Актуальность. В Тверском регионе, как и в целом по России, многие показатели состояния здоровья населения, в том числе молодёжи, остаются катастрофическими.
Цели современной отечественной социальной политики, здорового образа жизни, качества медицины взывают к интеграции научных и образовательных усилий по разработке и пропаганде медицинских и социально-гуманитарных технологий в области сохранения здоровья молодежи и создания ряда конструктивных ценностных ориентиров в сфере самосохранительного поведения (прежде всего у подростков и молодежи), направленных на конструирование осознанного принятия стиля жизни с доминированием ценности «здоровья». Идентификация, сравнительная оценка медико-психологических рисков, качества жизни, их верификация в контексте сохранения потенциала здоровья позволяет получить новые данные в распознавании поведенческих аттитюдов в области здоровья у российской молодёжи. Релевантным трансформирующемуся, расширяющемуся понятию «здоровье» сегодня становится концепт «качество жизни». Многомерное понятие качества жизни презентует физические, психические и социальные реалии и жизнедеятельность человека. Качество жизни – интегральный показатель жизненного пространства, личностного, субъектного, профессионального потенциала, здоровья человека. Идентификация качества жизни зависит как от объективных характеристик, так и от субъективных (эмоциональных, ценностных, экзистенциальных) установок человека [5]. При диагностике качества жизни сегодня большое внимание уделяется дифференциации субъективных и объективных показателей, оценке влияния здоровья на разные сферы жизни, а также оценке динамики состояния в разных сферах. Субъективные установки и оценки позволяют получить также независимые данные и надёжно их проанализировать. У студентов-медиков учебная нагрузка значительно выше, чем у студентов других вузов. Особенности обучения в медицинском вузе инициируют повышенное внимание за физиологическими, психическими, психологическими параметрами здоровья будущих врачей, особенно на первом этапе профессионализации - первом курсе вузовского обучения.
Состояние здоровья подростков за последние 10 лет по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) характеризуется снижением доли здоровых – с 45% до 34%; увеличением более чем в 2 раза доли детей, имеющих хронические заболевания и инвалидность, ежегодным приростом заболеваемости у подростков на 5-7% [4]. С 5-6 летнего возраста к моменту окончания школы количество детей III группы здоровья, т.е. детей с хронической патологией увеличивается с 27% почти до 70%, причем в структуре хронической патологии у подростков наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения и нервно-психические болезни [1]. Показатели здоровья подростков в Тверской области отражают основные тенденции Федерации в данном вопросе. Как показала Всероссийская диспансеризация, 2/3 подростков имеют существенные отклонения здоровья, требующие коррекции. В целом, уровень общей заболеваемости детей в Тверской области выше, чем в Российской Федерации (РФ).
Подростковый возраст характеризуется сопряжением всех компонентов здоровья (физического, психического, репродуктивного и психосоциального). Именно в этот период ребенок проходит один из сложнейших биологических этапов своей жизни – период полового созревания, когда формируется репродуктивное здоровье и психо-сексуальное осознание [2]. Все существенные проблемы этого периода возникают, когда резервов адаптации у ребенка недостаточно. Тогда пубертатная перестройка рискует закончиться для подростка рядом соматических или психических заболеваний [7].
Цель исследования: изучение возможности использования ряда функциональных, биохимических и психологических параметров в качестве экспресс-метода для оценки резервов адаптации у современных подростков.
Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие 82 подростка I и II группы здоровья в возрасте от 16 до 18 лет, учащихся первого курса Тверской государственной медицинской академии. Обследование проводилось на основе добровольного информированного согласия родителей или законных представителей детей. В первую (основную) группу обследования были включены подростки, имеющие отклонения от реферативных значений хотя бы в одной из физиологических проб. Вторую группу (сравнения) составили подростки, показатели кардиореспираторных проб которых находились в пределах физиологической нормы.
Функциональная и биохимическая диагностика подростков проведена на базе лаборатории подросткового здоровья Тверской государственной медицинской академии и включало: определение уровня здоровья детей с установлением группы здоровья (согласно Приказу МЗ РФ №621 от 30.12.2003), исследование ряда метаболических показателей (кальция, магния, калия, натрия, секреторного sIgA, кортизола) в секрете ротовой жидкости, а также данные функциональных методов исследования (динамометрия, кардиоинтервалография с оценкой вегетативной регуляции по Р.М.Баевскому, спирография, пробы Штанге и Руфье).
