Задний межкостный лоскут предплечья в реконструкции кисти у пациентов с ее посттравматическими дефектами и заболеваниями

ЦИТО им. Н.Н Приорова, г. Москва

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Введение

В ходе планирования реконструктивных вмешательств на кисти особое место отводится восстановлению полноценного кожного покрова [1, 2, 4]. Метод кровоснабжаемой кожной пластики позволяет воссоздать естественный покров, служащий ложем для подлежащих сухожилий и мышц, и не ограничивающий движения пальцев [1-3]. Учитывая большое разнообразие описанных на сегодняшний день вариантов кожной пластики, сформировалась концепция «рабочего лоскута», отвечающего заданным требованиям реконструкции определенного сегмента: константность анатомии сосудистой ножки, относительная легкость выделения лоскута и адаптации его в зоне дефекта мягких тканей, однотипность свойств кожи (цвет, тургор, эластичность) лоскута и реципиентной зоны, легкость воспроизведения оперативной техники забора, прогнозируемые хорошие результаты использования [5].

Всем этим требованиям, применительно к реконструкции тыльной поверхности кисти и первого межпальцевого промежутка, наиболее полно, на наш взгляд, отвечает задний межкостный лоскут предплечья [6, 7].

Цель исследования: изучить ближайшие и отдаленные результаты пластики кисти задним межкостным лоскутом предплечья у пациентов с дефектами мягких тканей кисти, сформировавшимися в результате перенесенной травмы или заболевания кисти.

Материалы и методы

Работа основана на опыте лечения 23 пациентов. Подавляющее большинство наблюдений (11 случаев) составили пациенты с последствиями механической травмы кисти, последствия термической и комбинированной (минно-взрывной) травмы кисти составили 5 и 2 наблюдения соответственно, еще в 5 случаях имели место фиброз и изъязвление кожи тыла кисти на фоне олеогранулём, развившихся в результате подкожного введения вазелина в область пястно-фаланговых суставов. Все пациенты лечились в отделении микрохирургии и травмы кисти (№3) ФГБУ ЦИТО им. Н.Н. Приорова МЗ РФ в период с 2008 по 2013 г. Всего за указанный период было прооперировано 18 мужчин и 5 женщин в возрасте от 21 года до 56 лет (средний возраст 39,8±10,7 лет).

Задний межкостный лоскут предплечья использовался для пластики частей кисти, наиболее важных для ее функции и/или подвергшихся наибольшему разрушению. Так, в 8 наблюдениях лоскут был использован для пластики I межпальцевого промежутка кисти, в 6 случаях для закрытия дефекта мягких тканей тыльной поверхности I луча кисти, и в 9 наблюдениях лоскутом была укрыта тыльная поверхность пястно-фаланговых суставов.

Пластика всех перечисленных сегментов кисти была выполнена задним межкостным лоскутом в его несвободном ротационном кожно-фасциальном варианте. Это позволило избежать необходимости шва сосудов и сократить продолжительность операции. Предоперационное планирование проводилось по данным цветного допплеровского картирования сосудов предплечья или эхолокации портативным допплеровским датчиком. При этом определяли: наличие заднего межкостного сосудистого пучка, присутствие анастомозов задних межкостных сосудов с ветвями лучевой и локтевой артерий на уровне дистального луче-локтевого сочленения необходимых для использования его в несвободном варианте, проекцию основного перфорантного сосудистого пучка на границе проксимальной 1/3 и дистальных 2/3 предплечья.

Оперативная техника выделения лоскута во всех случаях не отличалась от стандартной, детально описанной в работах E. Zancolli, С. Penteado, P. Bayon [6-8]. Все операции выполнялись на обескровленной конечности, с использованием оптического увеличения в 3,5-4,5 раза.

Результаты

Средняя площадь заднего межкостного лоскута предплечья составила 61,7±8,2 см². Средняя длина сосудистой ножки лоскута – 14,3±1,3 см. Длина сосудистой ножки определялась расстоянием между точкой ротации (дистальной соединительной ветвью передней межкостной артерии) и проксимальной границей лоскута на предплечье.

В связи с тем, что патология кисти в группе пациентов отличалась большим разнообразием, многим из них проводилось многоэтапное лечение и/или сочетанные операции (сухожильные пластики, транспозиции, шов нервов или аутонейропластика, кожно-костные реконструкции лучей кисти или свободная пересадка пальцев со стопы на кисть), что не позволило объективно оценить вклад мягкотканной реконструкции в восстановление функции кисти с помощью существующих шкал и опросников.

