Русский English

Данагулян Г.Г.

Оценка возможностей фармацевтической службы дистанционного предоставления информации о рациональном использовании лекарств медицинским и фармацевтическим специалистам

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Введение. Одной из задач государственной политики в сфере обращения лекарств является повышение информированности медицинских специалистов в вопросах лекарственного обеспечения в целях безопасности, эффективности и качества терапии [1]. Отсутствие доступных информационных источников о применении лекарственных средств надлежащего качества для врачей, провизоров и населения – одна из причин, влияющих на эффективное функционирование системы лекарственного обеспечения и формулярной системы [2, 3].

Телекоммуникационные каналы передачи данных, при условии их доступности для широких слоев населения и специалистов, обладают реальным потенциалом способствовать решению изложенных задач.

По определению Института Медицины США дистанционное предоставление всех аспектов фармацевтической опеки посредством коммуникационных технологий рассматривается под термином «телефармация» [4].

Растущая роль телефармации подтверждается увеличением количества научных публикаций. В базах MEDLINE и Academic Search Premier за 2008-2013 гг. имеется на 30% больше публикаций, посвященных данной тематике, чем за предшествующие 30 лет. Отдельные публикации за последние 15 лет утверждают, что телефармация способствует повышению качества предоставляемой фармацевтической помощи в госпитальном и аптечном сегменте на частном, общественном и государственном уровнях.

Результаты исследований, проведенных в 2000-2012гг. показали, что при помощи телекоммуникационных каналов обеспечивается круглосуточная доступность данных о способах безопасного приема ЛП: показания, дозирование, совместимость, противопоказания и побочные эффекты и т.д. [5, 7, 8].

Дистанционные каналы трансфера информации могут способствовать повышению рациональности назначения лекарственных средств (ЛС) за счет доступа врачей к следующим данным: клинические руководства; сравнительные характеристики ЛС (клинические и сравнительные испытания); эссенциальные ЛС; цены, доступность, статус продукта (рецептурный, безрецептурный, БАД и т.д.); история приема ЛС конкретным пациентом, побочные эффекты; законы и нормативные акты.

Следует отметить, что возможности дистанционных телекоммуникационных каналов передачи информации создают прочную основу для повышения эффективности процесса организации фармацевтической помощи. Очевидно, что развитие телефармации позволит специалистам добиться более безопасного использования ЛС.

В результате изучения и анализа литературных и официальных источников, характеризующих проблему нерационального использования и назначения лекарств, а также систематизации научных и практических данных о телефармации, выявлена потребность в качественной и количественной оценке возможностей отдельных телекоммуникационных каналов в качестве источников информации о рациональном назначении лекарств для специалистов.

Цель данного исследования - качественная и количественная оценка возможностей специализированной оперативной службы (профессиональная горячая линия), предоставляющей дистанционные консультации о рациональном назначении и использовании лекарств по телефону в городе Ереване, восполнение дефицита фармацевтической информации у медицинских и фармацевтических работников.

Методы. Исследование проведено на базе специализированной оперативной службы (профессиональная фармацевтическая горячая линия), предоставляющей дистанционные консультации о рациональном назначении и использовании лекарств по телефону в городе Ереване.

На первом этапе создания службы нами были сформулированы основные задачи ее функционирования и виды предоставляемых консультаций для медицинских и фармацевтических специалистов: специализированные, справочные и правовые.

Специализированная фармацевтическая консультация подразумевала предоставление следующей информации:

а) о безопасном и рациональном назначении лекарственных препаратов (побочные действия, противопоказания, взаимодействие с другими лекарствами и пищей, условия хранения);

б) информация о взаимозаменяемости лекарств – генерическая замена;

в) научные данные доказательной медицины о ЛС;

г) информация о клинических руководствах различных стран и профессиональных ассоциаций.

Другой аспект помощи, оказываемой службой специалистам, состоял в предоставлении справочной информации относительно фармацевтической сферы:

а) контакты фармацевтических организаций и их узкоспециализированные возможности;

б) информация о зарегистрированных в Республике Армении ЛС,

в) официальные данные о статусе фармацевтических продуктов (ОТС, БАД, сильнодействующие препараты и т.д.);

г) данные об ассортименте аптек и ценах на лекарственные препараты;

Правовой аспект предоставления данных включал в себя:

а) консультации, касающиеся официальных данных, которые включали: информацию о законах, нормативных актах, системе льготного предоставления лекарств группам социального и экономического риска.

