Тубулярная дисфункция и факторы кардиоваскулярного риска у больных системной склеродермией

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

Введение. Системная склеродермия (ССД) представляет собой стадийно протекающее полиорганное заболевание, характеризующееся вазоспастическими сосудистыми изменениями и прогрессирующей генерализованной васкулопатией с ишемическими нарушениями. При ССД развиваются аутоиммунные нарушения, которые сопровождаются активацией фиброзообразования и избыточным отложением коллагена, других компонентов экстрацеллюлярного матрикса в тканях [1;2].

Структурная перестройка микроциркуляторного русла и генерализованная прогрессирующая васкулопатия являются процессами, которые могут приводить к развитию сердечно-сосудистой патологии у больных ССД. Смертность пациентов с ССД от сердечно-сосудистых осложнений, связанных с атеросклерозом, превышает смертность в общей популяции и в группах госпитализированных больных с ревматическими заболеваниями (ревматоидный артрит, системная красная волчанка) [3;4]. Летальность больных ССД от кардиоваскулярных осложнений, связанных с прогрессированием атеросклероза, занимает третье место (28%) от общего числа летальных исходов [3, 5]. Поражение сердца при ССД может происходить первично в результате развития миокардиофиброза или вторично в результате легочной артериальной гипертензии, системной гипертензии и при повреждении почек [6–9].

В настоящее время поражение почек при ряде заболеваний рассматривается в качестве маркера сердечно-сосудистых осложнений [10]. Поражение почек при ССД может быть следствием генерализованной васкулопатии и характеризуется наличием множества клинических форм. Роль дисфункции почек как фактора риска развития кардиоваскулярной патологии у больных ССД изучена недостаточно.

Цель работы – изучить тубулярную дисфункцию и факторы кардиоваскулярного риска у больных системной склеродермией.

Материалы и методы. В исследование включено 70 пациентов с ССД, находившихся на стационарном лечении в ревматологическом отделении ГУЗ «Областная клиническая больница» (г. Саратов) в период c 2011 по 2013 г., соответствовавших диагностическим критериям ССД, разработанных Н.Г. Гусевой с соавт. (1975) и/или критериям EULAR (2013) [2, 11]. Группу сравнения составили 51 доброволец, сопоставимые с больными ССД по полу, возрасту, индексу массы тела (ИМТ), уровню артериального давления (АД), показателями липидного спектра. Средний возраст пациентов с ССД составил 53,2±9,87 года; средний возраст лиц группы сравнения – 49,9±7,2 лет.

У пациентов с ССД артериальная гипертензия (АГ) выявлена у 47 (67,1%) больных, а у лиц группы сравнения – у 29 (56,9%) человек. Все пациенты с ССД и лица группы сравнения получали антигипертензивную терапию (ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II, блокаторы кальциевых каналов, β-адреноблокаторы, диуретики). На фоне проводимой терапии АД было в нормотензивном диапазоне, в связи, с чем коррекция антигипертензивной терапии не проводилась.

Выполняли следующие исследования: объективное обследование с расчетом ИМТ; измерение АД с расчетом среднего АД (АДср); общий анализ крови (ОАК); общий анализ мочи (ОАМ); биохимическое исследование крови с определением общего холестерина (ОХ), креатинина сыворотки крови по методу Яффе на биохимическом анализаторе «Hitachi 912» с использованием реагентов фирмы «DiaSys»; С-реактивный белок высокочувствительным фотометрическим турбидиметрическим методом с применением реагентов «DiaSis» на автоматическом анализаторе крови «Hitachi»; у части больных исследовали суточную протеинурию, выполнили пробу Нечипоренко.

Для оценки функции канальцевого аппарата проводили определение альбумина (Ал), а1-микроглобулина (а1-Мг), гамма-глутамиламинотрасферазы (ГГТ), лактатдегидрогеназы (ЛДГ) утренней порции мочи с расчетом на 1 ммоль креатинина мочи (Кр) с помощью автоматического анализатора BM/Hitachi 912 Analyzer (Roche, Швейцария) с использованием реактивов фирмы "APTEC Diagnostics" (Бельгия) и реагентов фирмы «Диакон-ДС» (Россия).

Эхокардиографическое исследование (Эхо-КГ) выполняли на комплексе Acuson 128 XP/10, использовали М-модальный режим, двухмерный (В) режим, режимы импульсной и постоянно-волновой допплерографии в стандартных эхокардиографических позициях. Систолическое давление в легочной артерии (СДЛА) оценивали при регистрации транстрикуспидального потока в постоянно-волновом допплерографическом режиме. Определяли максимальную скорость потока трикуспидальной регургитации, по которой с помощью модифицированного уравнения Бернулли рассчитывался систолический транстрикуспидальный градиент давления. Наличие легочной гипертензии (ЛГ) констатировали при уровне СДЛА ≥ 36 мм рт.ст.

