Русский English

Стрелкова Т.Н., Молчанова Л.Ф.

Исследование качества жизни детей с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

Ижевская государственная медицинская академия

Изучение качества жизни, связанного со здоровьем, в последние годы получили широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Данный метод позволяет оценить благополучие не только индивида, но и отдельных коллективов и общества в целом [2], обеспечивает получение таких характеристик, которые не могут быть идентифицированы другим методом [3]. В настоящее время изучение качества жизни применяется во многих медицинских специальностях, что имеет не только научное, но и практическое значение в системе охраны здоровья население Российской Федерации [3]. В педиатрии особый интерес представляет разработка новой модели лечебно-профилактической и паллиативной помощи на основе оценки качества жизни пациентов [2,3].

Качество жизни ребенка - это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии и (или) субъективном восприятии родителей или других лиц ближайшего окружения ребенка[3]. Для оценки качества жизни (КЖ) детей существуют общие и специальные опросники. Общие опросники используются для разработки нормативных показателей КЖ при популяционных исследованиях, оценки эффективности терапии на основе динамики КЖ до и после ее проведения, при изучении влияния того или иного заболевания на уровень качества жизни ребенка и т.п. и, специальные – для изучения КЖ у детей с определенными нозологическими формами заболеваний.

Цель исследования: совершенствование лечебно-профилактической помощи детям на основе оценки качества жизни детей в возрасте 8-12 лет, больных пиелонефритом.

Для выполнения поставленной цели нами было проведено изучение КЖ 145 детей в возрасте 8-12 лет, находившихся на стационаром лечении в Республиканской детской клинической больнице в 2010-2012 гг. Оценку проводили на основании опроса пациентов по русскоязычной версии международного унифицированного опросника SF-36. Опрос детей осуществляли при информированном согласии родителей и всегда в их присутствии. Группу сравнения составили 56 практически здоровых детей соответствующего возраста и пола. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием компьютерных программ. Для оценки достоверности сравниваемых характеристик КЖ применяли параметрические и непараметрические критерии.

Показатели КЖ у практически здоровых детей по всем шкалам были значительно выше, чем у больных (рис.1).

Рис. 1. Качество жизни детей в зависимости от состояния здоровья

Рис. 1. Качество жизни детей в зависимости от состояния здоровья

Наибольшее превышение отмечено по шкалам «общее состояние здоровья» (разница 26,4 балла), «жизненная активность» (разница 28,4 балла). Суммарный показатель у практически здоровых детей составил 692,7 балла, превысив на 133 балла таковой у больных, который равнялся 559,7 баллам. Чтобы определить по каким шкалам в первую очередь снижается уровень КЖ при заболевании, и использовать это как индикатор донозологической диагностики при профилактическом осмотре детей, мы рассчитали размер вклада суммарных показателей в процентах всех составляющих КЖ у больных пиелонефритом и практически здоровых (табл. 1).

Таблица 1. Величина вклада шкал в суммарный показатель КЖ детей (%)

Таблица 1. Величина вклада шкал в суммарный показатель КЖ детей (%)

Вариабельность вклада КЖ по шкалам у здоровых детей меньше, чем у больных, амплитуда составила соответственно 1,4 и 5,2% (табл. 1). Данные таблицы так же показывают по каким шкалам прежде всего идет снижение уровня КЖ при заболевании – это «общее состояние здоровья», из физического компонента здоровья и три шкалы психологического компонента здоровья – «жизненная активность», «психическое здоровье», и «социальное функционирование». По нашему мнению это является сигналом, свидетельствующим о наличии заболевания, что подтверждается тем, что у практически здоровых детей некоторое снижение по сравнению с другими шкалами отмечено также по этим же шкалам.

Полученные данные позволяют предположить, что снижение КЖ по названным шкалам происходит раньше, чем соматические проявления в виде недомогания, повышения температуры тела, боли в животе, дизурии и других субъективных и объективных симптомов заболевания, что может служить индикатором для донозологической диагностики заболевания и отнесение индивида к группе риска с соответстующими диагностическими и лечебно-профилактическими мероприятиями диспансерного наблюдения.

Снижение уровень КЖ по шкалам, характеризующим психологический компонент здоровья, кроме шкалы «общее состояние здоровья», подтверждается суммарными показателями, которые составили у больных 263,1 и 296,6 балла (разница составила 33,5 балла). У практически здоровых детей суммарные показатели по анализируемым компонентам были почти одинаковы, с небольшим снижением уровня психологического здоровья и составляли соответственно 354,4 и 338,3 балла.

Примечательно, что в процессе лечения, восстанавливается в первую очередь именно этот компонент здоровья. Так, уровень физического здоровья увеличился на 12,0%, а психологического, на что лечащему врачу необходимо обращать внимание, на 14,7%. Динамика показателей КЖ детей, больных пиелонефритом в процессе лечения представлена на рис. 2.

Рис. 2. Качество жизни больных в процессе лечения (в баллах)

Рис. 2. Качество жизни больных в процессе лечения (в баллах)

Как видно из рис. 2, в результате проведенного лечения показатели КЖ у больных детей увеличились по всем шкалам. Самые большие прибавки произошли по шкале «общее состояние здоровья» и «жизненная активность». Так же возрос на 13,3% суммарный показатель КЖ, составив 634,0 балла, что только на 9,3% ниже, чем у практически здоровых детей. Это является подтверждением того, что положительная динамика КЖ, наряду с объективными показателями свидетельствует об эффективности проведенной терапии и должна войти в число критериев, подтверждающих результативность той или иной программы выздоровления. Чтобы определить по каким шкалам начинается восстановление качества жизни, мы рассчитали размер вклада в суммарный показатель всех составляющих КЖ (табл. 2).

Таблица 2. Величина вклада шкал в суммарный показатель КЖ больных детей в процессе лечения (%)

Таблица 2. Величина вклада шкал в суммарный показатель КЖ больных детей в процессе лечения (%)

После проведенного лечения вариабельность вкладов шкал стал значительно меньше, чем до лечения (табл. 2). Амплитуда вклада снизилась с 5,2 до 2,2 балла, приблизившись к таковой у практически здоровых детей, у которых она составила 1,9 балла. Кроме того, из таблицы явствует, какие виды функционирования ребенка восстанавливаются в первую очередь. Соответственно, на наш взгляд, программы лечебно-реабилитационных мероприятий, должны проводиться с учетом динамики КЖ. При отсутствии улучшения этих показателей в схемы терапии необходимо вносить коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Таким образом, использование показателей качества жизни для оценки динамики состояния больного в процессе лечения позволяет повысить его эффективность.


Список использованных источников:

1. Кучеренко В.З. Методические основы изучения качества жизни связанного со здоровьем населения// Общественное здоровье и профилактика болезней – 2004. - №4. –С.3-9.

2. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: учебное пособие. – М: ГЭОТАР – МЕДИА, 2004. – 304 с.

3. Методика анализа качества жизни, связанного со здоровьем населения, на основе обобщенных показателей/ Л.Ф. Молчанова, Т.Н. Стрелкова, А.В. Попов, И.В. Глазкова// Здоровье, демография, экология финно-угорских народов – 2013. - №1. – С. 7-11.

4. Ionova T.A. et al. Comparative study of physical and mental health in Russia and the United States// Qual. Life Res. – 2001. – Vol. 10, №3. – P. 286.


07.05.2013 00:32:00