Влияние экологических факторов среды на рост детей в г. Воронеже

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

Актуальность исследования. К настоящему времени накопилось много научных данных о том, что загрязненность атмосферы, особенно в крупных городах, достигла опасных для здоровья людей размеров. Признаки и последствия аэрогенной нагрузки на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья. Известно, что наиболее зависимой группой населения от уровня загрязнения окружающей среды являются дети. Так, даже на этапе донозологической диагностики Р.С. Гильденскиольд и соавт. (2002) выявили определенные различия в адаптационных процессах (по показателям функционального состояния организма) у детей, проживающих в загрязненных районах [6]. В связи с этим, особый интерес представляет изучение воздействия антропотехногенной нагрузки на развивающийся детский организм.

Целью данного исследования является анализ возрастной динамики длины тела у практически здоровых детей, проживающих в экологически неблагополучном Левобережном районе города Воронежа [4].

Материалы и методы. В работе, проводимой в 2011-2012 г., приняли участие 1160 обследованных в возрасте от рождения до 18 лет. Из них мальчиков – 593 (51,1%) и девочек – 567 (48,9%).

Измерение роста проводилось в первой половине дня. Для этого обследуемый становился на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, выпрямившись так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки прикасались к стойке. Скользящая горизонтальная планка прикладывалась к его голове без надавливания. У детей раннего возраста длина тела определялась в положении лежа на спине с выпрямленными ногами и согнутыми под прямым углом стопами. Голова фиксировалась у линейки, вставленной в неподвижную муфту, ноги упираются в линейку, вставленную в подвижную муфту.

Для выявления территориальных особенностей длины тела было проведено сопоставление исследуемого показателя со стандартами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [9].

В отечественной практике распространено применение 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й процентилей, промежутки между которыми называют центильными коридорами. Центильные таблицы (или графики) определяют количественные границы показателей длины тела у определенной доли или процента (центиля) детей в зависимости от возраста. В Воронежской области справочные показатели физического развития детей были разработаны одними из первых в стране [5].

Для проведения анализа использованы:

– частоты встречаемости показателей длины тела в различных процентильных коридорах;

– Z-оценки, представляющие нормализованное отклонение от среднего значения.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе процентильного распределения исследуемых детей было установлено, что рост 467 детей находился в пределах от 25 до 75 процентиля стандартных показателей ВОЗ (40,2%), ниже значения 25 процентиля наблюдался у 276 (23,8%) и выше 75 процентиля рост был у 417 (36%) больных. Следовательно, отклонение линейного роста от нормы (межквартильное распределение) выявлено у 693 детей (59,8%) и величина роста, соответствующая нормативным значениям наблюдалась только у 40,2% здоровых детей в исследуемой популяции (p<0,001).

Частоты встречаемости детей с различными значениями длины тела в исследуемом Левобережном районе по сравнению с ожидаемыми по стандарту показателями представлены на рис. 1. Значения получены путем сопоставления длины тела ребенка со стандартными процентильными значениями для его пола и возраста, рекомендованными ВОЗ, с дальнейшим определением числа детей в каждом процентильном коридоре.

Рис. 1. Частота встречаемости значений длины тела

Рис. 1. Частота встречаемости значений длины тела

Из представленного материала видно, что очень низкое значение длины тела наблюдается у 4,3% (50 детей), что выше ожидаемого 3% значения; низкая и ниже средней величина длины тела наблюдалась у 19,5% (226 детей). В пределах нормальных величин оказалось 40,2% наблюдений (467 детей), что статистически значимо ниже ожидаемых 50% (р<0,05). При этом у 8,3% (96 детей) наблюдались очень высокие значения длины тела и у 27,7% (321 ребенок) высокие значения и выше средней.

Средний показатель Z-оценки, представляющий нормализованное отклонение от средней величины, у здоровых детей на обследуемой территории составил 0,19±1,31 и достоверно отличался от ожидаемых значений 0,00±1,00 (p<0,001) в сторону преобладания детей с большей длиной тела в исследуемом экологически неблагоприятном Левобережном районе.