Всем пациентам выполнили рентгенологическое исследование кистей, стоп, органов грудной клетки; части пациентов – компьютерную томографию высокого разрешения.

Для оценки выраженности уплотнения кожи применяли модифицированный счет Rodnan G. P. Выделяли диффузную и лимитированную формы ССД. Для оценки активности ССД рассчитывали индекс активности Valentini (European Scleroderma Study Group, 2001) [12]. Выделили три степени активности ССД: I – низкая (от 0 до 3 баллов), II – умеренная (от 3,5 до 6 баллов) и III – высокая (от 6,5 до 10 баллов). Заболевание считали активным при индексе активности EScSG более 3 баллов. Активность заболевания (по индексам EScSG) была высокой у 10 (14,3%) больных, умеренной у 37 (52,9%) пациентов, низкой у 23 (32,8%) больных ССД.

Для оценки жесткости сосудистой стенки использовался метод осциллографии (Артериограф TensioClinic, ТензиоМедTL, Венгрия) с определением скорости пульсовой волны в аорте (СПВао), аортального индекса аугментации (ИАао), времени возвращения пульсовой волны (ВВ), времени выброса левого желудочка (ВВЛЖ) и систолического артериального давления в аорте (САДао). Определение толщины интимы-медиа (ТИМ) сонных артерий проводили с помощью ультразвукового исследования с помощью комплекса Acuson 128 XP/10, с частотой излучения 7 МГц, в В-режиме.

Статистическая обработка осуществлялась с использованием программ Microsoft Office Exсel 2010 (Microsoft Corp., США) и Statistica 8.0 (StatSoft Inc., США). Характер распределения данных оценивали графическим методом с использованием критерия Шапиро–Уилка. Описание признаков, имеющих нормальное распределение, представлено в виде M±SD, где М – среднее арифметическое, SD – стандартное отклонение; для признаков с распределением, отличным от нормального, результаты представлены в виде Ме [Q1; Q3], где Me – медиана, Q1 и Q3 – первый и третий квартили. Для обработки данных с нормальным типом распределения использовали параметрические методы: t-тест для независимых группировок, парный t-тест. При характере распределения данных, отличном от нормального, применяли непараметрические методы: критерий Манна – Уитни, критерий Вальда – Вольфовица, критерий χ2, критерий Вилкоксона, критерий знаков. При сравнении более чем двух независимых группировок использовали ранговый анализ вариаций по Краскелу – Уоллису для данных с распределением, отличным от нормального. Для оценки взаимосвязи между отдельными показателями использовался корреляционный анализ с расчетом непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. Различия между показателями считали значимыми при p<0,05.

Результаты. Клиническая характеристика обследованных пациентов с ССД представлена в табл. 1.

Таблица 1. Клиническая характеристика обследованных больных ССД

Таблица 1. Клиническая характеристика обследованных больных ССД

Преобладали больные с умеренной степенью активности ССД, с синдромом Рейно, с поражением суставов в виде артрита. У большинства больных выявлено поражение сердца в виде миокардиофиброза, перикардита и легочной гипертензии. У 86% больных ССД выявлено поражение желудочно-кишечного тракта – наиболее часто встречалась патология пищевода.

Показатели тубулярной функции почек у больных ССД и лиц группы сравнения представлены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у пациентов с ССД и лиц группы сравнения

Таблица 2. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у пациентов с ССД и лиц группы сравнения

Примечание: достоверность различий между показателями канальцевой функции больных ССД и лиц группы сравнения, различия между группами больных достоверны # - p<0,001.

У пациентов с ССД относительно лиц группы сравнения установлено повышение уровня ЛДГ, α1-микроглобулина и экскреции альбумина с мочой. Обращает на себя внимание, что у пациентов с ССД уровень ГГТ мочи сопоставим с его уровнем у лиц группы сравнения. У больных ССД повышенная экскреция альбумина с мочой встречалась у 64 (91%) пациентов, а у лиц группы сравнения – только у 27 (53%) человек.

Для установления взаимосвязей между показателями тубулярной дисфункции, мочевой экскреции альбумина и возрастом выделены две группы больных: первую группу составили пациенты с ССД в возрасте до 50 лет, вторую группу – больные старше 50 лет. Для каждой группы больных выделили группы сравнения. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от возраста

Таблица 3. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от возраста

Примечание: достоверность различий между показателями канальцевой функции больных ССД и лиц группы сравнения, различия между показателями групп больных достоверны # - p<0,05, ## - p<0,001; достоверность различий между показателями больных ССД, различия между показателями групп больных достоверны * - p<0,05.