Оценка результатов пластики кисти задним межкостным лоскутом предплечья нами проводилась по следующим критериям:

1.Процент площади приживления лоскута в сроки до 3 нед.

2.Наличие/отсутствие осложнений со стороны донорской зоны

3.Субъективная удовлетворенность пациента, результатом пластики кисти, видом донорской зоны на предплечье.

В 21 (91,3%) случаях приживление лоскута было полным. Лишь в 2 случаях (8,7%) мы наблюдали частичные некрозы лоскута (10% и 17% площади соответственно), которые потребовали повторного вмешательства – некрэктомии и свободной кожной пластики. Во всех 23 случаях донорское ложе на предплечье было ушито без применения кожной пластики. Все раны донорской зоны зажили первичным натяжением.

Через 1 год после операции по данным опроса 18 (78,3%) пациентов были полностью удовлетворены видом кисти и донорской зоны на предплечье, 3 пациентов (13%) были достаточно удовлетворены видом кисти и предплечья, отмечая как недостаток лишь наличие волос на коже лоскута, 2 (8,7%) пациентов были в целом удовлетворены видом кисти, отмечая лишь разницу в цвете и консистенции кожи лоскута и свободного кожного трансплантата (пациенты с состоявшимися частичными некрозами лоскута).

Клиническое наблюдение

Пациент Г., 31 год. Диагноз: олеогранулема области пястно-фаланговых суставов II-V пальцев правой кисти, сгибательные контрактуры суставов. Заболевание развилось в результате подкожного введения вазелина. В отделение микрохирургии и травмы кисти обратился с жалобами на выраженное уплотнение кожи над пястно-фаланговыми суставами, ограничение движений в них, периодическое изъязвление кожи над пястно-фаланговым суставом II пальца (рис. 1).

При клиническом обследовании - кожа в области суставов резко уплотнена, спаяна с подлежащими тканями, не смещается.

 В ходе оперативного вмешательства рубцово измененная кожа над суставами была иссечена, удалены фрагменты олеогранулемы, выполнен тенолиз сухожилий разгибателей (рис. 2).

Рис. 1. Пациент Г., 31 год. Вид кисти до операции. Рис. 2. Пациент Г. 31 год: а - вид кисти после удаления олеогранулёмы; б - выделенный задний межкостный лоскут предплечья на сосудистой ножке.
Рис. 1. Пациент Г., 31 год. Вид кисти до операции. Рис. 2. Пациент Г. 31 год: а - вид кисти после удаления олеогранулёмы; б - выделенный задний межкостный лоскут предплечья на сосудистой ножке.

Эстетический и функциональный результат через 3 мес. после операции представлен на рис. 3.

 

Рисунок 3. Пациент Г., 31 год: а, б - функция кисти через 3 мес. после операции; в - вид кисти и донорской зоны на предплечье через 3 мес. после операции.

Рисунок 3. Пациент Г., 31 год: а, б - функция кисти через 3 мес. после операции; в - вид кисти и донорской зоны на предплечье через 3 мес. после операции.

Обсуждение

Данные анализа результатов лечения 23 пациентов с посттравматическими дефектами и заболеваниями кисти позволяет с уверенностью утверждать, что задний межкостный лоскут предплечья обладает рядом неоспоримых преимуществ и отвечает большинству требований, предъявляемых к пластике тыльной поверхности кисти, пальцев и I межпальцевого промежутка. Анатомия сосудистой ножки лоскута отличается постоянством [6-13], так в нашей группе 23 пациентов основной ствол артерии на предплечье и дистальная соединительная ветвь присутствовали в 100% случаев. При этом диаметр артерии 0.7-1.2 мм [6, 7] и достаточное количество септо-кутанных перфорантных ветвей (5-12) [14] позволяют уверенно визуализировать их при оптическом увеличении в 3.5-4.5 раза, что делает выделение лоскута более безопасным и предсказуемым. Кроме того, сохранение основных сосудистых магистралей предплечья (лучевой и локтевой артерий) позволяет, во-первых, сохранить адекватный кровоток в поврежденной кисти, и во-вторых, дает возможность сочетать пластику контурного дефекта кисти со свободными пересадками пальцев со стопы на кисть и другими микрохирургическими реконструкциями [15, 16]. В нашем исследовании мы использовали задний межкостный лоскут как дополнение к другим видам оперативных вмешательств в 10 случаях из 23.