Согласно литературным данным с 60-х годов прошлого столетия обнаруживается увеличение длины тела во всех возрастно-половых группах: рост школьников 80-х годов примерно на 1,5-2 см выше, чем у их ровесников в предшествующие два десятилетия, причем различия усиливаются к подростковому возрасту. Детальный анализ составляющих длины тела показывает, что продольный рост идет в основном за счет удлинения длины ног и частично за счет так называемого верхнего отрезка тела (высоты головы и шеи), туловище же за рассматриваемый срок практически не меняется [8]. В середине 90-х годов процент высокорослых детей в России составлял не более 4% [1], к 2000-2001 г. этот показатель увеличился до 11,4%, причем доля высокорослых детей в Центральном Федеральном округе составила 14,8%. Влияние окружающих факторов среды также неоспоримо в развитии ребенка [7]. Исследования физического развития школьников Москвы, проведенные Л.Ю. Волковой (2004), отражают преобладание длины у детского населения в условиях урбанизированного мегаполиса [2]. По мнению О.В. Киек и соавт. (2000) наиболее информативными показателями физического развития у мальчиков школьного возраста, свидетельствующими о воздействии факторов окружающей среды, являются такие параметры, как масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, степень полового созревания [3].

Рис. 2. Динамика средних значений z-оценок длины тела по полным годам жизни (девочки, среднее и его 95% доверительный интервал)

Рис. 2. Динамика средних значений z-оценок длины тела по полным годам жизни (девочки, среднее и его 95% доверительный интервал)

Проведенный анализ длины тела по половому признаку выявил, что у девочек чаще наблюдалась низкая длина тела по сравнению со стандартными показателями ВОЗ. Средние значения Z-оценок длины тела девочек составляли -0,22±1,26, а мальчиков 0,58±1,23. Выявлены статистически значимые различия в длине тела исследуемых мальчиков и девочек (р<0,01). Также наблюдалась некоторое увеличение низкого и очень низкого роста, что свидетельствует о неоднородности выборки. В связи с этим была исследована возрастная динамика длины тела.

Сопоставление возрастной динамики длины тела мальчиков и девочек (рис. 2, 3) показало наличие противоположных тенденций, так у мальчиков с возрастом наблюдается увеличение длины тела по отношению к стандартным показателям ВОЗ, а девочек наоборот снижение. Но коэффициенты корреляции с возрастом, как у девочек, так и у мальчиков статистически значимо не отличаются.

Рис. 3. Динамика средних значений z-оценок длины тела по полным годам жизни (мальчики, среднее и его 95% доверительный интервал)

Рис. 3. Динамика средних значений z-оценок длины тела по полным годам жизни (мальчики, среднее и его 95% доверительный интервал)

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о преобладании детей с более высоким ростом среди проживающих на территории с повышенной антропотехногенной нагрузкой по сравнению со стандартными показателями ВОЗ, что может являться следствием неблагоприятной экологической ситуации в Левобережном районе города Воронежа. Поскольку влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на организм детей и подростков проявляется не только в момент непосредственного воздействия, но и отражается в дальнейшем на его развитии и формировании, параметры роста детского организма имеют большое значение для индивидуального и популяционного мониторинга за состоянием здоровья детского населения, что необходимо использовать не только в педиатрической практике, но и в других социально-экономических областях.

Список использованных источников:

1. Дети России 2000-2001 гг. – М., 2003. – 96 с.

2. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки/ Л.Ю. Волкова, М.В. Копытько, И.Я. Конь// Гигиена и санитария. – 2004. – №4. – С. 42 – 46.

3. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города/ О.В. Киек, Б.В. Засорин, В.М. Боев// Гигиена и санитария. – 2000. – №1. – С. 74 – 76.

4. О санитарно-эпидемиологической обстановке в городе Воронеже в 2010 году: Государственный доклад. – Воронеж, 2010.

5. Показатели физического развития детского населения Воронежской области на рубеже второго и третьего тысячелетий/ А.И. Иванников, В.Н. Пенкин, В.П. Ситникова, А.Н. Пашков, А.П. Швырев. – М.–Воронеж, 2005. – 121 с.

6. Риск нарушения здоровья в условиях техногенного загрязнения среды обитания/ Р.С. Гильденскиольд и др.// Сб. матер. НПК «Окружающая среда и здоровье населения». – М., 2002. – С. 104-106.

7. Особенности физического развития детей с нефропатиями/ А.П. Швырев, В.П. Ситникова, О.В. Минакова. – Воронеж, 2010. – 132 с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия// Гигиена и санитария. – 2000. – №1. – С. 65 – 68.

9. WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO Child Growth Standards: Length/height-for-age, Weight-for-age, Weight-for-length, Weight-for-height and Body mass index-for-age: Methods and Development. – Geneva: World Health Organization, 2006.