Качество жизни больных псориатическим артритом в зависимости от получаемой терапии

Волгоградский государственный медицинский университет

Введение. Качество жизни (КЖ) является одним из основных понятий современной ревматологии. Согласно рекомендациям ВОЗ, качество жизни определяется как индивидуальное соотношение положения индивидуума в жизни общества с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью неустройства. Другими словами, КЖ — субъективный показатель удовлетворения личных потребностей в жизни, отражающий степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. [1]. Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, является новым и эффективным инструментом оценки состояния больного до, в ходе и после лечения. При этом качество жизни рассматривают как важный интегральный критерий эффективности лечения. Доказано значение оценки качества жизни, связанного со здоровьем, как прогностического фактора. Данные о качестве жизни, полученные до лечения, могут быть использованы для прогноза развития заболевания, его исхода и таким образом помочь врачу в выборе наиболее эффективной программы лечения [2].

Псориатический артрит (ПсА) является одной из форм воспалительных серонегативных спондилоартритов и представляет собой системное прогрессирующее заболевание, ассоциированное с псориазом, которое приводит к развитию эрозивного артрита, костной резорбции, множественным энтезитам и спондилоартриту. Частота ПсА в популяции достигает 1%, а распространенность артрита у больных псориазом колеблется от 13.5% до 47.5%.[3]. ПсА сравним с ревматоидным артритом по темпам прогрессирования, инвалидизации и ухудшению КЖ пациентов. Сочетание кожного и суставного синдромов неизбежно вызывает изменения не только физического состояния пациента, но затрагивает вегетативную и психоэмоциональную сферу, вызывая бытовые, профессиональные и социальные ограничения, нарушая качество жизни больных. Поэтому базисная терапия должна не только улучшать основные клинические показатели, но и положительно влиять на качество жизни, психоэмоциональное состояние и вегетативный статус пациентов. Нередко с самого начала ПсА протекает с выраженным экссудатом в пораженных суставах, максимальной активностью воспалительного процесса, характеризуется быстропрогрессирующим течением с развитием стойкой функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата уже в течение первых двух лет болезни [4]. Все это в конечном итоге существенно ухудшает КЖ пациентов из-за постоянных болей и ограничения подвижности, отягощает жизнь самого больного, его семьи и общества в целом [5].

Цель исследования. Целью работы явилась оценка КЖ при ПсА у больных в зависимости от назначенной базисной терапии.

Материалы и методы. Под наблюдением находилось 26 больных достоверным ПсА (CASPAR, 2006) [6] и 20 практически здоровых лиц (75% - женщины, 25 % - мужчины ). Среди пациентов было 15 женщин (57.7%) и 11 мужчин (42.3%), средний возраст - 49.2 ± 2.8 лет. Длительность суставного синдрома варьировала от 2 месяцев до 30 лет (7.3 ± 1.6), длительность кожного псориаза - от полугода до 57 лет (15.2 ± 2.9). Семейный анамнез прослеживался у 11 больных, из них 5 мужчин и 6 женщин. У большинства больных – 21 человек (80.7%) кожный псориаз предшествовал развитию суставного синдрома. У 3 пациентов кожный и суставной синдромы развились одновременно (11.5%), у 2 больных ПсА дебютировал с суставного синдрома (7.7%).

Полиартритический вариант болезни преобладал у женщин (9 из 14), спондилоартритический - у мужчин (8 из 12). Все больные имели генерализованный суставной синдром 2 (73.1%) и 3 (26.9%) степени активности заболевания. У 20 чел. (76/9%) наблюдался вульгарный ограниченный и у 6 (23.1%) – распространенный псориаз в стационарной стадии.

Болевой синдром, длительность утренней скованности и показатель собственного здоровья пациента (СЗП) оценивались по визуальной аналоговой шкале (ВАШ от 0 до 100, где 0 – мин. выраженность боли, 100 – макс., в мм) самими пациентами.

Оценку КЖ проводили по опроснику Medical Outcomes Study Short Form (SF-36), который включает 36 вопросов, отражающих 8 концепций (шкал) здоровья: физическое функционирование (ФФ), влияние физического состояния на повседневную деятельность (ролевое физическое функционирование - РФФ), интенсивность боли (Б), общее состояние здоровья (ОЗ), жизненную активность (Ж), социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЭФ), психическое здоровье (ПЗ). В целом вопросы опросника формируют два компонента здоровья: физический и психологический. Физический компонент здоровья (ФКЗ) включает первые 4 шкалы: физическое функционирование, ролевое физическое функционирование, интенсивность боли и общее здоровье. Психологический компонент здоровья (ПКЗ) объединяет следующие 4 шкалы: жизнеспособность, социальное функционирование, ролевое эмоциональное функционирование и психическое здоровье. Расчеты дают значения каждой категории КЖ от 0 до 100 баллов, более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ, 100 баллов представляет полное здоровье.

Оценку функционального статуса проводили при помощи опросника HAQ (Health Assessment Questionnaire). HAQ включает 20 вопросов, относящихся к активности пациента в повседневной жизни, сгруппированных в 8 шкал по 2-3 вопроса в каждой. HAQ равен среднему арифметическому сумм максимальных ответов по каждой шкале с учетом дополнительных вопросов. Минимальное значение может быть равно – 0, максимальное - 3 баллам.

Всем пациентам осуществлялось общеклиническое, лабораторное и инструментальное обследование.

