Генезис психофизиологического развития детей

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Курганская область

Ребенок - социальное существо. Вплетенный в социальное, лишен основного средства общения — речи. Это период до конца первого года жизни, когда он развивается в физиологическом, психологическом и социальном плане пройдя сложный путь от беспомощного новорожденного с набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть и слушать, действовать и привлекать внимание, радоваться и огорчаться.

С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. Особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза. Созревание мозга и организма ребенка происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу.

Исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения.

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защитой, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

Внешнее проявление кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения его потребностей.

Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и с появлением самостоятельной ходьбы. Он указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остается и совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной.

Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года десятью месяцами, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих его желание [1].

Он охарактеризовал кризис первого года так: речь есть первый момент в содержании данного кризиса. Можно говорить о наличии латентного периода в становлении речи, который длится, по Л.С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента – он указал на особенности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Эмоции здесь примитивные.

Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека.

Организм младенца регулирует биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на само приказе или приказе со стороны взрослых. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней.

Эти периоды называются кризисными. При этом наблюдается нарушение всех биоритмических процессов (сон - бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис одного года остается малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой - этот кризис, по терминологии Ю.Б. Элъконина, относится к числу «малых».

Он разделяет два периода одной эпохи - младенчество и ранний возраст. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. Кризис новорожденного - это перевод от внутриутробной жизни к вне утробной, прежде всего, перестройка всех физиологических механизмов ребенка.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человеку, когда можно в чистом виде наблюдать проявление врожденных инстинктивных форм поведения. Безусловные рефлексы не закрепятся в поведении, они отомрут, так как все формы поведения человека складываются прижизненно [3].

П.Я. Гальперин считал, отмирание инстинкта важным психологическим следствием онтогенеза. По мнению Д.Б, Эльконина, в период новорожденности ребенку нельзя рассматривать отдельно от взрослого, т. к, он не обладает никакими способами взаимодействиями со средой. Доношенный ребенок имеет ряд врожденных или безусловных рефлексов.

К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к, окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых элементарных условных рефлексов в конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга. Ребенок легче образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы.

Развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Без этого невозможно созревание мозга. Главное — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (в организме матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к, внешним условиям. Итак, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). У новорожденного имеются рефлексы.

Есть ориентировочные рефлексы, свет вызывает поворот головы к нему, например если солнце ярко светит в окно, то большинство детей поворачивают головку. Легко вызываются и ориентировочно - пищевые рефлексы. Прикосновение к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Младенец способен различать вещества на вкус, сосательный рефлекс — ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс — прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) — при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.

Дыхание осуществляется легко и свободно. Большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам. Есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это — атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков.

Социальная ситуация развития на первом году жизни характеризуется тем, что все потребности удовлетворяются взрослым. Предметы приобретают побудительную силу. Ребенок, настойчиво стремится к предмету своей потребности. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.

Эмоциональное развитие ребенка начинается на втором месяце жизни. В это время у малыша появляется первая улыбка, которая объясняется лишь ощущением физиологического комфорта, а в возраст трех месяцев с помощью нее ребенок уже выражает свое отношение к ситуации.

Почти все отечественные психологи сходятся в том, что улыбку на лице ребенку является купцом кризиса новорожденности. С улыбки начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 — 2 мес.).

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. У детей проявляются защитные механизмы.

К новообразованиям младенческого возраста относятся:

- речь, которая носит автономный характер. Она формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью, иногда автономную речь называют детским жаргоном. До того момента, пока малыш не научится произносить первые слова, единственным способом выражения негативных эмоций у него будет плач. С его помощью ребенок сообщает окружающим о том, что испытывает физический или психологический дискомфорт. Значит, новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов.

- ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек.

Проявляется акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. С ним связано возникновение предметного восприятия. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы.

К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок, выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех предметах то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах

Развитие моторики младенца подчинено точной схеме: движения совершенствуются от грубых крупных размашистых к более мелким и точным. Причем сначала совершенствуются движения руки верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.

Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким людям. Это речь специфическая по своей структуре, состоит из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.

К физическим особенностям относится следующее: доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недель беременности и весит не менее 2500,0 грамм, а рост его - не меньше 45 см. Признаками являются: розовый цвет кожных покровов, хорошо развитые безусловные рефлексы. Волосяной покров располагается только на плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, у девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички находятся в мошонке.

В течении первого года жизни, развитие ребёнка идёт быстрыми темпами. За год он подрастает на 25-30 см, а масса тела утраивается. Вес ребенка к 6 месяцем удваивается, а к году утраивается. За год в росте малыш прибавляет около 25 см. Развиваются все органы и системы.

В 2 месяца ребенок хорошо держит головку, в 4 месяца ребенок - может сидеть, опираясь на руки, в 5 - начинает переворачиваться и может сидеть в подушках в 6 - сидит самостоятельно, в 7-8 может ползать, в 8 - стоит в кроватке, в 9-10 стоит на полу, идет, держась за руку, 11-12 ходит самостоятельно. К году у ребенка появляются зубы, их 6-8 штук

Первый год жизни — это период интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. Быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития — первое и второе полугодия жизни.

В первом полугодии (от 0 до 6 месяцев) ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное - общение младенца со взрослым, в результате которого происходит интенсивное развитие всех психических процессов ребенка (М.Ж. Лисицина).

Исследования М.Ж. Лисицыной показали, что комплекс оживления — первый акт общения ребенку с взрослым, лишь затем (примерно к 4 мес.) у ребенка возникает реакция на новое. Этой позиции придерживаются Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С. Мухина.

Во втором полугодии жизни (от 6 до 12 месяцев) формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь. Овладение первыми культурно-фиксированными действиями с предметами означает переход ребенка на следующий этап развития.

Существует 3 точки зрения о сроках окончания новорожденности:

1. Рефлексологическая точка зрения — период кончается с момента появления условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го и начало 2-го мес.).

2. Физическая — период кончается, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес.

3. Психологическая — конец периода наступает тогда, когда у ребенку появляется хотя бы намек на его взаимодействие со взрослым.

Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся вблизи, слуховые реакции — только резкие звуки.

На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются, ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом останавливает взор на неподвижных предметах. Слух, к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звук.

Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете. Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькие, сладкие, кислое, солёное к моменту рождения). Обоняние и осязание так же хорошо развиты к моменту рождения.

После второго - третьего месяца восприятие в виде зрительного и слухового сосредоточения становится достаточно длительным. Благодаря этому ребенок, может проследить за движущимся предметом.

В 4 месяца ребенок не просто видит и слышит, он уже смотрит и слушает, то есть активно реагирует, ориентируясь во многих параметрах объектов. Ребенок узнает мать и близких, которые часто с ним общаются, громко смеется, радуется, когда с ним играют. В ходе общения ребенок учится понимать речь, различать знакомые и незнакомые голоса, эмоциональные оттенки обращенной кинему речи. В познавательном развитии ребенка первого года жизни величайшее значение имеет степень развития тонкой моторики рук, Примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета).

В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно - двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления.

Существуют защитные механизмы, которые помогают преодолевать стрессы, отрицательные переживания и противоречия, с которыми он сталкивается, познавая мир – протест. Он отказывается от пищи, не обращает внимания на любимые игрушки, не желает ни с кем общаться. В поведении ребенку появляются такие черты, как вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему миру. Лич¬ность формируется в обществе и на её формирование оказывает влияние вся социальная действительность. Активность ребенка проявляется: от простого подражания-имитации до осознанного выбора и переживаний. При этом включаются адекватные данной форме психологические механизмы.

Список использованных источников:

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов.- М.: АПН, 1960. -500 с.

2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – 399 с.

3. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии, 1992. – № 3–4. С. 7–13.

4. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. – М., 1994. – 192 с.