Выводы

1.Пластика задним межкостным лоскутом предплечья является надежным методом восстановления естественных кожных покровов кист;

2. Константная анатомия сосудистой ножки лоскута и легкость ее выделения позволяет широко применять его для пластики тыла кисти, пальцев и I межпальцевого промежутка у пациентов с посттравматическими деформациями и заболеваниями кисти;

3. Пластика задним межкостным лоскутом предплечья является методом выбора у пациентов со сложными деформациями кисти, требующими многоэтапных или сочетанных реконструктивных вмешательств с использованием микрохирургической техники;

4. Кожи заднего межкостного лоскута предплечья близка по характеристикам коже тыла кисти, что в большинстве случаев дает хороший эстетический результат реконструкции;

5. В подавляющем большинстве случаев донорская зона на предплечье может быть ушита в линию, с последующим формированием рубца, малозаметного при естественном положении рук.

Список использованных источников:

1. Родоманова Л.А., Кутянов Д.И. Использование технологий реконструктивно-пластической микрохирургии в системе лечения больных с патологией кистевого сустава// Травматология и ортопедия России, 4(62), 2011, c. 30–36.

2. Тихилов Р.М., Кочиш А.Ю., Родоманова Л.А., Кутянов Д.И., Афанасьев А.О. Возможности современных методов реконструктивно-пластической хирургии в лечении больных с обширными посттравматическими дефектами тканей конечностей (обзор литературы)// Травматология и ортопедия России, 2(60), 2011, c. 164–170.

3. Родоманова Л.А., Кочиш, А.Ю. Реконструктивные микрохирургические операции при травмах конечностей. - СПб.: РНИИТО, 2012, c. 35-49

4. Yu H.L., Chase R.A., Strauch B. Atlas of hand anatomy and clinical implications. - Mosby. 2004, p. 56-120.

5. Friedrich J.B., Pederson W.C., Bishop A.T., Galaviz P., Chang J. New workhorse flaps in hand reconstruction// Hand, 7(1), 2012, p.45–54.

6. Penteado C.V., Masquelet A.C., Chevrel, J.P. The anatomic basis of the fascio-cutaneous flap of the posterior interosseous artery// Surgical and Radiologic Anatomy: 8(4), 1986, p.209–215.

7. Zancolli E.A., Angrigiani C. Posterior interosseous island forearm flap// The Journal of Hand Surgery: British & European Volume, 13(2), 1988, p.130–135.

8. Bayon P., Pho R. Anatomical basis of dorsal forearm flap: Based on posterior interosseous vessels. The Journal of Hand Surgery// British & European Volume, 13(4), 1988, p. 435– 439.

9. Vögelin E., Langer M., Büchler U. How reliable is the posterior interosseous flap? A review of 88 patients// European Journal of Plastic Surgery, 24(7), 2002, p. 333–337.

10. Costa H., Soutar D.S. The distally based island posterior interosseous flap// British Journal of Plastic Surgery, 41(3), 1988, p. 221–227.

11. Costa H., Comba S., Martins A., Rodrigues J., Reis J., Amarante, J. Further experience with the posterior interosseous flap// British Journal of Plastic Surgery, 44(6), 1991, p. 449–455.

12. Costa H., Smith R., McGrouther D.A. Thumb reconstruction by the posterior interosseous osteocutaneous flap// British Journal of Plastic Surgery, 41(3), 1988, p. 228–233.

13. Costa H., Pinto A., Zenha H. The posterior interosseous flap - a prime technique in hand reconstruction. The experience of 100 anatomical dissections and 102 clinical cases// Journal of Plastic, Reconstructive & Aesthetic Surgery : 60(7), 2007, p.740–747

14. Watanabe S.M., Blanco P.J., Feijóo R.A. Blood flow modeling in a detailed arterial network of the arm 2012. - http://livroaberto.ibict.br/handle/1/857.

15. Cavadas P.C., Ibañez J., Landin L., Roger I. Use of the Reversed Posterior Interosseous Flap in Staged Reconstruction of Mutilating Hand Injuries before Toe Transfers// Plastic and Reconstructive Surgery, 122(6), 2008. 1823–1826.

16. Ishiko T., Nakaima N., Suzuki S. Free posterior interosseous artery perforator flap for finger reconstruction// British Journal of Plastic Surgery, 62(7), 2009, p.211–215.