Психодиагностическое исследование осуществлено на базе психодиагностической лаборатории личностного потенциала и качества жизни с использованием Аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр». Диагностический инструментарий исследования составили методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, который предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития и включает шкалы: нервно-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативный потенциал (КП), моральную нормативность (МН) и интегральную шкалу личностного адаптационного потенциала (ЛАП); а также шкала оценки удовлетворенности жизнью (SWLS), разработанная Э. Динером и предназначенная для измерения глобальной удовлетворенностью жизнью.
Для оценки достоверности полученных результатов использовались параметрические (критерий Стьюдента с учетом поправки Бонферони) и непараметрические критерии (метод угловых отклонений Фишера). Различия между группами считались достоверными при значении показателей не менее p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. До настоящего времени универсальным показателем оценки функциональных резервов и адаптивно-компенсаторных функций организма является состояние кардиореспираторной системы. Исходя из данного утверждения, было проведено изучение показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем в группах исследования. У всех респондентов были оценены показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), а также резервного объема (РО) вдоха и минутной вентиляции легких (МВЛ). Средние значения показателей представлены в табл. 1.
Таблица 1. Значения данных спирографии у подростков, отнесенных к различным группам обследования (M±m)
Как видно из табл. 1, от 5% до 25% обследованных подростков имели показатели ЖЕЛ, ФЖЕЛ, РО вдоха, МВЛ ниже реферативных значений.
Среди распространенных проб, отражающих уровень устойчивости организма к гипоксии и характеризующих функциональное состояние кардиореспираторной системы является проба Штанге-Генче. Средневозрастные реферативные значения пробы Штанге-Генче составляют от 64 с до 71 с. К сожалению, почти у 56% обследованных показатели были ниже реферативных значений. Значения показателей представлены в табл. 2.
Одним из показателей вегетативного статуса и функционального состояния сердечно-сосудистой системы является индекс Руфье-Диксона. Низкие значения индекса Руфье-Диксона свидетельствуют о более высоком уровне адаптационных резервов организма. Значения индекса более 10,10±0,38 у.е. указывают на повышение активности симпатоадреналовой системы и более высокую степень напряженности регуляторных механизмов. Как видно из табл. 2, состояние кардиореспираторной системы около половины обследованных подростков характеризуются сниженным уровнем адаптационных возможностей.
Таблица 2. Значения показателей индекса Руфье-Диксона и пробы Штанге-Генче у подростков, отнесенных к различным группам обследования
Однако, несмотря на то, что данные методы исследования в целом отражают особенности адаптационных резервов организма, они практически не используются при массовом, диспансерном обследовании детей, т.к. требуют специальных условий проведения, подготовки и обучения персонала, достаточно трудоемки, длительны по времени и не всегда воспроизводимы. Все вышесказанное с учетом психологических особенностей детей подросткового возраста делает проведение этих проб весьма затруднительным.
Для решения данной проблемы нами был проведено исследование ряда биохимических параметров секрета ротовой жидкости на предмет их возможного использования для оценки адаптационных резервов организма подростков при скриннинговом обследовании. В отличие от хорошо изученной сыворотки крови, состав ротовой жидкости стал предметом рассмотрения только в течение последних десятилетий. Эти исследования имеют хорошие перспективы для неинвазивных способов скрининга за здоровьем, выработки алгоритмов диагностики и прогноза возможности возникновения и характера течения заболеваний [3].
По результатам предыдущего исследования были отобраны две группы подростков с различным уровнем адаптационных характеристик. Основную группу составили 50 подростков, имевшие, по результатам кардиореспираторных проб сниженные резервы адаптации. В группу контроля вошли 32 подростка, показатели кардиореспираторных проб которых были в пределах возрастных значений. Группы были статистически сопоставимы по возрастно-половому составу.
Результаты исследования представлены в табл. 3. Проверка на нормальность распределения показала для большинства параметров несоответствие функций распределения нормальному закону, для сравнения групп был использован непараметрический тест сравнения Mann-Whitney U.
Таблица 3. Содержание отдельных компонентов секрета ротовой жидкости у подростков с различным уровнем резервов адаптации
Примечание: * - р 1-2 – разность средних межгрупповых значений, ДГЭА - полифункциональный стероидный гормон.
