здравоохранение. — 2006. – №10. – С.43-47.
  5. Особенности лечения кариеса зубов у детей с врожденной расщелиной губы и неба/ С.В. Чуйкин, Ю.В. Андрианова, А.А. Колесник// Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения: матер. III Всерос. НПК. – М.: МГМСУ, 2009. – С. 338-339.
  6. Улитовский, С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта: Учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2005.
  7. Улитовский С.Б. Практическая гигиена полости рта. - М.: Новое в стоматологии, 2002.