б) информация о списке ЛС, разрешенных к распространению в рамках льготных государственных программ;

На втором этапе развития и функционирования службы была спроектирована автоматизированная информационная система для архивации, обновления и поиска данных на базе программы MS SQL.

Были осуществлены сбор, ввод и обработка информации, необходимой для работы службы (более 75 000 страниц формата А4). Произведена приоритизация информации по принципу: первичный официальный источник (информация, утвержденная государственными органами, содержащаяся в инструкции лекарств, регистрационном досье); первичный неофициальный источник (официальная интернет-страница); вторичные источники (справочники, научные статьи, каталоги, данные предоставленные коммерческими структурами); ретроспективные данные, сохраненные в архиве.

Были сформулированы принципы работы службы на основе «Руководства по надлежащей аптечной практике» ВОЗ и Международной Федерации Фармацевтов, в которой отражены стандарты работы специалистов, освещены основы рационального использования лекарств [6],[9], на их основе обучены консультанты службы (врачи и провизоры). Информация о телефонном номере службы распространялась среди специалистов и потребителей лекарств посредством прямой рассылки (буклеты, флайеры, брошюры), рекламы в СМИ (радио, телевидение), а также в электронном формате (контекстная и прямая интернет реклама).

На последнем этапе были сформулированы и утверждены количественные и качественные критерии учета и анализа деятельности службы. Сконструированы отчетные формы на базе автоматизированных программ и приложений: Win Tariff, MSSQL, MS Excel.

Результаты. В результате функционирования службы в период с 01.01.2012 до 31.12.2012 специализированная фармацевтическая горячая линия города Еревана получила 51 093 идентифицированных звонков обращений. Из них 31 156 (60,9%) от потребителей лекарств, 10730 (21%) от фармацевтических работников, 8173 (15,9%) от врачей, 1034 2 (2,0%) от работников профильных государственных структур (Министерство Здравоохранения Республики Армения, Научный центр экспертизы лекарств и медицинских технологий). Графическое распределение по группам пользователей услуги представлено на рис. 1.

Рис. 1. Графическое распределение по группам пользователей услуги

Рис. 1. Графическое распределение по группам пользователей услуги

Классификация поступивших от медицинских и фармацевтических работников запросов приведена в табл. 1.

Нужно отметить, что несмотря на то, что в исследуемый период было зафиксировано 18 903 обращений от специалистов, количество запросов от них составило 23 580. В среднем каждое обращение в специализированную телефонную службу соответствовало 1,24 запросу. Наиболее частыми сопряженными запросами являлись: «О поставщиках и представительствах» с запросом о «Ценах и наличии в аптеках», а также «О статусе регистрации в Республике Армения» с запросом «О взаимозаменяемости лекарств (синонимы, генерическая замена)».

Таблица 1. Типы и количество запросов пользователей в службу

Таблица 1. Типы и количество запросов пользователей в службу

Поступившие от медицинских и фармацевтических работников 23 580 запросов распределились между специалистами следующим образом: от врачей – 10 029, от провизоров и фармацевтов – 13551.

Примечательно, что детальное рассмотрение статистических данных о запросах «О правилах приема и назначения ЛС, информации о свойствах» выявляет существенную разницу между искомой специалистами информацией. Для медицинских работников наиболее востребованной явилась информация о противопоказаниях ЛС, взаимодействии, побочных действиях, способах применения и дозах. Между тем фармацевтические работники чаще интересовались данными о составе и форме выпуска, показаниях и способах применения и дозах. Детальная информация приведена в табл. 2.

Таблица 2. Характеристика детальных запросов специалистов о свойствах ЛС

Таблица 2. Характеристика детальных запросов специалистов о свойствах ЛС

На рис. 2 представлена сравнительная диаграмма детальных запросов специалистов о свойствах ЛС.