ДГЭА-с – это полифункциональный стероидный гормон, вырабатывается в надпочечниках, в ходе метаболизма преобразуется в такие гормоны, как: тестостерон, эстроген, кортикостерон, прогестерон. В связи с этим, достоверно низкое его содержание у подростков основной группы может указывать на изменение гормонального фона у таких детей и возможные нарушения в формировании репродуктивной функции в дальнейшем. Кроме того пониженный уровень ДГЭА-с у детей основной группы возможно свидетельствует о нахождении ребенка в состоянии «хронического стресса», что подтверждает полученные ранее результаты кардиореспираторных проб.
Исследование адаптационных возможностей с помощью психодиагностической методики «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина показало (табл. 4), что высокий уровень поведенческой регуляции отмечается у 7% испытуемых в первой группе и 20% - во второй. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Средний уровень поведенческой регуляции (ПР) отмечается у 43% испытуемых в первой группе и 50% - во второй. Процесс социализации подростков этой группы осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние на ранних этапах адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля. Низкий уровень поведенческой регуляции отмечается у 50% испытуемых в первой группе и 30% - во второй. Они отличаются определенной склонностью к нервно-психическим срывам, отсутствием адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности (рис.1). Сравнительный анализ исследуемых параметров представлен на рис. 1.
Таблица 4. Показатели психодиагностического исследования адаптационного потенциала подростков
Примечание: * - КЖ – качество жизни.
Рис. 1. Уровень поведенческой регуляции подростков.
Высокий уровень КП был выявлен у 7% испытуемых первой группы и у 33% - второй. Они легко устанавливают контакты с окружающими и не конфликтны. Средний уровень коммуникативного потенциала был выявлен у 80% подростков первой группы и у 54% - второй. Они способны устанавливать контакты с окружающими, в межличностных отношениях характеризуются умеренной конфликтностью. Низкий уровень коммуникативного потенциала был выявлен у 13% испытуемых как в первой, так и во второй группах. Они испытывают затруднения в построении контактов с окружающими, проявляют агрессивность и повышенную конфликтность (рис. 2).
Рис. 2. Уровень коммуникативного потенциала подростков.
Высокий уровень МН был выявлен у 38% подростков в первой группе и у 36% - во второй. Средний уровень у 56% первой группы и у 58% - во второй. Они адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения. Низкий уровень у 6% испытуемых как в первой, так и во второй группе. Эти подростки не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения (рис.3).
Рис. 3. Уровень моральной нормативности подростков.
Высокий уровень ЛАП диагностирован у 10% испытуемых первой группы и у 32% - второй. Эти подростки достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала диагностирован у 64% испытуемых первой группы и у 55% - второй. Большинство этих студентов обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от условий внешней среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Пониженный уровень личностного адаптационного потенциала диагностирован у 26% испытуемых первой группы и у 13% - второй. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состоя, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки (рис.4).
Рис. 4. Уровень личностного адаптационного потенциала подростков.
В ходе исследования уровня качества жизни (УКЖ) было выявлено, что крайне низкий УКЖ был выявлен у 3% испытуемых первой группы и у 1% - во второй группе. Низкий УКЖ отмечался у 28% в первой группе и у 16% - во второй. Ниже среднего УКЖ был оценен 36% подростков в первой группе и 25% - во второй. Средний УКЖ был зафиксирован у 16% - в первой группе и у 31% - во второй. УКЖ выше среднего был выявлен у13% подростков первой группы и у 19% - во второй. Наличие высокого УКЖ отмечали 4% испытуемых в первой группе и 8% во второй (рис.5).
Рис. 5. Уровень качества жизни подростков: КН – крайне низкий, Н – низкий, НС – ниже среднего, С – средний, ВС – выше среднего, В – высокий.
Проведенные исследования показали, что у детей основной группы по сравнению с детьми контрольной группы наблюдалось повышение на 10,3% уровня кальция (Са) на фоне неизменных показателей натрия (Nа). Повышенное содержание ионов кальция в ротовой жидкости, возможно, указывает на компенсаторно-приспособительную реакцию организма, так как ионы кальция способствуют восстановлению фосфолипидов клеточных мембран [13]. Как видно из табл. 3 у подростков основной группы содержание калия (К) и магния (Mg) была ниже, а авидность sIgA выше, чем у детей из группы контроля. Как хорошо известно, авидность антител тем выше, чем длительнее циркулирует в организме причинно значимый антиген. Следовательно, для объяснения полученных результатов требуются углубленные исследования по оценке спектра и количества высеваемой из зева флоры.
