Показатели качества жизни детей дошкольного возраста в Удмуртской Республике

Ижевская государственная медицинская академия

Качество жизни (КЖ) является одним из важнейших понятий, описывающих интегральные характеристики человеческого существования. Первоначально качество жизни рассматривали как явление социально-экономического порядка, отражающие уровень жизни населения или определенных его слоев в масштабе отдельно взятого государства. В настоящее время качество жизни является системным явлением, охватывающим разные стороны человеческой жизни разных возрастов [1]. Популяционные исследования качества жизни проводятся в педиатрии редко. Однако, определение региональных особенностей в детской практике представляется актуальной проблемой [2].

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии проводилось в 5 этапов. Первый этап - библиографический и аналитический, второй - статистический, третий - популяционное исследование качества жизни детей с 2-18 лет в городе Ижевске и 24 районах Удмуртии, четвертый - определение региональных нормативов качества жизни детей в Удмуртии и выявление социально-общественных факторов, влияющих на уровень качества жизни, пятый - разработка комплекса мероприятий по улучшению здоровья детей на основе показателей качества жизни. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 5-7 лет, касающийся региональных нормативов КЖ.

Расчет объема репрезентативной выборки для популяционного исследования проводился с использованием статистического метода, основанного на определении статистической надежности информации. Была установлена численность генеральной совокупности, соотношение мужского и женского пола, распределение по месту жительства. Определение необходимой численности выборки основывалась на формуле предельной ошибки выборки. В последствии при бесповторном случайном отборе необходимая численность выборки вычислялась по формуле с использованием дисперсии, коэффициента доверия и предельной ошибки выборки.

Качество жизни детей дошкольного возраста изучено у 326 респондентов 5-7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртии. В возрастной группе 5-7 лет для опроса детей использовали интервьюирование. Инструментом стал общий опросник, блок PedsQLтм4.0 для детей 5-7 лет. Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ) и функционирование в детском саду (ФДС). Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

При проведении анализа показателей качества жизни выявлены удручающие низкие баллы по всем аспектам (табл. 1). Дети 5-7 лет не чувствуют себя физически сильными, испытывают затруднения при выполнении повседневной физической работы (ФФ=65,84). Низкая оценка (69,56) получена по шкале «функционирование в детском саду», что может отражать наличие проблем при посещении детского дошкольного заведения (невнимательность, забывчивость, затруднения при выполнении заданий, пропуски по болезни). Низкие показатели по шкалам «эмоциональное функционирование» и «социальное функционирование» свидетельствуют о наличии у ряда детей психоэмоциональных реакций (чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной лабильности), а также неудовлетворительной социализации в обществе (ЭФ=72,48; СФ=77,87).

При сравнении гендерных различий установлено, что мальчики дошкольного возраста имеют более высокие баллы по всем аспектам качества жизни. Девочки дошкольного возраста эмоционально более уязвимы, чем их одногодки мужского пола (ЭФ=67,56±26,91 против 77,72±20,44; p<0,001). И в детском саду мальчики чувствую себя более уверенно. Они лучше справляются с заданиями, более внимательны и ответственны (72,97±14,30 против 66,35±18,16; p<0,001). Наличие таких тенденций и обеспечивает дошкольникам мужского пола более высокий общий балл (72,53±13,67 против 69,14±16,65; p<0,05).

На первый взгляд, проживание в городской или сельской местности (табл. 2) не влияет на показатели качества жизни дошкольников (p˃0,05). В то же время сельские дети имеют незначительно более высокие баллы в аспектах «физическое функционирование» (66,73±17,19 против 65,12±20,37 у городских дошкольников) и «функционирование в детском саду» (70,25±17,18 против 69,00±16,34), разница не достоверна (p˃0,05). А вот по шкале «социальное функционирование» мы получили достоверную разницу. Сельские дети более социализированы в обществе. Они имеют меньше проблем в общении и по шкале «социальное функционирование» предпочтительный балл (80,14±17,81 против 76,03±16,97 у городских детей, p<0,05).

Мальчики проживающие в городе (табл.3), наиболее высоко оценили «эмоциональное функционирование» (81,54±17,12 против 67,98±30,83, соответственно, p<0,001) и «функционирование в детском саду» (75,38±10,14 против 62,47±18,79, соответственно, p<0,001). С учетом этих данных и общий балл качества жизни у девочек ниже и имеет достоверную разницу (67,84±18,12 против 73,08±13,38, соответственно, p<0,05).