У пациентов с ССД различного возраста относительно лиц группы сравнения отмечается достоверное повышение маркеров канальцевой дисфункции и экскреции альбумина с мочой. У пациентов с ССД в возрасте старше 50 лет отмечается достоверное повышение уровня α1-Мкг/Кр мочи по сравнению с пациентами моложе 50 лет (p=0,044).

Одним из факторов кардиоваскулярного риска является повышение индекса массы тела (ИМТ). Для оценки показателей тубулярной дисфункции и экскреции альбумина с мочой проведен их анализ у пациентов с ССД и у лиц группы сравнения в зависимости от ИМТ (табл. 4).

Таблица 4. Показатели канальцевой функции почек и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от индекса массы тела

Таблица 4. Показатели канальцевой функции почек и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от индекса массы тела

Примечание: здесь и далее достоверность различий между показателями канальцевой дисфункции больных ССД и лиц группы сравнения, различия между группами больных достоверны # - p<0,05, ## - p<0,001.

У пациентов с ССД и различным ИМТ установлено достоверное повышение показателей канальцевой дисфункции и мочевой экскреции альбумина по сравнению с аналогичными показателями лиц группы сравнения. Наибольшее повышение экскреции альбумина с мочой выявлено у больных ССД, имеющих ИМТ от 25 до 29,9кг/м2.

Проведен анализ тубулярной дисфункции у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от наличия и отсутствия артериальной гипертензии (табл. 5).

Таблица 5. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от АГ

Таблица 5. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от АГ

У больных ССД без АГ уровни ЛДГ/Кр, α1-Мкг/Кр мочи и экскреции альбумина с мочой выше аналогичных показателей лиц группы сравнения. У пациентов ССД с наличием АГ выявлено повышение уровня только α1-Мкг/Кр мочи и экскреции альбумина с мочой по сравнению с лицами группы сравнения. Обращает на себя внимание существенное повышение уровня экскреции альбумина с мочой у пациентов с ССД и АГ. Таким образом, наличие при ССД существенно усугубляет поражение почек.

В связи с тем, что дислипидемия является одним из факторов кардиоваскулярного риска, проведен анализ тубулярной функции у больных ССД и лиц группы сравнения (табл. 6).

Таблица 6. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от наличия или отсутствия дислипидемии

Таблица 6. Показатели канальцевой функции и экскреции альбумина с мочой у больных ССД и лиц группы сравнения в зависимости от наличия или отсутствия дислипидемии

У пациентов с ССД выявлено достоверное повышение в моче уровня ЛДГ/Кр, α1-Мкг/Кр и экскреции альбумина по сравнению с лицами группы сравнения, причем как у пациентов с дислипидемией, так и у больных без дислипидемии. У больных ССД с дислипидемией отмечена тенденция к увеличению экскреции альбумина с мочой (p=0,08) по сравнению с больными без дислипидемии. Это может быть связано с тем, что пациенты с дислипидемией имеют сочетание нескольких факторов кардиоваскулярного риска (возраст старше 50 лет, повышенный ИМТ и артериальная гипертония).

У больных ССД проведен анализ показателей канальцевой дисфункции в зависимости от курения. Курящих пациентов с ССД выявлено 11 (16%), а некурящих – 59 (84%) больных. Среди лиц группы сравнения курение отмечено у 9 (18%) человек. Проведен анализ канальцевой функции у курящих больных ССД и у лиц группы сравнения, сопоставимой по возрасту, ИМТ, АД и липидному спектру крови. У курящих пациентов по сравнению с курящими лицами группы сравнения выявлено достоверное повышение уровня ЛДГ/Кр мочи – 2,9 [2,2;4,8] и 1,1 [0,8;1,9] соответственно, p=0,01; повышение уровня экскреции альбумина с мочой – 42,97 [26;115,9] и 17,2 [15,5;33,7] соответственно, p=0,004. У некурящих больных ССД по сравнению с некурящими лицами группы сравнения выявлено повышение уровня α1-Мкг/Кр мочи (p<0,001) и экскреции альбумина с мочой (p<0,001). При сравнении показателей канальцевой функции у пациентов с ССД в зависимости от курения существенных различий не выявлено.

Для установления связи между показателями канальцевой дисфункции и факторами кардиоваскулярного риска проведен непараметрический корреляционный анализ Спирмена (табл. 7).