Отдельного внимания заслуживают данные, свидетельствующие о возможностях специализированной фармацевтической горячей линии способствовать борьбе с назначением контрафактной фармацевтической продукции. Как было указано выше в табл. 1, за отчетный период было получено 3 038 запросов от специалистов, касающихся взаимозаменяемости лекарств, синонимах, и обоснованных возможностях генерической замены ЛС. Из указанных запросов 1276 (42%) касались продукции, незарегистрированной в Армении, и соответственно, не разрешенной к продаже на территории республики. В результате консультирования, специалисты были проинформированы о наличии зарегистрированных в Армении синонимов запрашиваемых лекарств. В табл. 3 приведена информация о наиболее часто осуществленных заменах.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма детальных запросов специалистов о свойствах ЛС

Рис. 2. Сравнительная диаграмма детальных запросов специалистов о свойствах ЛС

В категории правовой информации (запросы о законах, нормативных актах) более 70% запросов касались ЛС, выдаваемых на льготных условиях либо групп социального и экономического риска, которые могли претендовать на получение лекарств в рамках государственных программ.

Выводы

Можно констатировать, что специализированная телефонная служба представляет ценный источник информации о ЛС и фармацевтическом поле. Также, важно отметить, что данная служба успешно восполняет дефицит информации не только у потребителей, но и у специалистов. Неоспоримым преимуществом телефонных консультационных центров является доступность для специалистов, учитывая, что многие не располагают возможностями использования других технологий для сбора и анализа информации о рациональном применении ЛС на рабочем месте.

Таблица 3. Список наиболее часто осуществленных генерических замен для незарегистрированных в Республике Армения препаратов

аблица 3. Список наиболее часто осуществленных генерических замен для незарегистрированных в Республике Армения препаратов

 аблица 3. Список наиболее часто осуществленных генерических замен для незарегистрированных в Республике Армения препаратов

В результате исследования обосновано:

1. Специализированная фармацевтическая горячая линия является доступным и эффективным источником специализированной информации для врачей и провизоров.

2. Специализированная фармацевтическая горячая линия способствует повышению эффективности государственной политики в сфере обращения лекарств за счет повышения информированности медицинских и фармацевтических специалистов о данных, необходимых для безопасного, эффективного и качественного лечения.

3. Наличие доступной информации о списке зарегистрированных в Республике Армения лекарств позволяет уменьшить количество назначений незарегистрированных препаратов, тем самым способствуя уменьшению спроса на контрафактную фармацевтическую продукцию.

Исследование показало, что одобренные Всемирной Организацией Здравоохранения некоторые интервенции, направленных на обеспечение рационального использования и назначения лекарств могут быть осуществлены при помощи дистанционных консультаций профессионалов.


Список использованных источников:

1. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года// Российская газета. - http://img.rg.ru/pril/article/70/89/72/Strategiya_lek_obespecheniya_131112.doc.

2. Сура М.В., Воробьев П.А., Авксеньтьева М.В. Информационные источники о применении лекарственных средств: их производители, потребители и они сами// Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2005. – №11. - С.13-18.

3. Чашечникова Е. Путеводители в мире лекарств// Фармацевтическое обозрение. – 2003. – №2.- С. 35-38.

4. Angaran D.M. Telemedicine and telepharmacy: current status and future implications// Am J Health-Syst Pharm. 1999; 56:1405-26.

5. Friesner D., Scott D.M. Exploring the formation of patient satisfaction in rural community telepharmacies// J Am Pharm Assoc. 2009; 49:509-18.

6. Joint FIP/WHO Guidelines on Good Pharmacy Practice: Standards for Quality of Pharmacy Services// WHO Technical Report Series, No. 961, 2011, Annex 8. 14 p.

7. Clauson K.A., Seamon M.J., Fox B/I. Pharmacists’ duty to warn in the age of social media// American Journal of Health-System Pharmacy 2010; 67:1290-3

8. Lam A.Y., Rose D. Telepharmacy services in an urban community health clinic system// J Am Pharm Assoc. 2009; 49:652-9.

9. World Health Organization. The Rational Use of Drugs. Report of the Conference of Experts. – Geneva: World Health Organization. – 1985.


30.06.2013 09:15:00