Показатели уровня нейроспецифического белка S100B у недоношенных детей в раннем неонатальном периоде

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

Актуальность. Недоношенность представляет собой одну из важнейших проблем здравоохранения во всем мире. Основная часть перинатальной, неонатальной и детской смертности приходится на долю преждевременно родившихся младенцев. Преждевременно родившиеся дети составляют 3-16% от всех новорожденных. Ежегодно примерно 15 миллионов детей в мире и около 500000 детей в Европе рождается недоношенными, т.е. каждый десятый. Эти цифры свидетельствуют о том, что недоношенные дети представляют собой самую большую группу пациентов-детей в Европе, и о том, что недоношенность стала основной причиной смертности грудных детей и врожденной инвалидности, как в развитых, так и в развивающихся странах [3, 4].

Внедрение новых технологий выхаживания недоношенных детей должно строиться на основе углубленного изучения основных параметров становления процессов адаптации новорожденного ребенка с учетом внимания, уделяемого современной перинатологией вопросам взаимоотношений между матерью и плодом. По сравнению с полностью доношенными детьми, недоношенные младенцы подвержены большему риску возникновения осложнений. Чем раньше рождается ребенок, тем менее развиты его органы, и тем выше риск последующих осложнений. Среди них церебральный паралич, недостаток сенсорной и двигательной способности, расстройства поведения и способности к обучению, а также, зачастую, проблемы с легкими [3].

Изучение особенностей экспрессии нейроспецифических белков (НСБ) в качестве маркеров различных патологических состояний наряду с методами у новорожденных является одним из перспективных направлений. Развитие этого направления имеет не только научно-практическую ценность, но и социальное значение [1, 5].

S100B - кальцийсвязывающий белок, способный образовывать димеры. Он имеет многочисленные внутри- и внеклеточные функции в норме и при патологии. В мозге S100B продуцируется главным образом астроцитами и в зависимости от концентрации оказывает трофическое или токсическое действие на нейроны и глиальные клетки [16].

Благодаря способности к регуляции активности целого ряда белков, S100B вовлечены в трансдукцию сигналов, контролирующих активность ферментов энергетического обмена в клетках мозга [13], кальциевый гомеостаз [7], клеточный цикл, функции цитоскелета [16], транскрипцию [10], пролиферацию и дифференцировку клеток [15], их подвижность, секреторные процессы [15], структурную организацию биомембран [9].

Однако наиболее необычной характеристикой некоторых членов семейства S100 является их способность секретироваться внеклеточно. S100-белки во внеклеточном секторе проявляют свойства цитокинов и взаимодействуют с RAGE-рецепторами [6], которые экспрессируются в нервной системе нейронами, микроглией, астроцитами, клетками сосудистой стенки [14].

Таким образом, изучение роли белка S100B в прогнозе нарушений раннего неонатального периода у недоношенных детей вызывает активный исследовательский интерес. Вместе с тем, механизмы его участия в этих процессах нуждаются в дальнейших исследованиях, а имеющиеся данные зачастую противоречивы. Все вышесказанное определяет актуальность исследований.

Цель исследования: определение уровня нейроспецифического белка S100В в сыворотке крови у доношенных и недоношенных новорожденных.

Материалы и методы исследования: обследовано 120 новорожденных: 40 здоровых новорожденных с нормальным весом (контрольная группа) и 80 недоношенных новорожденных (основная группа).

Содержание белка S100В определяли твердофазным иммуноферментным методом с помощью реактивов фирмы «CanAg» (Швеция) в пуповинной крови и сыворотке новорожденных на 2-3 сутки жизни.

Полученные данные подвергали статистической обработке на персональном компьютере Pentium-4 по программам, разработанным в пакете Microsoft Excel с использованием библиотеки статистических функций с вычислением среднеарифметической (М), среднего квадратичного отклонения (σ), стандартной ошибки (m), относительных величин (частота, %), критерий Стьюдента (t) с вычислением вероятности ошибки (Р). Различия средних величин считали достоверными при уровне значимости Р<0,05. При этом придерживались существующие указания по статистической обработке данных клинических и лабораторных исследований.

Результаты и обсуждение. Обследование новорожденных основной группы показало, что срок гестации при рождении колебался от 28 до 36 недель, средняя масса тела, при рождении которых составила 2333,0±81,0 г, длина тела – 47,6±0,5 см. В контрольной группе масса тела при рождении и рост достоверно отличались от показателей основной группы, так масса тела при рождении составила 3311,5±96,9 г (Р<0,05), а рост 48,9±0,2 (Р<0,05).

