Спортсмены, занятые в спорте высших достижений, представляют собой весьма значительную и активную часть нашего общества. Состояние здоровья спортсменов, выявление структуры, причин и особенностей течения заболеваний продолжает оставаться одной из центральных проблем спортивной медицины [5-8]. Известно, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют огромное значение для укрепления здоровья, повышения устойчивости и сопротивляемости организма.
Повреждающее действие гипокинезии доказано многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями [9]. Однако когда речь заходит о влиянии на здоровье спорта, направленного на достижение высоких результатов, мнения исследователей не столь однозначны, ибо гиперкинезия при определенных условиях также может оказаться небезразличной для здоровья и приводить к развитию перенапряжения, предпатологических и даже патологических состояний.
Важнейшим условием достижения спортивного успеха и сохранения здоровья является правильное и рациональное питание. Оно должно полностью удовлетворять потребности спортсмена в энергии, пластическом материале, биологически активных компонентах и вызывать у него положительные эмоции. Адаптация к систематическим физическим нагрузкам у профессионального спортсмена всегда проходит в несколько стадий, на каждой из которых потребности в пище неодинаковы. Современные знания биохимических и физиологических процессов одновременной адаптации к характеру питания и режиму физических нагрузок позволяют определить адекватные схемы питания [14]. Однако эти схемы рассчитаны чаще всего на среднестатистического спортсмена и не вполне учитывают индивидуальные особенности физиологии спортсмена-профессионала и конкретные условия тренировок.
Важное значение имеет не только строгий диетологический контроль (качественный и количественный состав) пищевого рациона спортсменов, а также особенности формирования адекватного пищевого поведения в условиях возрастающих спортивных нагрузок. Особое внимание должно быть уделено консистентному составу употребляемой спортсменами пищи, поскольку физиологический уровень дизруптивной (жевательной) нагрузки обеспечивает активность жевательных мышц челюстнолицевой области, и, как следствие, фоновую саливацию. Полноценное функционирование слюнных желёз обеспечивает процесс элиминации микробных клеток, десквамированного эпителия и пищевого детрита не только с поверхности слизистой оболочки полости рта, но и с поверхности эмали зубов, предотвращая формирование зубной бляшки [1-4]. Оптимальная скорость фоновой (нестимулированной) саливации коррелирует с уровнем местного иммунитета полости рта (секреторный иммуноглобулин А и лизоцим), минерализующим потенциалом слюны, а также вязкостью и поверхностным натяжением [11-13]. При достаточном введении в пищевой рацион твёрдой и кусковой пищи имеет место адекватная жевательная нагрузка и на ткани пародонта (алиментарный гнатодинамотренинг), что поддерживает тонус связочного аппарата зуба и сосудистой стенки.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей формирования пищевого поведения и влияние его на показатели секреции слюнных желез.
В исследовании приняли участие 52 спортсмена-единоборца на этапе интенсивных тренировок (94% - юноши и 6% - девушки) в возрасте 18 - 21 года (средний возраст составил 18,4±1,7 года). Преобладающий уровень спортивного мастерства - мастер спорта (МС), средний стаж занятий спортом – 10,8±3,1 года. Условия проживания, питания, график соревнований на момент обследования были идентичны для всех испытуемых (исследования проведены на базе ГБОУ СПО «Училище олимпийского резерва» г. Казани). С целью контроля были обследованы студенты Казанского медицинского университета, практически здоровые и занимающиеся любительским спортом (n=47). Гендерный и возрастной состав контрольной группы сопоставим с аналогичными в исследуемой группе. Все участники исследования подтвердили своё согласие на участие на всех его этапах.
На предмет оценки консистентного состава пищи был проанализирован недельный рацион питания. Кроме того, было проведено анкетное интервьюирование участников исследования с целью определения тех пищевых продуктов, которые принимали спортсмены в перерывах между основными приемами пищи. Анкета включала в себя следующие вопросы: как часто Вы перекусываете? Какие пищевые продукты Вы предпочитаете для утоления чувства голода между приёмами пищи? На какое время суток приходятся «перекусывания»? Используете ли Вы после приема пищи жевательную резинку?
Изучение стоматологического статуса было проведено по традицион-ной методике: сбор анамнеза, объективный осмотр, оценка гигиенического статуса по индексам Фёдорова – Володкиной, Quigley – Hein, Силнесс – Лоэ, состояние тканей пародонта – по индексу РМА, Свракова, Мюллемана – Коуэлла [10].
Скорость фоновой саливации определяли непосредственно после основного приёма пищи, а также спустя 2 часа по следующей методике: испытуемым предлагали в течение 5 минут собирать в градуированную центрифужную пробирку (свободным током) слюну. Полученный объём делили на 5 и получали значение скорости фоновой саливации в мл/мин (на момент проведения исследований испытуемых предупреждали о нежелательном использовании жевательной резинки для исключения химической стимуляции слюноотделения за счёт входящих в её состав компонентов). Для изучения отвечаемости слюнных желёз на стимуляцию нами был выбран химический способ (использование дольки лимона). Поверхностное натяжение слюны определяли по следующей схеме: с помощью пипетки забирали 3-4 капли слюны, на фильтровальную бумагу наносили 1 каплю с высоты 1 см. по истечении 1 минуты контур капли на бумаги обводили маркером.
Площадь круга рассчитывали по формуле: S=πab, где π=3,14; a-радиус наименьшего диаметра, b-радиус наибольшего диаметра. Для контроля применена капля дистиллированной воды.
