Сравнение некоторых показателей крови здоровых и больных ранним врождённым сифилисом детей

Оренбургская государственная медицинская академия

Высокий уровень заболеваемости сифилисом создаёт предпосылки для возникновения раннего врождённого сифилиса. Отсутствие дородового наблюдения беременных в женских консультациях, неполноценное обследование, диагностические ошибки акушеров-гинекологов приводят к поздней диагностике сифилиса у беременных и к несвоевременному началу специфической терапии [1].

Нестабильность социально-экономических отношений, усиление миграционных процессов, увеличения числа лиц, имеющих статус нерезидента, трудоустройство на предприятия индивидуальных предпринимателей приводят к тому, что у части беременных мероприятия по профилактике врождённого сифилиса не проводятся. Первое обращение за медицинской помощью таких женщин часто происходит только при наступлении родов [2-5].

Антибиотики, широко применяемые по поводу интеркуррентных заболеваний, отсутствие полноценной профилактической терапии, которую необходимо проводить беременным с сифилисом, способствуют изменению клинических проявлений раннего врождённого сифилиса. К тому же, адекватная терапия не всегда способна предотвратить развитие врождённого сифилиса [6].

У детей с ранним врождённым сифилисом диагностируются не только множественные поражения внутренних органов, но и патологические изменения в системе гомеостаза. Согласно проведённым исследованиям, анемия у детей с ранним врождённым сифилисом регистрируется в 3,4-38,8% случаев [7-10].

Изменения периферической крови в виде анемии, тромбоцитопении относятся к симптомам, которые не являются строго специфичными для врождённого сифилиса и регистрируются при других инфекциях. Таким образом, изучение показателей крови у детей с ранним врождённым сифилисом является актуальной проблемой.

Цель исследования: изучить показатели периферической крови детей с ранним врождённым сифилисом в динамике, используя информационную меру Кульбака.

Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением находились 40 детей в возрасте от 0 до 3 лет, родившихся от серопозитивных по сифилису матерей. Все дети были распределены на две группы: группа №1 (n=15) – дети с ранним врождённым сифилисом, группа №2 (n=25) – дети, матери которых перенесли сифилис, получили специфическое лечение и сняты с клинико-серологического контроля к моменту наступления беременности. Всем детям производилось исследование периферической крови с определением уровня эритроцитов, гемоглобина и тромбоцитов по унифицированной методике. Обследование проводилось в возрасте 7 дней после рождения, 1 месяца жизни, 3, 6, 9, 12, 24 и 36 месяцев жизни.

Для выявления объективности результатов и информативности признаков была использована формула Кульбака [11, с. 178], которая выглядит следующим образом:

Формула Кульбака

Результаты и их обсуждение. Как указано в книге Е.В.Гублера [11, с. 178], исследование дифференциальной (то есть используемой при сравнении выборок (группа 1 и группа 2) информативности признаков позволяет из первоначального набора признаков отобрать наиболее информативные из них. Это осуществляется с помощью информационной меры Кульбака [11]. В предлагаемой работе информационная мера Кульбака используется несколько иначе, с другими целями. С помощью этой меры сравниваются выборки в различные возрастные периоды по показателям периферической крови: эритроциты, гемоглобин, тромбоциты.

В табл. 1 приведены результаты вычислений меры информативности Кульбака уровня эритроцитов по возрастам и проведена оценка информативности исследуемого признака.

Таблица 1. Оценка информативности уровня эритроцитов с использованием информационной меры Кульбака

Таблица 1. Оценка информативности уровня эритроцитов с использованием информационной меры Кульбака

Примечание: * [12, с.20]

При значении 3 и более признак расценивается как высокоинформативный [11, с.178].

Высокоинформативные признаки (J(хi)≥3) выявляют значимые различия выборок. Оценка расхождений распределений дает результаты, находящиеся в определенной зависимости от величины информативности по Кульбаку. Как отмечено в книге [11, с.179], эта зависимость является относительно простой в пределах одного возрастного периода и достаточно сложной для уровня эритроцитов в целом, поэтому табл. 1 иллюстрирует значимость различий анализируемого показателя между группой 1 и 2.

Большая информативность признаков, очевидно, может иметь место по двум причинам: либо показатели крови незначительно отклонены от нормальных значений у детей группы 1, а у детей группы 2 наблюдается превышение нормы, либо у детей группы 1 анализируемые признаки ниже нормальных значений, а у детей группы 2 соответствуют таковым.

Анализируя уровень эритроцитов в возрасте 1 и 3 месяца, различия в показателях уровня эритроцитов между группами 1 и 2 увеличиваются, в возрасте 6 месяцев различия приближаются к первоначальному значению. Затем наблюдается увеличение различий в возрасте 9 и 12 месяцев в изучаемых группах, в возрастных периодах 24 и 36 месяцев информативность исследуемых показателей низкая.

Рассмотрим оценку информативности уровня гемоглобина с использованием мер информативности Кульбака. Результаты вычислений приведены в табл. 2.