Согласно распределению новорожденных основной группы по полу был установлен высокий процент мальчиков по сравнению с девочками (65% и 35% соответственно).

По данным некоторых авторов, именно различия в функциональной адаптации плаценты, связанные с полом ребенка, имеют ключевое значение в развитии и выживаемости плода [8].

Другая группа исследователей предполагает, что развитие осложнений у младенцев мужского пола обусловлено отличиями биохимических процессов, а также большей выраженностью гипоплазии легких. Так, по их мнению, у детей женского пола, рожденных преждевременно, выброс катехоламинов во время родов, играющий важную роль в защите плода от гипоксии, существенно выше, что объясняет лучшую выживаемость девочек, перенесших гипоксию [2, 11, 12, 17].

Оценка общего состояния новорожденных основной группы при рождении по шкале Апгар на 1-й минуте в среднем составляла 5,5±0,15 баллов и отличались от показателей контрольной группы (Р<0,05).

Таблица 1. Оценка по шкале Апгар новорожденных на 1-й и 5-й минуте

Таблица 1. Оценка по шкале Апгар новорожденных на 1-й и 5-й минуте

Примечание: * - достоверность данных основной группы по сравнению с контрольной группой (Р<0,05)

Ранний неонатальный период характеризовался неблагоприятным течением с нарушением адаптации особенно со стороны центральной нервной системы у детей, родившихся в сроке гестации 28-30 недель.

Всем детям, родившимся в тяжелом состоянии, проводился комплекс первичных реанимационных мероприятий.

Исследования показали, что уровень S100В при рождении у доношенных новорожденных в среднем составил 571,5±56,9 нг/л, в группе недоношенных детей - 811,2±46,9 (Р<0,05).

Уровень S100В зависел от срока гестации - наиболее высокие показатели зафиксированы у новорожденных, рожденных на 28-30 неделе гестации. В данной группе новорожденных отмечено также повышение уровня S100В на 2-3 сутки (1075,6±31,8 нг/л), тогда как у доношенных детей уровень S100В достоверно не отличался от показателя при рождении.

Для анализа изменений концентрации S100b в зависимости от оценки по Апгар на 1-й минуте жизни новорожденных были сформированы две группы: I - новорожденные с оценкой 0-4 балла; II- новорожденные с оценкой 5-7 баллов.

У детей, родившихся в состоянии тяжелой асфиксии, в первые сутки показатели сывороточной концентрации белка S100В были выше нормативных значений (в 4-5 раз) и составляли в среднем 2571,75±55,51 нг/л (рис. 1).

Среди недоношенных новорожденных с оценкой по Апгар 5-7 баллов отмечалось повышение S100В в 2-3 раза по сравнению с контрольной группой и составляло в среднем 1428,7±56,1 нг/л.

Корреляционный анализ в выделенных группах новорожденных детей выявил выраженную обратную зависимость сывороточного уровня S100b в сыворотке крови новорожденных от тяжести асфиксии при рождении, характеризующейся оценкой по Апгар на 1-й минуте в баллах: чем ниже была оценка по Апгар, тем выше был сывороточный уровень белка S100В (r=-0,864).

Необходимо учитывать, что в первые сутки повышение сывороточной концентрации S100В у новорожденных обусловлено, возможно, нейропротективным действием этого протеина, однако повышение концентрации в первые сутки не должно превышать 3-х кратного увеличения по сравнению с верхней границей нормы.

Превышение в первые сутки концентрации S100В в сыворотке крови в 4 и более раз является обычно неблагоприятным прогностическим признаком, свидетельствующим о деструктивных изменениях в клетках мозга, и указывает на вероятное формирование в течение 10-14 дней тяжелых структурных нарушений головного мозга.

Рис. 1. Показатели S100b у новорожденных в зависимости от тяжести асфиксии в сравнительном аспекте. Примечание: * - достоверность данных по сравнению с контрольной группой (Р<0,001); а – достоверность данных в зависимости от оценки по шкале Апгар (Р<0,05)

Рис. 1. Показатели S100В у новорожденных в зависимости от тяжести асфиксии в сравнительном аспекте.