Все больные получали нестероидные противовоспалительные препараты в средне-терапевтических дозах - без видимого эффекта. 30,8% пациентов получали глюкокортикостероиды в дозе от 10 до 30 мг преднизолона. 18 больных принимали метотрексат в дозе от 10 до 15мг в неделю (69.2%). 3 пациента принимали сульфасалазин в дозе 2 г в сутки (11.5%). 5 пациентов не получали базисной терапии (19.2%): 2 пациента отметили выраженные побочные действия (тошнота, рвота), у 3 пациентов в анализе крови было повышение трансаминаз.

Статистический анализ данных выполнялся с помощью программных пакетов «STATISTICA 6.0». Выборочные характеристики выражались как среднее (M). В качестве меры неопределенности применялся расчет 95% доверительных интервалов (ДИ). Критический уровень значимости p при проверке статистических гипотез в исследовании принимался за 0,05.

Результаты и обсуждение. Наличие боли и функциональных ограничений негативно отразились на всех параметрах качества жизни больных. В целом у всех больных ПсА показатели боли и КЖ по опросникам ВАШ, HAQ и SF -36 до стационарного лечения были снижены по сравнению с контрольной группой (p=0,002), в особенности до стационарного лечения. Как видно из табл. 1 среднее значение боли по ВАШ на момент осмотра составило 69.3 мм, среднее значение по опроснику HAQ – 1.37; среднее значение по опроснику SF 36 – 34.6. После стационарного лечения средние значения составили 42.1, 0.72 и 38.7 соответственно.

Таблица 1. Динамика показателей КЖ у больных ПсА

Таблица 1. Динамика показателей КЖ у больных ПсА

Примечания: М – среднее значение, ДИ – доверительный интервал.

Анализ шкал опросника SF – 36 показал, что все показатели КЖ у больных ПсА были значительно хуже, чем в группе контроля, а также снижение КЖ наблюдалось у тех пациентов, кто не получал базисной терапии. В наибольшей степени изменялись показатели физического здоровья (ФФ, РФФ, Б, ОЗ). РФФ было снижено на 61.7%, показатель Б на 42.5%, показатель ФФ на 66.3% по сравнению со здоровыми лицами. В целом ФКЗ в группе больных ПсА составил 27.9±1.16, а в группе контроля – 51.4±1.44 (p<0.001). Среди показателей КЖ, характеризующих психологическое здоровье (Ж, СФ, РЭФ, ПЗ), в наибольшей степени были снижены РЭФ – на 54.2% и Ж – на 43.6%. В целом ПКЗ в группе больных ПсА составил 36.8±1.74 в сравнении с группой контроля – 47.2±1.96 (p=0.002).

Значения HAQ от 0 до 1.0 на момент поступления имели 10 больных (минимальное снижение качества жизни, все получают базисную терапию); от 1.1 до 2.0 – 13 больных (умеренное снижение КЖ, из них 9 чел. получают базисную терапию); от 2.1 до 3.0 – 3 больных (макс. снижение КЖ, не получали базисные препараты) (рис.1). Значения HAQ перед выпиской от 0 до 1.0 имели 19 больных (из них 16 получают базисную терапию); от 1.1 до 2.0 - 4 больных (получают базисную терапию); от 2.1 до 3.0 – 3 больные, не получающие базисные препараты (рис. 1).

Рис. 1. Показатели функционального статуса больных при поступлении и выписке из стационара

Выводы. В результате исследования было выявлено, что исходные параметры КЖ по опросникам ВАШ, HAG, SF-36 оказались снижены у всех больных ПсА при поступлении на стационарное лечение. Однако более выраженное снижение наблюдалось у больных, не получающих базисные препараты.

Также было выявлено, что показатели качества жизни по всем шкалам опросника SF-36 у больных ПсА были достоверно ниже, чем в контрольной группе. Параметры, характеризующие физическое состояние здоровья у этих больных снижались в большей степени, чем значения психологического состояния здоровья.

Также было выявлено, что больные псориатическим артритом, не получающие базисную терапию, имеют более низкие показатели качества жизни, чем больные, принимающие базисные препараты.

Базисная терапия приводит к более значимому улучшению КЖ больных ПсА, чем использование нестероидных противовоспалительных препаратов.

Список использованных источников:

  1. Благинина И.И., Ребров Б.А., Реброва О.А. Оценка качества жизни и особенности психоэмоционального статуса у больных псориатическим артритом // Украинский ревматологический журнал. – 2011. – №44(2). – С. 76-80.
  2. Лучкевич В.С. Качество жизни как объект системного исследования и интегральный критерий оценки здоровья и эффективности медико-профилактических и лечебно-реабилитационных программ // Качество жизни и здоровье населения: матер. Всерос. НПК. с междунар. участием. – СПб. – 2011. – С. 86.
  3. Ревматология. Клинические лекции / Под ред. проф. В.В. Бадокина. – М.: Литтерра. – 2014. – 592 с.
  4. Филимонова О.Г., Симонова О.В. Качество жизни и психоэмоциональный статус больных псориатическим артритом// Научно-практическая ревматология. – 2009. – №3. – С. 25-28.
  5. Braun J. Therapy of spondyloarthritides // Adv. Exp. Med. Biol. – 2009. – Vol. 649.
  6. Taylor W. et al. Classification criteria for psoriatic arthritis: development of new criteria from a large international study // Arthritis Rheum. – 2006. – Vol. 54.