Таблица 7. Взаимосвязи между показателями канальцевой дисфункции и экскреции альбумина с мочой и факторами кардиоваскуляного риска у больных ССД

Таблица 7. Взаимосвязи между показателями канальцевой дисфункции и экскреции альбумина с мочой и факторами кардиоваскуляного риска у больных ССД

Примечание: r – коэффициент корреляции Спирмена; различия между показателями достоверны, p<0,05. Приведены только значимые коэффициенты корреляции.

У больных ССД выявлены взаимосвязи между маркерами канальцевой дисфункции, экскрецией альбумина с мочой и традиционными факторами кардиоваскулярного риска (уровнем систолического АД, дислипидемией), параметрами артериальной жесткости, толщиной интима-медиа сонных артерий.

Обсуждение и выводы. У пациентов с ССД выявлена тубулярная дисфункция и повышенная экскреция альбумина с мочой. Канальцевая дисфункция и повышенная экскреция альбумина с мочой у пациентов с ССД наиболее выражена при наличии традиционных факторов кардиоваскулярного риска: возраста старше 50 лет, повышенного ИМТ, АГ, дислипидемии.

У больных системной склеродермией установлены взаимосвязи между маркерами тубулярной дисфункции, мочевой экскреции альбумина и параметрами артериальной жесткости – индексом аугментации в аорте, скоростью пульсовой волны в аорте, толщиной интима-медиа сонных артерий. Таким образом, наличие тубулярной дисфункции в сочетании с повышением артериальной жесткости, признаками субклинического атеросклероза свидетельствуют о высоком риске развития неблагоприятных сердечно-сосудистых событий у пациентов с системной склеродермией.

Список использованных источников:

1. Ананьева, Л.П. Ранняя системная склеродермия – современный алгоритм диагностики (лекция) // Научно-практическая ревматология. – 2012. – Том 2, №51. – С. 87–93.

2. Гусева Н.Г. Системная склеродермия // В кн.: Ревматология. Национальное руководство / Под ред. Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой. – М.: Медицина, 2008. – С. 447–466.

3. Mortality in systemic sclerosis: an international meta-analysis of individual patient data / J.P. Ioannidis, P.G. Vlachoyiannopoulos, A.B. Haidich et al // Am. J. Med. – 2005. – Vol. 118 (1). – P. 2–10.

4. Atherosclerotic cardiovascular disease in hospitalized patients with systemic sclerosis: higher mortality than patients with lupus and rheumatoid arthritis / A.J. Dave, D. Fiorentino, B. Lingala, E. Krishnan, L. Chung // Arthritis Care Res. (Hoboken). – 2014. – Vol. 66(2). – P. 323 – 327.

5. Steen, V.D., Medsger T.A. Changes in causes of death in systemic sclerosis, 1972-2002 // Ann. Rheum. Dis. – 2007. – Vol. 66. – P. 940–944.

6. Allanore Y., Meune C., Kahan A. Systemic sclerosis and cardiac dysfunction: evolving concepts and diagnostic methodologies // Curr. Opin. Rheumatol. – 2008. – Vol. 20. – P. 697–702.

7. Heart involvement and systemic sclerosis / C. Ferri, D. Giuggioli, M. Sebastiani, M. Colaci, M. Emdin // Lupus. – 2005. – Vol. 14. – P. 702–707.

8. Kahan A., Allanore Y. Primary myocardial involvement in systemic sclerosis // Rheumatology (Oxford). – 2006. – Vol. 45 (Suppl. 4). – P. iv14–iv17.

9. Steen V.D., Medsger T.A. Long-term outcomes of scleroderma renal crisis // Ann. Intern. Med. – 2000. – Vol. 133. – P. 600–603.

10. Association of estimated glomerular filtration rate and albuminuria with all-cause and cardiovascular mortality in general population cohorts: a collaborative meta-analysis / Chronic Kidney Disease Prognosis Consortium // Lancet. – 2010. – Vol. 375(9731). – P. 2073–2081

11. van den Hoogen F., Khanna D., Fransen J. et al. 2013 classification criteria for systemic sclerosis: an American college of rheumatology/European league against rheumatism collaborative initiative// Arthritis and Rheumatism, vol. 65, no. 11, pp. 2737–2747.

12. European Scleroderma Study Group to define disease activity criteria for systemic sclerosis. III. Assessment of the construct validity of the preliminary activity criteria / G. Valentini, W. Bencivelli, S. Bombardieri et al. // Ann. Rheum. Dis. – 2003. – Vol. 62. – P. 901–903.