Примечание: * - достоверность данных по сравнению с контрольной группой (Р<0,001); а – достоверность данных в зависимости от оценки по шкале Апгар (Р<0,05)

Заключение. Таким образом, уровень нейроспецифического белка S100В при рождении и в первые 2-3 суток жизни является одним из критериев прогноза адаптации у недоношенных и оценки тяжести поражения центральной нервной системы.

Наряду с клиническими симптомами и данными дополнительных обследований значения сывороточной концентрации белка S100В помогают объективизировать отбор детей в группу риска по развитию неврологических нарушений и начать более раннее лечение, что уменьшает затраты на реабилитацию.

Список использованных источников:

1. Голосная Г.С., Маркевич К.А. Диагностические возможности иммуноферментного определения нейроспецифических белков у новорожденных детей с тяжелым геморрагическим и ишемическим поражением мозга// Клиническая лабораторная диагностика - 2004. - № 9. – С. 76-77.

2. Осадшая В.Н., Гавриков Л.К., Ергиева С.И., Давыдова А.Н., Молоканова Н.П., Хлынова Н.А. Влияние гендерных различий на тяжесть состояния недоношенных детей в раннем неонатальном периоде// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 3-8

3. Стрижаков А.Н., Давыдов А.И., Белоцерковцева Л.Д., Игнатько И.В. Физиология и патология плода. - М.: Медицина, 2004. – С. 180-240.

4. Хурасева А.В. Современный взгляд на синдром задержки внутриутробного развития плода// Гинекология. – 2009. - Т. 9. - № 5. - С. 40-45.

5. Чехонин В.П., Дмитриева Т.Е., Жирков Ю.А. Иммунохимический анализ нейроспецифических антигенов. - М.: Медицина, 2000. – 36 с.

6. Arumugam T., Simeone D.M., Schmidt A.M., Logsdon C.D. S100P stimulates cell proliferation and survival via receptor for activated glycation end products (RAGE)// J. Biol. Chem. - 2004. - Vol. 279. - P. 5059-5065.

7. Barger S.W., Van Eldik L.J. S100b stimulates calcium fluxes in glial and neuronal cells// J. Biol. Chem. - 1992. - Vol. 267. - P. 9689-9694.

8. Clifton V.L. Sex and the human placenta: mediating differential strategies of fetal growth and survival// Placenta. – 2010. – Vol. 31. – P. 33–39.

9. Donato R. Functional roles of S100 proteins, calcium-binding proteins of the EF-hand type// Biochimica et Biophysica Acta. - 1999. - Vol. 1450. - P. 191-231.

10. Heizmann C.W. The multifunctional S100 protein family// Methods Mol. Biol. - 2002. - V. 172. - P. 69-80.

11. Ingemarsson I. Gender aspects of preterm birth// International Journal of Obstetrics and Gynaecology. – April 2003. – Vol. 110, Suppl. 20. – P. 34-38.

12. Kent A.L., Wright I.M., Abdel-Latif M.E. and the New South Wales and Australian Capital Territory Neonatal Intensive Care Units Audit Group. Mortality and Adverse Neurologic Outcomes Are Greater in Preterm Male Infants// Pediatrics. – 2012. – Vol. 129, №1. – P. 124-129.

13. Landar A., Caddell G., Chessher J., Zimmer D.B. Identification of an S100A/S100B target protein: phosphoglucomutase// Cell Calcium. - 1996. - Vol. 20. - P. 279-285.

14. Lue L.F., Yan S.D., Stern D.M., Walker D.G. Preventing activation of receptor for advanced glycation endproducts in Alzheimer’s disease// Curr. Drug Targets CNS Neurol. Disord. - 2005. - Vol. 4. - P. 249-266.

15. Marenholz I., Heizmann C.W., Fritz G. S100 proteins in mouse and man: from evolution to function and pathology (including an update of the nomenclature)// Biochem. Biophys. Res. Commun. - 2004. - Vol. 322. - P. 1111-1122.

16. Sorci G., Agneletti A.L., Bianchi R., Donato R. Association of S100B with intermediate filaments and microtubules in glial cells// Biochim. Biophys. Acta. - 1998. - Vol. 1448. - P. 277-289.

17. Zeitlin J., Saurel-Cubizolles M. J., De Mouzon J. et al.: Fetal sex and preterm birth: are males at greater risk?// Human Reproduction. – 2002. – Vol. 17. – № 10. – P. 2762–2768.