Коксит при анкилозирующем спондилите: корреляции с активностью болезни и качеством жизни

Волгоградский государственный медицинский университет

Введение. Анкилозирующий спондилит (АС) – это системное хроническое воспалительное заболевание аксиального скелета с частым вовлечением в патологический процесс энтезисов и периферических суставов, а также других органов и систем [4]. У ряда пациентов АС протекает весьма агрессивно с быстрым развитием анкилозирования в крестцово-подвздошных сочленениях (КПС) и позвоночнике [1, 2]. Одним из частых факторов неблагоприятного прогноза при АС является коксит. Кокситом называют воспалительный процесс в тазобедренном суставе при котором происходит сужение суставной щели с формированием или без формирования остеофитов [3].

По данным B. van der Cruyssen и соавт. [9, 10], которые анализировали материалы регистров больных АС, частота коксита составляет от 24 до 36% в зависимости от длительности АС, а потребность в эндопротезировании – 8%. В тоже время, по данным многоцентрового одномоментного исследования, проведенного в России [5], клинические признаки кокситов наблюдались в 56% случаев, и в 7% случаев требовалось эндопротезирование сустава.

Коксит чаще развивается у заболевших АС в детском и подростковом возрасте и в большинстве случаев является двухсторонним; у взрослых коксит чаще развивается в первые 10 лет болезни [5,6].

Согласно последним отечественным современным исследованиям в данной области: в госпитальной группе больных АС частота коксита достигает 51% [8].

Больные АС с кокситом имеют более высокую активность болезни и более выраженные функциональные нарушения, чем пациенты без поражения тазобедренного сустава. Коксит обусловливает значительное снижение трудоспособности. Ультразвуковое исследование (УЗИ) позволяет в ряде случаев провести дифференциальную диагностику при сходных клинических проявлениях между синовитом и энтезитом, локализованным в данной области [3].

Актуальность оценки качества жизни показана при ряде заболеваний, однако, данный вопрос недостаточно изучен у пациентов с анкилозирующим спондилитом. Малочисленные данные, представленные в зарубежной литературе, с неоднозначными результатами и разными методологическими подходами, не позволяют сформировать целостную картину качества жизни пациентов с анкилозирующим спондилитом российской популяции. Кроме того, в доступной литературе не представлены работы по углубленному анализу возможных факторов, оказывающих влияние на качество жизни данной категории пациентов. Поэтому было принято решение сопоставить качество жизни пациентов с анкилозирующим спондилитом с наличием коксита и пациентов без вовлечения тазобедренных суставов в воспалительный процесс.

Цель исследования. Сравнить показатели активности заболевания и качества жизни больных АС с наличием кокситов и без, определить возможности использования УЗИ тазобедренных суставов в качестве скрининг метода ранней диагностики осложнений для всех пациентов с Болезнью Бехтерева.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе ревматологического отделения ГУЗ ГКБСМП №25 г. Волгограда. В одномоментное исследование было включено 56 пациентов с подтвержденным АС (соответствующих модифицированным Нью-Йоркским критериям 1984 г.) [11].

Среди больных, участвующих в исследовании, 46 были мужского пола, средний возраст составил 32,4 года, средняя продолжительность заболевания – 14,7 лет, средний возраст начала заболевания 22,8 лет, 46% больных имели инвалидность.

Исследование проводилось в рамках научной темы кандидатской диссертации «Комплексный анализ факторов прогрессирования и резистентности к терапии при анкилозирующем спондилите» и было одобрено этическим комитетом Волгоградского государственного медицинского университета.

Всем больным проводилось общее клинико-лабораторное обследование с использованием индексов: BASMI (Bath Ankylosing Spondylitis Metrology Index), BASFI (Bath Ankylosing Spondylitis Functional Index), BASDAI (Bath Ankylosing Spondylitis Disease Activity Index). Качество жизни оценивалось с применением опросника HAQ (Health Assessment Questionnaire). Для оценки состояния тазобедренных суставов проводилось их ультразвуковое исследование.