Поверхностное натяжение вычислялось по формуле: ПНС=ПНвSc/ Sв, где ПНв-поверхнотное натяжение воды (72,72 нм/м), Sc-площадь капли слюны, Sв-плошадь капли воды.
Результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюдента.
В ходе проведения исследований было установлено, что все испытуе-мые (по результатам анкетного интервьюирования) в промежутках между основными приёмами пищи употребляли пищевые продукты; 48% спортсменов предпочитают «перекусы» с 15 до16 часов и 52% - с 19 до 21 часа, мотивируя это усиливающимся чувством голода после напряжённых тренировок. Частота «перекусываний» составила 3,6 раза. Спортсмены предпочитали следующие пищевые продукты: шоколад, леденцы, чипсы, пицца (44,5%), орехи, сушеные или вяленые фрукты, свежие фрукты (55,5%). Жевательную резинку после приёма пищи использовали 89,5% опрошенных, однако отмечалась нерегулярность использования. Для дальнейшего изучения влияния консистентного состава пищи на слюнооотделение все испытуемые были ранжированы на 2 группы: исследуемую составили лица, перекусывающие продуктами вязкой и мягкой консистенции (25 чел.), контрольную – лица, перекусывающие продуктами твёрдой консистенции (27 чел.). Кроме того, по результатам оценки пародонтологического статуса испытуемые также были разделены на 2 группы – с интактным пародонтом и воспалительными заболеваниями пародонта (см. рис. 1 и табл. 1).
Рис. 1. Структура воспалительных заболеваний пародонта у спортсменов олимпийского резерва.
Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о достоверно худшем состоянии полости рта у испытуемых с интактным пародонтом, употребляющих преимущественно пищу мягкой и вязкой консистенции. Спортсмены, отягощённые воспалительными заболеваниями пародонта, также имеют более высокие значения гигиенических индексов при употреблении мягкой пищи. Изучение значений показателей состояния пародонта у испытуемых с интактным пародонтом выявило наличие локализованных форм воспаления (хронический локализованный катаральный гингивит) при употреблении мягкой пищи, что и нашло отражение в табл. 1. Значения пародонтологических индексов у спортсменов с воспалительными заболеваниями пародонта оказались достоверно выше в подгруппе употребляющих мягкую пищу.
Таблица 1. Значения гигиенических и пародонтологических индексов у спортсменов олимпийского резерва
Анализ недельного пищевого рациона спортсменов свидетельствует о преобладании пюрированной пищи (картофельное пюре, творог со сметаной) и пищи среднемягкой и вязкой консистенции (запеканки, отварные макароны, салат из тёртой моркови с сахаром). В семидневном меню в обед и на ужин в понедельник, среду и пятницу предлагались продукты плотной консистенции (крупноизмельчённые): бифштекс рубленый, жаркое из говядины, а также салат из свежей капусты и яблока, салат из свежих помидоров и огурцов с растительным маслом. Установлено недостаточное включение в рацион кусковых продуктов и неизмельчённых овощей и фруктов.
Таблица 2. Показатели функции слюнных желез у спортсменов олимпийского резерва
Результаты изучения деятельности слюнных желёз (см. табл.2) свидетельствуют о достоверно большей скорости саливации (нестимулированная секреция) у спортсменов, предпочитающих твёрдую пищу, непосредственно после основного приёма пищи. Однако спустя 2 часа значения этого показателя отличаются недостоверно, хотя по сравнению с исходным показателем наблюдается снижение. Это можно объяснить особенностями физиологической регуляции пищеварения – уменьшение выработки пищеварительного секрета после приёма пищи. При попытке стимулировать слюноотделение непосредственно после основного приёма пищи (химическим способом) были получены сопоставимые значения в обеих группах, отличие недостоверно. При этом скорость саливации по сравнению с исходными показателями (без стимуляции) возросла в 2,5 раза (отличие достоверно). Слюнные железы также отвечают на химическую стимуляцию спустя 2 часа после приёма пищи, значения отличаются достоверно, хотя при межгрупповом сравнении отличий не выявлено. Поверхностное натяжение слюны уменьшается недостоверно спустя 2 часа после приёма пищи (слюна становится менее вязкой), при межгрупповом сравнении на обоих этапах наблюдения различия достоверны. Обращает на себя внимание факт повышения скорости слюноотделения на 15-17,5% у испытуемых обеих групп в те дни недели, когда в меню были включены крупноизмельченное или кусковое мясо, а также цельные или крупноизмельчённые овощи и фрукты (в салатах).
Таким образом, результаты проведённых исследований свидетельствуют о достоверном влиянии консистентного состава пищи на функциональную активность слюнных желёз; преобладание в пищевом рационе пюреобразной пищи, а также пищевых продуктов вязкой и мягкой консистенции снижает скорость саливации. В период интенсивных тренировок рекомендовано включение в пищевой рацион продуктов твёрдой консистенции и кусковых продуктов (яблоко, морковь, печеный картофель, отварное или паровое мясо и рыба, сухофрукты, орехи, бобовые, крупноизмельчённые овощи и фрукты в салатах), а также исключение «перекусов» продуктами, содержащих легкоусвояемые углеводы. Немаловажное значение имеет воспитательный момент в формировании пищевого поведения. Устойчивое (выработанное с учётом проведённых исследований) пищевое поведение будет способствовать поддержанию активности слюнных желёз, и, следовательно, гигиеническому состоянию полости рта.