Особенности физического развития детей школьного возраста, воспитывающихся в социально-реабилитационных учреждениях и семье

Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии

Нижегородская государственная медицинская академия

Актуальность. Конец ХХ века и начало третьего тысячелетия характеризуются углублением демографического кризиса, снижением качества жизни и негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Отмечается ухудшение показателей физического развития детского населения: замедление роста, появление большого процента детей с дисгармоничным развитием за счет низкой и высокой массы тела, замедление темпов полового созревания, снижение функциональных возможностей. Состояние физического развития детей – один из важнейших обобщающих параметров здоровья, так как снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. Практически все рекомендации по показателям здоровья содержат антропометрические параметры (длина и масса тела ребенка), данные по половому созреванию, функциональные показатели. С другой стороны, физическое развитие является индикатором социально-гигиенического благополучия общества, т.к. антропометрические показатели адекватно отражают социально-гигиенические условия жизни населения, в первую очередь социально детерминированные факторы окружающей среды. Доказано, что среди условий жизнедеятельности, влияющих на формирование здоровья, особое значение имеют условия воспитания детей – в семье или в условиях учреждений, где находятся дети, лишенные родительского попечения [1].

Материалы и методы. Изучено физическое развитие детей школьного возраста находящихся в социально различающихся группах: 1 группа – воспитывающиеся в социально-реабилитационных учреждениях (СРУ) – социально-реабилитационных центрах и приютах, 2 группа - воспитывающиеся в семье. Физическое развитие детей в группах изучали по унифицированной методики с использованием стандартного инструментария [2]. Оценка физического развития проводилась по региональным оценочным таблицам на основе центильного метода [3]. Программа исследования включала скрининговую оценку физического развития, определение темпового соматотипа и биологического возраста.

Результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ центильных оценок тотальных размеров тела детей, воспитывающихся в семье, показал существенные отличия от детей, находящихся в СРУ (табл. 1).

Таблица 1. Параметры физического развития детей разных социальных групп, %

Таблица 1. Параметры физического развития детей разных социальных групп, %

Практически у половины детей (44,8%), находящихся в СРУ, показатели длины тела (ДТ) оцениваются как низкие, причем 23,2% из них имеют выраженную задержку роста и лишь у 1,1% определены высокие показатели ДТ. Дети, воспитывающиеся в семье, в основном имеют нормальные показатели длины тела (80,8%), низкие и высокие показатели ДТ имеют примерно равные доли детей (9,6 и 9,5%), что близко к эталонному распределению. Среди детей, лишенных родительского попечения, отмечен выраженный дефицит массы тела (МТ) по отношению к возрасту – почти треть детей (27,5%) имели низкие показатели массы тела, а избыток МТ регистрировался лишь у 1,5% сирот. У 79,4% детей, воспитывающихся в семье, определены нормальные значения МТ, в то же время 11,6% из них имеют избыток, а 8,9% - недостаток МТ. Большинство обследованных детей имеют нормальные показатели окружности грудной клетки (ОГК): равные доли - 80,1% для школьников, находящихся на семейном воспитании и 81,7% детей, воспитывающихся в СРУ. Однако, каждый десятый ребенок, лишенный родительского попечения, имеет низкие показатели ОГК, что подтверждается результатами оценки МТ. У обследованных детей отмечены выраженные гендерные различия – у мальчиков, оставшихся без попечения родителей, все описанные характеристики физического развития хуже – более выражен дефицит ДТ, МТ, ОГК, чаще встречаются отклонения в физическом развитии за счет низкого роста. Индекс Кеттле-2, отражающий соответствие МТ и ДТ или гармоничность развития, свидетельствует, что у большинства детей МТ соответствует ДТ, т.е. развитие гармонично. Однако у 12% детей-сирот отмечен дефицит МТ по отношению к ДТ, в то время как практически у такой же доли детей семейного воспитания отмечается избыток МТ по отношению к ДТ. Определение темповой характеристики роста показало, что практически половина (46,3%) детей-сирот имеют замедленный темп возрастного развития и лишь 3 % - ускоренный. Большинство детей, воспитывающихся в семье, имеют темп роста, соответствующий возрасту и только 22% из них имеет замедленный, а 17% - ускоренный темп роста (рис. 1).

Рис. 1. Распределение детей по темповому соматотипу, %

Рис. 1. Распределение детей по темповому соматотипу, %

Групповая оценка физического развития по результатам скрининг-теста свидетельствует, что только 61,7% детей, лишенных родительского попечения, имеют нормальное физическое развитие, в то время как этот показатель для школьников семейного воспитания составил 72,9%. Отклонения в физическом развитии у детей-сирот в основном формируются за счет группы с низкой длиной тела, которая регистрируется у каждого четвертого ребенка. Отклонения в развитии детей, находящихся на семейном воспитании, представлены группами детей как с повышенной и высокой МТ, так и со сниженной и низкой массой тела (табл. 2).