Для оценки статистических данных использовалась программа STATISTICA 10 (StatSoft, USA).

Результаты и обсуждение. Из 56 пациентов ультразвуковые признаки коксита были обнаружены у 27 (48,22%), у 8 (14,28%) пациентов коксит сочетался с энтезитом в области большого вертела, у 21(37,5%) пациентов не определялись изменения в области тазобедренных суставов.

Подавляющее число пациентов имели положительный HLA-B27, у шестерых пациентов данный антиген был отрицателен (у 1 отмечалось наличие коксита), 2 больных не проходили исследования. Все пациенты были разделены на группы:

1 группа – больные с кокситом;

2 группа – с кокситом в сочетании с энтезитом большого вертела;

3 группа – пациенты без признаков вовлечения тазобедренного сустава в воспалительный процесс.

Таблица 1. Характеристика анамнеза больных анкилозирующим спондилитом, согласно карте учетных признаков пациентов (M, ДИ)

Таблица 1. Характеристика анамнеза больных анкилозирующим спондилитом, согласно карте учетных признаков пациентов (M, ДИ)

Примечания: здесь и далее N – количество, M – среднее арифметическое, ДИ – доверительный интервал.

Все обследуемые пациенты находились на стационарном лечении и имели достаточно высокую активность заболевания. Полученные нами результаты согласуются с ранее проводимыми исследованиями по общей частоте встречаемости кокситов (48,22% в настоящей работе, 56% [2] и 74% [3] в подобных).

Таблица 2. Показатели активности, качества жизни и исследуемых ультразвуковых характеристик (M, ДИ)

Таблица 2. Показатели активности, качества жизни и исследуемых ультразвуковых характеристик (M, ДИ)

Примечания: ТШО - толщина шеечно-капсулярной области, ТГХ - толщина гиалинового хряща.

Снижение толщины гиалинового хряща (ТГХ) (N>2,0 мм) и повышение толщины шеечно-капсулярной области (ТШО) (N до 7,0 мм) были достоверными маркерами при ультразвуковом исследовании для диагностики коксита.

Согласно табл. 1, первая группа пациентов (кокситы) имела более ранее начало (18,4 лет), более поздний возраст установления диагноза (34,9 лет), гораздо большую длительность заболевания (17,95 лет) и, как следствие, более высокие показатели как активности заболевания (BASDAI=6,5), так и функционального и метрологического индексов (BASFI=5,5 и BASMI=5,0 соответственно), а также низкие значения качества жизни (HAQ=1,68). Вторая группа пациентов, имеющая сочетание коксита и энтезита большого вертела имеет более высокие показатели исследуемых параметров (BASDAI=6,5, BASFI=6,5, BASMI=6,5, HAQ=1,82), вероятно из-за малого количества от общей группы исследуемых и выраженности клинических проявлений на момент исследования. Третья группа пациентов показала наиболее низкие исследуемые показатели по шкалам и опроснику качества жизни (BASDAI=4; BASFI=3,5; BASMI=4; HAQ=1,12), что вероятнее всего, объясняется более поздним дебютом и более ранним обнаружением заболевания в сравнении с пациентами из трех групп имеющих кокситы, в которых наблюдается обратная зависимость: более раннее начало и позднее установление диагноза.

Инструментальные ультразвуковые показатели соответствовали измеряемым индексам и качеству жизни. У пациентов с кокситами: ТГХ=1,46 мм, ТШО=9,8 мм, Коксит + Энтезит: ТГХ=1,56 мм, ТШО=10,0 мм и у пациентов без кокситов: ТГХ=2,3 мм, ТШО=5,0 мм. Соответственно, согласно табл. 2, чем выраженнее были ультразвуковые изменения, тем хуже показатели активности, метрологический, функциональный индекс и качество жизни.