А вот мальчики и девочки, проживающие в сельской местности Удмуртии, чувствуют себя одинаково и имеют практически идентичные баллы (табл. 4). Похожая тенденция (достоверная разница между показателями качества жизни городских девочек и мальчиков и отсутствие разницы в гендерных особенностях у сельских детей) наблюдается также у детей 2-4 лет, проживающих в Удмуртии.

Таблица 1. Параметры КЖ детей 5-7 лет, М±δ

Таблица 1. Параметры КЖ детей 5-7 лет, М±δ

Примечание: достоверность различий между девочками и мальчиками 5-7 лет: * - p<0,05; *** - p<0,001.

Таблица 2. Параметры КЖ детей 5-7 лет в зависимости от места жительства, М±δ

Таблица 2. Параметры КЖ детей 5-7 лет в зависимости от места жительства, М±δ

Примечание: достоверность различий между девочками и мальчиками 5-7 лет * - p<0,05.

Таблица 3. Параметры КЖ детей 5-7 лет, проживающих в городе, М±δ

Таблица 3. Параметры КЖ детей 5-7 лет, проживающих в городе, М±δ

Примечание: достоверность различий между мальчиками и девочками, проживающими в городе * - p<0,05; *** - p<0,001.

Таблица 4. Параметры КЖ детей 5-7 лет, проживающих в селе, М±δ

Таблица 4. Параметры КЖ детей 5-7 лет, проживающих в селе, М±δ

Примечание: достоверность различий между мальчиками и девочками, проживающими в селе p>0,05.

При сравнении всей группы детей 5-7 лет установлено преобладание показателей качества жизни мальчиков в отличии от девочек. В результате проведенного исследования получены более предпочтительные баллы у сельских девочек. Таким образом, можно предположить, что низкие показатели качества жизни у девочек общей группы связаны именно с городскими девочками. Самыми значимыми являются шкалы «социальное функционирование» (80,63±18,83 против 75,84±16,69 у городских девочек, p>0,05) и «функционирование в детском саду» (70,72±16,47 против 62,47±18,79 у городских девочек, p<0,01).

Показатели качества жизни мальчиков имеют разнонаправленные сдвиги. Мальчики, проживающие в селе, также имеют более высокие баллы по шкале «социальное функционирование» (79,55±16,65 против 76,21±17,33) и «физическое функционирование» (67,40±17,22 против 64,08±22,17), но достоверной разницы мы не получили. А вот аспекты качества жизни, характеризующие психосоциальное здоровье, у сельских мальчиков имеют тенденцию к снижению: «эмоциональное функционирование» (72,54±23,38 против 81,54±17,12; p<0,01) и «функционирование в детском саду» (69,70±18,09 против 75,38±10,14; p<0,05).

Проведенный корреляционный анализ позволил установить, что пол ребенка оказывает влияние на следующие аспекты качества жизни: «эмоциональное функционирование» (r=0,21, p<0,001), «функционирование в детском саду» (r=0,2, p<0,001) и «общий балл» (r=0,11, p<0,04). Место жительства ребенка (город-село) оказывает влияние на аспект качества жизни «социальное функционирование» (r=-0,12, p<0,034).

Используя метод однофакторного дисперсионного анализа ANOVA выявлено, пол ребенка влияет на аспект «общий бал» (p=0,046) качества жизни. А место проживания (город-село) оказывает влияние на «социальное функционирование» (p=0,034).

Таким образом, у детей дошкольного возраста среди всех аспектов качества жизни наиболее высокое значения установлено у аспекта «социальное функционирование», в то время как шкалы «физическое функционирование», «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду» отличались более низким уровнем. Качество жизни девочек дошкольного возраста ниже, чем у мальчиков по всем аспектам и в большей степени в шкалах «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду». Проживание в городской или сельской местности не влияет на показатели качества жизни дошкольников, но имеются гендерные особенности: отсутствие разницы в аспектах качества жизни у сельских девочек и мальчиков и более высокие баллы по шкалам «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду» у городских мальчиков в отличие от городских девочек. Пол ребенка и место жительства влияют на качество жизни детей от 5-7 лет.

Список использованных источников:

1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М.: Союз педиатров России, 2010. – 272 с.

2. Винярская И. В. Современное состояние проблемы изучения качества жизни в педиатрии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2006. - № 3. – С. 28-31.