Таблица 2. Распределение детей по группам физического развития, %

Таблица 2. Распределение детей по группам физического развития, %

Развитие вторичных половых признаков и становление функции половых органов характеризуют уровень биологического развития организма в целом, в определенной мере отражая степень зрелости нейроэндокринных механизмов регуляции физиологических процессов в период пубертатной перестройки, а также являются одним из значимых показателей формирования и становления репродуктивной функции молодого организма. Так, по данным нашего исследования доля мальчиков и девочек с нулевой стадией развития половых признаков среди детей-сирот по всем возрастным группам выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семье. Количество мальчиков-сирот, имеющих 3-4 стадию оволосения лобка и 2-4 стадию оволосения подмышечных впадин в 12-15-летнем возрасте значительно ниже, чем у мальчиков семейного воспитания. Аналогичная тенденция прослеживается и у девочек по развитию молочной железы, оволосения лобка и подмышечных впадин. По важнейшему показателю созревания девочек – возрасту менархе отмечено смещение в сторону более старшего возраста у девочек, оставшихся без попечения родителей. Все это иллюстрирует более позднее половое созревание, у детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в СРУ, что создает угрозу формирования их репродуктивного здоровья. Как следствие, дети-сироты характеризуются замедленными темпами биологического развития (рис. 2).

 Рис.2 Распределение детей по уровню биологического развития, %

Рис. 2. Распределение детей по уровню биологического развития, %

Практически 40% детей, воспитывающихся в приютах, имеют отставание биологического развития, что почти в четыре раза выше аналогичного показателя у школьников из обычных семей. Биологический возраст (БВ), опережающий паспортный, отмечался лишь у 3% детей, оставшихся без попечения родителей, в то время как среди детей из обычных семей он встречается в 3,5 раза чаще. Тенденция к отставанию уровня биологической зрелости более выражена у мальчиков всех форм воспитания.

Заключение. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что дети-сироты, воспитывающиеся в социально-реабилитационных учреждениях, имеют худшие показатели физического развития и проблемы в формировании здоровья, отличающие их от сверстников, растущих в семье. По всей видимости, причины отставания в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, кроются в целом комплексе особенностей жизни. Практически все эти дети имеют отягощенный генетический, биологический и социальный анамнез. В интернатных учреждениях и приютах находятся в основном дети, выросшие в условиях разносторонней депривации – сенсорной, когнитивной, эмоциональной и социальной, которая обусловливает дезадаптационные проявления. Нарушение социального приспособления (социальная дезадаптация) детей-сирот вследствие их сепарации и изоляции от биологической семьи возникает независимо от влияния других факторов и приводит к нарушениям в физическом развитии и здоровье. С другой стороны, процесс социализации, в который включены дети-сироты, как правило, протекает с расстройствами приспособления. Несмотря на физически комфортные условия пребывания ребенка в социально-реабилитационном или интернатном учреждении (красивый интерьер, большое количество игрушек, занятия), которых дети были лишены ранее (в асоциальной семье), все-таки очень сильное влияние оказывает психоэмоциональная депривация, которую обязательно испытывает ребенок, лишенный семьи. В связи с этим организм ребенка как бы «замедляет» свое развитие. Сложившаяся ситуация требует поиска путей и мер по оптимизации медико-психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей: коррекция условий, среды и программ воспитания в реализации основных задач по сохранению и укреплению здоровья данного контингента, развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, формирование психофизических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, обеспечение психического и физического благополучия.

Список использованных источников:

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации// Педиатрия 2012; №3, с.9-14.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. – М., 1999.

3. Оценочные таблицы физического развития детей и подростков г. Н. Новгорода: Методические указания. - Н. Новгород: ООО «КиТиздат», 2004.

В журнале «Врач-аспирант»:

4. Журавлева Е.А., Филькина О.М., Пыхтина Л.А., Воробьева Е.А. Особенности отдельных показателей гормонального статуса у детей раннего возраста, перенесших перинатальные поражения центральной нервной системы, в зависимости от физического развития// Врач-аспирант, №1.1(50), 2012. – С. 109-113.

5. Журавлева Е.А., Филькина О.М., Пыхтина Л.А., Ситникова О.Г. Особенности перекисного окисления липидов и антиоксидантной активности у детей раннего возраста, перенесших перинатальные поражения центральной нервной системы, в зависимости от вариантов физического развития// Врач-аспирант, №1.5(50), 2012. – С. 673-678.

6. Кузмичев Ю.Г., Орлова М.И. Физическое развитие доношенных новорожденных детей г. Нижнего Новгорода// Врач-аспирант, №3.4(52), 2012. – С.623-628.