За время проведения исследования выявилась обособленная когорта пациентов. Среди обследованных больных: из 27 (48,22%) с выявленными кокситами - 9(16,08%) имели признаки коксита по УЗИ, но не имели клинических проявлений (не испытывали болей и ограничения объема движения в суставе).

Таблица 3. Сравнительная характеристика пациентов с диагностированными кокситами с клиническими проявлениями и без

Таблица 3. Сравнительная характеристика пациентов с диагностированными кокситами с клиническими проявлениями и без

Согласно выше описанной сравнительной характеристике, у больных без клинических проявлений кокситов наблюдаются более раннее установление диагноза (28,75 лет), меньшая продолжительность заболевания (12,5 лет) и более позднее начало болезни (26,1 год), чем у пациентов с выраженными клиническими проявлениями (35,2 года, 16,35 лет, 21,15 лет соответственно).

Заключение. Больные АС с кокситом, особенно в сочетании с энтезитом большого вертела, имеют значительно более высокие показатели активности заболевания, выраженное нарушение функции и низкое качество жизни, чем группа сравнения без кокситов.

Полученные нами данные в полной мере отражают современные представления о необходимости ранней и своевременной диагностики АС, для скорейшего начала рациональной фармакотерапии, что в последствии обеспечит наивысшее из возможного качество жизни данных пациентов.

Благодарность. Автор выражает свою благодарность Никитиной Наталье Валерьевне за помощь в проведении УЗИ тазобедренных суставов.

Список использованных источников:

  1. Бондаренко Е.А., Шилова Л.Н., Грехов Р.А., Зборовская И.А.// Биофункциональное управление в комплексном лечении больных анкилозирующим спондилоартритом// Доктор.Ру. - № (84). – 2013. – с.43-46.
  2. Волнухин Е.В, Галушко ЕА, Бочкова АГ и др. Клиническое многообразие анкилозирующего спондилита в реальной практике врача-ревматолога в России (часть 1) // Научно-практическая ревматология. –2012. –№50(2). С. 44–9.
  3. Подряднова МВ, Балабанова РМ, Урусова ММ, Эйдес ШФ. Коксит при анкилозирующем спондилите: сопоставление клинических проявлений с данными ультразвукового исследования// Научно-практическая ревматология. –2014. –№52(4). – С. 417–422.
  4. Эрдес Ш.Ф., Бочкова А.Г., Дубинина Т.В. и др. Проект рабочей классификации анкилозирующего спондилита// Научно-практическая ревматология. –2013. –№51(6). –С. 604–8
  5. Carette S., Graham D., Little H. et al. The natural disease course of ankylosing spondylitis// Arthr. Rheum. –1983. –№ 26. –С. 186-189.
  6. Gran J.T., Skomsvoll J.F. The outcome of ankylosing spondylitis: a study of 100 patients// Br. J. Rheumatol. – 1997. –№ 36. –С. 766-771.
  7. Koski J.M., Antilla P.J., Isomaki H.A. Ultrasonography of the adult hip joint// Scand J Rheumatol. – 1989. –№18(2). – С. 113–9.
  8. Rudwaleit M., Khan M.A., Sieper J. The Challenge of Diagnosis and Classification in Early Ankylosing Spondylitis. Do We Need New Criteria? // Arth & Rheum. –2005. –Vol. 52 № 4. –С. 1000—1008.
  9. Van der Cruyssen B., Vastesaeger N., Collantes-Estevez E. Hip disease in ankylosing spondylitis// Curr Opin Rheumatol. –2013. –№25(4). –С. 448–54.
  10. Van der Cruyssen B., Munoz-Gomariz E., Font P. et al. Hip involvement in ankylosing spondylitis: epidemiology and risk factors associated with hip replacement surgery// Rheumatology (Oxford). –2010. – №49(1). –С. 73–81.
  11. Van der Linden S., Valkenburg H.A., Cats A. Evaluation of diagnostic criteria for ankylosing spondylitis// A proposal for modification of the New York criteria. Arthritis Rheum. –1984 –№27. –С.361-368.