Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.).
Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.
Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний.
Антропометрические измерения в соответствии с существующими нормативными документами должны проводиться в отношении всех групп населения.
Активно используется оценка антропометрических показателей и в судебной медицине, например, для решения вопроса - «половой зрелости», установление возраста по антропологическим, антропометрическим признакам.
Полученные при изучении антропометрических показателей значения сравнивают со свободными таблицами пограничных возрастов П.А. Максина и В.А. Надеждина.
Следует заметить, данные таблицы были составлены в 1956 г. и в связи с произошедшим феноменом акселерации они устарели, и не могут быть эффективно применены в производстве экспертиз [1-6].
Для указанных целей могут быть также использованы центильные таблицы, составленные специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2006 г. [7]. Но они содержат информацию только о детях в возрасте до 5 лет, что ограничивает их применение.
Отсутствие современных диагностических таблиц для антропометрического обследования детей и подростков 6-17 лет значительно снижает эффективность и ценность подобных исследований и не позволяет использовать их результаты в клинической практике, что и послужило основанием для проведения данной работы.
Подобного рода исследования на территории Российской Федерации в последние годы не проводились т.к., они трудоемкие (требуют тщательной подготовки персонала) и дорогостоящие.
Цель: составить актуальные антропометрические (центильные) таблицы для детей 6-17 лет.
Материалы и методы. Антропометрические исследования проводились коренным жителям Тверской и Московской областей, были осмотрены 2240 лиц обеих полов, в возрасте от 6 до 17 лет.
Распределение по полу: мальчиков - 48,1%, девочек - 51,9%, городских жителей 84,3%, сельских 15.7%.
Проводилась оценка основных антропометрических показателей: масса тела, рост, окружность головы и грудной клетки.
Физиологическое исследование проводилось по единой унифицированной методике антропометрических измерений [8].
Взвешивание и измерение проводилось утром, натощак. Измерение массы тела проводилось с помощью медицинских весов.
Для измерения роста пользовались вертикальным ростомером с откидной скамейкой высотой 25 см от площадки ростомера.
Измерение окружности грудной клетки производилось путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососкового кружка. Измерение проводили трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Во время исследования ребенок находился в положении стоя с опущенными руками. У девочек пубертатного периода ленту накладывали над грудной железой в месте перехода кожи на железу.
Обследование проводилось в организованных детских коллективах.
Результаты исследования.
Разработанные центильные таблицы представлены в табл. 1-8.
Таблица 1. Масса тела мальчиков, кг.
Таблица 2. Масса тела девочек, кг.
Таблица 3. Длина тела (рост) мальчиков от 6 до 17 лет, см.
Таблица 4. Длина тела (рост) девочек от 6 до 17 лет, см.
Таблица 5. Окружность головы мальчиков от 6 до 16 лет, см.
Таблица 6. Окружность головы девочек от 6 до 16 лет, см.
Таблица 7. Окружность грудной клетки мальчиков от 6 до 17 лет, см.
Таблица 8. Окружность грудной клетки девочек от 6 до 17 лет, см.
Разработанные центильные таблицы применяют следующим образом. Полученные в ходе антропометрического обследования показатели сравнивают со значениями в таблицах. К вариантам нормы относят значения, попадающие в 3-6 центильный интервал (коридор), то есть в зону от 10 до 90 центилей. Положение результатов измерения в зоне 2-го интервала говорит о «пониженном» показателе, в зоне 7-го - о «повышенном». Соответственно, в зоне 1-го интервала - о «низком», в зоне 8-го - о «высоком» показателе.
В случае если разница между любыми из полученных центильных интервалов равна или меньше 1, то развитие оценивали как гармоничное, 2 - дисгармоничное, 3 и выше - резко дисгармоничное.
Вывод. Разработаны актуальные центильные таблицы для оценки физического развития детей 6-17 лет, которые могут быть использованы при проведении антропометрического обследования.