Таблица 2. Оценка информативности уровня гемоглобина с использованием мер информативности Кульбака

Таблица 2. Оценка информативности уровня гемоглобина с использованием мер информативности Кульбака

Примечание: * [12, с.22]

При оценке уровня гемоглобина доказано, что в возрасте 1 месяца отмечались наименьшие различия анализируемого показателя, наибольшее значение регистрировалось в возрасте 9 месяцев. В возрасте 12, 24 и 36 месяцев мера информативности убывает, отмечаются незначительные различия исследуемого показателя.

Далее рассмотрим оценку информативности уровня тромбоцитов с использованием мер информативности Кульбака. Результаты вычислений приведены в табл. 3.

Согласно табл. 3, незначимые различия в показателях тромбоцитов между группой 1 и 2 наблюдается в возрасте 12 месяцев. В возрасте 24 и 36 месяцев отмечаются значимые различия уровней тромбоцитов у детей исследуемых групп. Если проанализировать распределение тромбоцитов в этих возрастных периодах, то в группе 1, лишь у одного наблюдаемого ребёнка в возрасте 12 месяцев регистрируется тромбоцитопения и различия признаков достигаются за счёт повышенного уровня тромбоцитов у детей группы 2 в возрасте 12 и 24 месяцев.

Таблица 3. Оценка информативности уровня тромбоцитов с использованием мер информативности Кульбака

Таблица 3. Оценка информативности уровня тромбоцитов с использованием мер информативности Кульбака

Примечание: * [12, с.29]

Заключение. При динамическом исследовании периферической крови детей, установлено, что у детей с ранним врождённым сифилисом наблюдаются значимые различия показателей крови по сравнению с детьми, матери которых перенесли сифилис, получили специфическое лечение и были сняты с клинико-серологического контроля к моменту наступления беременности.

У детей с ранним врождённым сифилисом значимое снижение уровня эритроцитов наблюдалось в возрасте 1, 3, 9 и 12 месяцев.

Наибольшие различия уровня гемоглобина у детей исследуемых групп наблюдались в возрасте 9 месяцев, с последующим убыванием меры информативности в возрасте 12, 24 и 36 месяцев.

Тромбоцитопения регистрировалась как высокоинформативный признак у детей в возрасте 24 и 36 месяцев.

Полученные данные о высокой информативности лабораторных показателей можно использовать при прогнозировании развития патологических отклонений в состоянии здоровья детей, перенесших ранний врождённый сифилис.

Список использованных источников:

1. Тихонова Л.И. Масштабы распространения, определяющие факторы и последствия врождённого сифилиса в РФ: результаты оценки в пяти регионах// Вестник дерматологии и венерологии. – 2006. - №5. – С. 41-43.

2. Иванова М.А., Малыгина Н.С. Механизмы профилактики врождённого и приобретённого сифилиса у детского населения// Социальные аспекты здоровья населения. - №2. – 2010. (14). http://vestnik.mednet.ru/content/view/203/30

3. Андреев С.В., Сетко Н.П., Воронина Л.Г., Жеребятьева О.О., Шерман Ю.Ф. Клинико-социальная характеристика больных сифилисом в Оренбургской области// Матер. XVII Междунар. науч. конф. «Здоровье семьи – XXI век»/ под ред. А.Я.Перевалова; Пермская государственная медицинская академия; Уральский региональный центр питания. – Пермь: ИПК «ОТ и ДО», 2013. – С. 17-19.

4. Шерман Ю.Ф., Авраменко Н.М., Поршина О.В., Воронина Л.Г., Михайлова О.О. Социальная характеристика женщин с инфекциями, передаваемыми половым путём, осложнёнными эктопией шейки матки// Информационный архив (медицина, биология, образование). – 2010. – Т.4. - №2. – С.83-85.

5. Tridapalli E., Capretti M.G., Sambri V., Marangoni A. Prenatal syphilis infection is a possible cause of preterm delivery among immigrant women from eastern Europe// Sex Transmitted Infection. – 2007 April. – Vol. 83. - №2. – P. 102-105.

6. Вислобоков А.В., Ломоносов К.М. Особенности эпидемиологии врождённого сифилиса в сельской местности// Вестник дерматологии и венерологии. 2006. №3. – С. 43-46.

7. Панкратов О.В. Сифилис у беременных и детей. – Минск: Ипати, 2007. – 333 с.

8. Schen H.J., Sun M.Y., Liu A.M. Clinical features of 121 infants below 3 months of age with congenital syphilis// Zhonghua Er. Ke Za Zhi. – 2009 November. – Vol. 47. – №11. – P. 871-873.

9. Lago E.G., Vaccari A., Fiori R.M. Clinical Features and Follow-up of Congenital Syphilis// Sex Transmitted Diseases. – 2013 February. – N 40(2). – P. 85-94.

10. American Academy of Pediatrics. Red Book: Report of the Committee on Infectious Diseases. - American Academy of Pediatrics – 2012. – Syphilis. – P. 690–703.

11. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - Л.: Медицина, 1978. - 296 с.

12. Лившиц В.М., Сидельникова В.И. Медицинские лабораторные анализы. – М.: «Триада-Х», 2003. – 312 с.