Более низкие значения К и Мg в секрете ротовой жидкости у детей со сниженными резервами адаптации подтверждают наличие у них хронической стрессовой реакции, что, безусловно, снижает резервные возможности организма и повышает риск развития «срыва» адаптации, а возможно, и риск формирования у таких детей склонность к бронхообструкции, с которой коррелирует снижение магния [6]. Кроме того, снижение уровня магния, обусловливая изменения секреторной активности тучных клеток, приводит к неконтролируемому выбросу гистамина, который может вызвать уменьшение числа Е-РОК, что говорит о вовлечении в патологический процесс иммунной системы [10].
Данное положение получило подтверждение в наших исследованиях. Так статистически значимое (р=0,003) повышенное содержание sIgA у подростков основной группы мы связываем с целым спектром причин. Возможно, что у подростков длительно находящихся в состоянии «хронического стресса» формируется так называемый синдром дезадаптации, который в свою очередь спровоцировал у них временную иммунную недостаточность и физиологический вторичный адаптационный иммунодефицит, который мог усугубить физиологический пубертатный вторичный иммунодефицит. А на фоне иммунной недостаточности, даже временной, легче формируются заболевания, в частности хронические тонзиллиты, кариес, патология десен, гастриты и др., сопряженные с повышенным уровнем микробной флоры в полости рта, для нейтрализации которой и предназначены секреторные иммуноглобулины.
Учитывая, что значительную роль в организации адаптационных реакций играет эндокринная система, как одна из интегральных составляющих общего адаптационного синдрома (Селье Г., 1960; Адо А.Д., 1990), а гормоны коры надпочечников являются основными соединениями, обеспечивающими его развитие [12], оценка функциональных резервов организма на основе изменения концентрации кортизола в слюне является, с этих позиций, достаточно перспективной. Динамика уровня кортизола в сыворотке крови и слюне имеет одинаковый профиль, что позволяет использовать определение уровня кортизола в слюне как неинвазивный диагностический метод [11].
При анализе полученных данных установлено, что подавляющее большинство подростков группы сравнения имели референтные значения уровня кортизола, в то время как в основной группе содержание кортизола в ротовой жидкости было достоверно ниже. Учитывая, что кортизол выполняет мобилизационную функцию, направленную на использование белковых ресурсов для энергетического обеспечения [8], сниженное содержание кортизола (показатели были ниже референтных значений у 59,3% подростков основной группы) может свидетельствовать о гормональном дисбалансе гипофизарно-надпочечниковой системы, неспособности к эффективной адаптации [9] или истощении адаптационный возможностей. Полученные данные позволяют отнести таких подростков к группе высокого риска по снижению уровня здоровья.
Результаты психодиагностического исследования адаптационного потенциала подростков демонстрируют, что в большинстве случаев низкий уровень ПР был выявлен у подростков первой группы, которые имеют отклонения от реферативных значений хотя бы в одной из физиологических проб. Высокий уровень ПР в большинстве случаев был зафиксирован у подростков второй группы, где показатели кардио-респираторных проб находились в пределах физиологической нормы. Высокий уровень КП диагностируется в большинстве случаев среди подростков второй группы, а средний – в первой. Распределение уровней моральной нормативности было примерно одинаковым в обеих группах. Высокий уровень ЛАП преимущественно преобладает среди подростков второй группы, а удовлетворительный и пониженный – среди первой. Следовательно, будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, уровень качества жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов уровня качества жизни студентов-медиков.
Выводы. Проведенные исследования показали, что для оценки уровня индивидуального здоровья и резервов адаптации подростков в качестве метода скриннинговой диагностики могут быть использованы метаболические показатели секрета ротовой жидкости. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Случаи нарушения адаптации могут приводить к развитию психосоматических заболеваний, срывам в профессиональной деятельности, отклоняющимся (девиантным) формам поведения. Донозологическая диагностика, оценка адаптационных возможностей, психологического статуса и уровня качества жизни подростка с учетом конкретных социально-средовых условий делает систему медико-психолого-социального мониторинга эффективным средством сохранения здоровья детского населения и одновременно инструментом для активного управления формированием здоровья студентов.